Цели:
- Закрепить умение:
- сравнивать две группы предметов, уметь их сравнивать, пользуясь в речи словами «столько же», «поровну»;
- пересчитывать предметы в пределах 3 и соотносить их с цифрой;
- пользоваться рисунком-схемой.
- Закрепить знание о геометрических фигурах, понятии пара.
- Развивать у детей логическое мышление, доказательную речь.
Оборудование и материалы:
- рабочие тетради Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, « Игралочка» математика для детей 3-4 лет, часть 1;
- клоун из геометрических фигур, карточка с заданием «Четвертый лишний»;
- схемы упражнений «Веселый человечек», мелкие игрушки;
- раздаточный материал круги и треугольники на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Введение в тему.
- К нам сегодня в гости пришел клоун, хочет снами поиграть и принес интересные задания.
- Клоун у нас необычный.
- Из чего он состоит? (Из геометрических фигур.)
(Дети рассматривают и называют знакомые геометрические фигуры.)
2. Счет до 3, соотнесение числа предметов с цифрой (з. 30, стр. 59 рабочей тетради).
- У нашего клоуна есть друзья, они собрались в путешествие на поезде, дружно расселись в вагоны.
- Найдите вагон, где едут 2 клоуна, раскрасьте крышу вагона в синий цвет, с одним клоуном – в зеленый цвет, с тремя клоунами в красный цвет.
(Попутно дети находят соответствующую цифру и соединяют ее линией.)
3. Сравнение двух множеств.
- А теперь у клоуна следующее задание.
- Положите на нижнюю полоску три круга, пусть это будут клоуны.
- А на верхнюю – столько же треугольников. Это колпачки у клоунов (идет уравнивание множеств разными способами, дети пользуются словами поровну, столько же, больше, меньше).
4. Физкультурная минутка «Веселые человечки».
- Клоун нам предлагает отдохнуть, я вам буду показывать веселых человечков, а вы будете повторять за ними движения (человечки изображены схематично – руки в стороны, вверх, ноги на ширине плечи т.д.).
5. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
- Клоун просит о помощи. У него много колпачков, нужно найти лишний (все колпачки могут быть лишними, по цвету, по раскраске, по величине, дети находят лишний и доказывают это).
6. Дидактическая игра «Найди пару».
- Клоун вам принес игрушки. Давайте вспомним, что такое пара. (Это два предмета, они между собой могут быть похожи чем- либо, либо совсем одинаковые.)
- Давайте среди этих предметов найдем пары (воспитатель приводит один пример, в комплект могут быть включены предметы разные по классификации, предметы из одного материала, одинаковые по форме, по назначению).
7. Итог.
- Клоуну у нас очень понравилось, он нас хвалит, за то, что мы хорошо потрудились, ему пора прощаться.
Занятие по развитию у детей элементарных математических представлений в старшей группе «Город, в котором мы живем» (итоговое)
Цель:
- Упражнять детей в измерении длины при помощи условной мерки, в прямом счете до 7, умении составлять натуральный ряд чисел до 7, в порядковом счете до 7, в ориентировке на листе бумаги (понятия «слева», «справа», «между»), в составлении предметов из геометрических фигур.
- Учить подбирать прилагательные к существительным, образовывать слова во множественном числе.
- Воспитывать любовь к родному краю, городу, улице, воспитывать чувство общности с другими детьми.
Материалы и оборудование:
- схема улицы с домами, мерки на каждого ребенка;
- геометрические фигуры, образец;
- цифры от 1 до 7, ножницы, карандаши.
Ход занятия
1. Сообщение темы, настрой на работу.
- Давайте возьмемся все за руки.
Ты да я, да мы с тобой
Живем мы дружною семьей.
- Что мы с вами вместе делаем?
- В какой стране мы живем? А как нас называют? В каком городе живем? На какой улице? А что можно увидеть на улице?
- Посмотрите, здесь изображена наша улица (на рисунке изображены дома в ряд, разного цвета, у которых нет окон).
- Чего не хватает у домов?
- Давайте сделаем окна.
2. Измерение при помощи условной мерки.
- У каждого из вас есть полоска бумаги, из которой мы будем делать окна.
- Окна должны быть одинаковые и точно такой же длины, как и мерка.
- Вспомните, откуда нужно начинать измерение? (С самого края.) (Дети, вместе с воспитателем вспоминают правила измерения при помощи мерки.)
- Сколько раз уложилась мерка? По метке разрежьте ножницами. Сколько получилось окон? Давайте, окна разложим на дома.
3. Порядковый счет.
- Сколько у нас всего домов? (7)
- Который по счету красный дом? Самый высокий? Самый длинный?
- Какого цвета третий дом? Седьмой дом? Который по счету дом, который находится между седьмым и пятым домом?
4. Составление натурального ряда чисел.
- Что придумали люди, чтобы найти нужный дом? (Адрес, номера домов.)
- Несколько номеров уже есть на домах, нужно расставить оставшиеся. Воспитатель предлагает это сделать одному – двум детям, остальные составляют натуральный ряд чисел от 1 до 7 на столе. Взаимопроверка.
5. Подбор прилагательных к существительным.
