Театрализованная деятельность как средство обучения и коррекции

Разделы: Внеклассная работа


«Светлой радостью детства» назвал свой детский театр марионеток великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. В воспоминаниях выдающихся ученых, писателей, поэтов, художников мы находим много слов в адрес родителей и близких, приобщивших их в детстве к этому виду искусства. Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию его личностной культуры.

Школьные годы – это период активного роста ребенка и по существу почти единственный период в жизни слепого ребенка, когда он находится под постоянным и целенаправленным воздействием различных средств физического воспитания. В связи с этим долг школы-интерната в том, чтобы задачи развития двигательных функций, компенсации дефекта были решены в значительной степени именно в этот период.
Задача физического развития слепых и слабовидящих школьников заключается в создании у них личного двигательного опыта, в формировании навыков основных жизненно необходимых движений. Важно не только научить слепого и слабовидящего ребенка ходить, бегать, прыгать, подниматься и спускаться с лестницы, но добиться и согласованности и красоты движения. Поэтому театрализованная деятельность приобретает особое значение в условиях школы-интерната III, IV видов. Театрализованная деятельность являются одним их важных элементов работы с детьми, страдающими нарушениями зрения. Они способствуют творческому развитию личности ребенка, навыков общения, формированию его вкуса, интеллекта, речи, действенно-практической деятельности и социальной адаптации детей. Театрализованная деятельность позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи. Ведущая педагогическая идея опыта – коррекция недостатков развития слепых и слабовидящих школьников.

Воспитательные и образовательные задачи:

  1. Развивать творческие способности детей, их желание фантазировать и реализовывать желаемое в действительности.
  2. Способствовать развитию театрального творчества, художественных и индивидуальных способностей детей.
  3. Учить детей умело использовать речевые приемы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса.
  4. Воспитывать коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, умение уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия с партнерами.
  5. Воспитывать культуру поведения в театре.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать точность и координацию движений, умение ориентироваться в малом и большом пространствах (ширма, сцена).
  2. Развивать речевые и неречевые средства общения (учить соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа).
  3. Развивать восприятие цвета.
  4. Развивать эмоционально-волевую деятельность, вырабатывать адаптацию к новым видам деятельности.

Опыт организации и проведения театрализованных представлений во многом способствует успешной реализации поставленной цели.

Положение
о школьном фестивале театрального творчества «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего» (М. Сервантес)

1. Общие положения.

Театр является важнейшим средством воспитания личности - участники и зрители воспринимают основные человеческие ценности через участие в коллективной творческой деятельности. Музыка и театр развивают креативность, умение работать в коллективе, инициативность, ответственность, повышают общий культурный уровень участников и зрителей. Искусство воспитывает любовь к своей Родине, уважение к другим культурам, является профилактикой антиобщественных явлений в молодёжной среде.

2. Цели фестиваля:

  1. Создание условий для включения детей, педагогов и родителей в пространство культуры и театральной среды, социализация детей.
  2. Развитие эстетического вкуса, творческих способностей.
  3. Повышение уровня культуры у детей и подростков.

3. Задачи фестиваля:

  • воспитание общечеловеческих ценностей, позитивных социальных установок подрастающего поколения, приобщение возможно большего количества детей, подростков и молодежи к лучшим культурным традициям;
  • раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, потребность в их развитии и реализации;
  • формирование культуры досуга и профилактика антиобщественных явлений в молодёжной среде;
  • приобщение детей и молодежи к богатейшему пласту театрального искусства;
  • расширение возможностей для творческого развития и самореализации воспитанников;
  • вовлечение в художественное творчество детей с ограниченными возможностями;
  • создание нового культурного пространства для благоприятного сотрудничества семьи и школы;
  • привлечение внимания общественных структур и организаций к воспитательным возможностям детского творчества.

4. Участники фестиваля.

В фестивале принимают участие 1-12 классы по следующим направлениям:

  • 1-4«А» классы и 2-9«Б» классы – «Сказки о самом главном, или о том, что труднее всего»;
  • 5-12классы – «Побеждать других – это доблесть звериная. Побеждать самого себя – вот доблесть человека».

5. Организация, сроки и условия выступления.

Фестиваль проводится в марте 2012 года в актовом зале школы-интерната.

Участники фестиваля выступают по графику и представляют:

  • инсценировку, мини-спектакль или костюмированное представление (1-4«А» классы и 2-9 «Б» классы – «Сказки о самом главном, или о том, что труднее всего»; 5-12«А» – «Побеждать других – это доблесть звериная. Побеждать самого себя – вот доблесть человека»);
  • обязательными являются: музыкальное сопровождение выступления, костюмы;
  • в представлении могут принимать участие: воспитанники, учителя, воспитатели, родители, приглашенные художественные коллективы и т.д, по усмотрению режиссера;
  • продолжительность выступления не более 15 минут.

6. Жюри фестиваля

В состав жюри входят представители администрации школы-интерната, учителя, воспитатели, члены общешкольного родительского комитета и Детского совета.

7. Оценивание:

Условия фестиваля предусматривают три призовых места, итоги подводит жюри.

Высоких оценок будут заслуживать коллективы:

  • показавшие выразительное и красочное представление, композиционную целостность, артистичность;
  • использовавшие различные виды сценического мастерства, оригинальность замысла, художественную выразительность.

8. Критерии оценки:

  1. Исполнительское мастерство, подбор и сложность репертуара.
  2. Актерское мастерство (пьеса, пародия, конферанс, пантомима). Оценивается артистичность, способность к речевой импровизации, владение сценической речью, подбор литературного материала.
  3. Хореография.
  4. Режиссура, оригинальность постановки, сценарий, сценическая композиция, раскрытие художественного образа, эмоциональность, творческая индивидуальность исполнителей.
  5. Музыкальное оформление.
  6. Художественное оформление, костюм.

9. Награждение:

Победители определяются по итогам голосования жюри. Решение жюри является окончательным и обсуждению не подлежит.

Победителям конкурсной программы присваивается звание Лауреата или Дипломанта фестиваля театрального творчества с вручением соответствующих дипломов и памятных знаков. Коллективы-победители получают поощрительные призы.