- Давайте отдохнем и поговорим о городе.
- Какой может быть город? (Чистый, красивый, большой.)
- А улица?
6. Дидактическая игра «Один – много».
- А сейчас поиграем в игру «Один – много».
Воспитатель называет разные существительные по теме «Город», «Улица» (город, улица, площадь, парк, магазин, школа, переулок, переход), дети – во множественном числе.
7.Составление предметов из геометрических фигур.
- Как вы думаете, чего не хватает на нашей улице? (Машин, людей, деревьев.)
Сейчас мы с вами украсим улицу – составим эти предметы из геометрических фигур (у детей на картинках образцы, составленные из геометрических фигур – человек, самолет, машина, качели, елочка, грибок). Дети составляют предметы на картонке, что бы перенести изображение на дорогу. Воспитатель обращается к тем детям, кто уже закончил работу, и предлагает поставить, например, человека справа от красного дома, и т.д.
8. Итог.
- Красивая у нас получилась улица? Эту улицу мы сделали с вами дружно, вместе. Хотели бы вы жить на такой улице?
Конспект занятия по развитию у детей элементарных математических представлений в подготовительной группе «Как муравьишка домой спешил» (по сказке В.Бианки) (итоговое)
Цели:
- Закрепить знание натурального ряда чисел от 1 до 20.
- Развивать умение измерять величину при помощи условной мерки.
- Закрепить знание состава чисел первого десятка, умение составлять число из 2-х меньших.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе в клетку, строить симметричный рисунок.
Предварительная работа: чтение сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Оборудование и материалы:
- разрезная картинка «Муравей»;
- условная мерка на каждого ребенка;
- карточки с числами 1-20, карандаши;
- река, нарисованная на большом листе бумаги, ножницы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на коробочку, перевязанную ленточкой.
- Чья это коробка?
- Что же там внутри?
- Кому адресована? (Написано «Детям».)
- Это нам, значит можно посмотреть, что внутри. (Внутри записка.)
Читаем: «Это я. Сложите картинку, узнаете, кто я.»
- Да это же муравей.
- Наверное, с ним опять приключились неприятности.
- Кто помнит, что с ним случилось в сказке? (Налетел ветерок и унес муравья далеко от муравейника.)
2. Постановка цели занятия.
- Давайте поможем вернуться муравью домой – в муравейник.
3. Д/И «Составь натуральный ряд чисел».
- Ветер принес муравья на большой луг, по которому не просто пройти – трава густая.
- Я точно знаю, что тропинка, по которой муравей может пройти, проходит мимо всех чисел по порядку от 1 до 20.
- Соедините все числа по порядку (ряд чисел предлагается всем детям индивидуально).
- Вот мы и помогли муравью пробраться через луг.
4. Измерение величины при помощи мерки.
- Пройдя луг, наш муравей попал на берег реки.
- Как переправиться через реку? (Предположения детей.)
- Кого попросил он об этом в сказке? (Жука-плавунца.)
Воспитатель предлагает рассмотреть реку, нарисованную на большом листе бумаги.
- В каком месте ему будет легче переплыть? (В самом узком.)
- На реке надо найти самое узкое место.
- Как? (Измерить.)
- Возьмите мерки и измерьте ширину реки. Цвет мерки показывает вам место, где нужно измерять. Лишнее отрежьте ножницами. (На листе бумаги нарисована река ,на ней цветные метки, соответствующие цвету мерки детей, каждый ребенок измеряет реку в «своем месте», после все мерки сравниваются и находиться самая короткая.)
- Переплыл жук плавунец с муравьем на другой берег и попрощался с ним.
5. Дидактическая игра «Добавь до 7».
- Вдруг слышит муравей, кто-то спорит громко. Это оказались божьи коровки.
- Чего же не хватает на спинке у божьих коровок? (Точек.)
- Поспорили божьи коровки, сколько у них должно быть точек на спинке (самая распространенная божья коровка с семью точками).
(У воспитателя картинки с божьими коровками с разным количеством точек от 1 до 6.)
-Давайте при помощи разных движений дополним недостающее количество точек до 7 (прохлопать, присесть, протопать).
- За то, что мы помогли насекомым, одна божья коровка подхватила муравья и понесла к старой березе.
6. Симметричное рисование на листе в клетку.
- Божья коровка скоро устала и опустилась на цветок, где уже готовилась ко сну бабочка, и сложила крылья.
- Божья коровка предложила муравью попросить о помощи бабочку, но для этого ее нужно разбудить – нарисовать ей точно такое-же крылышко, как первое (дети выполняют симметричное рисование крылышка на листе в клетку).
- Вот мы разбудили бабочку. Теперь она долетит с муравьем до муравейника.
7. Дидактическая игра «Найди недостающую фигуру».
- А его друзья муравьи уже закрывают двери в муравейнике, осталась последняя, давайте поможем ее найти (рисунок 1).
- Ну, вот и закрылся муравейник. Успел ли муравей? Кто ему помог? Сегодня мы работали дружно, поэтому и помогли муравью добраться до дома.
Рисунок 1
Список литературы:
- О.А. Скоролупова. «Занятия с детьми старшего школьного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы».