«Светлой радостью детства» назвал свой детский театр марионеток великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. В воспоминаниях выдающихся ученых, писателей, поэтов, художников мы находим много слов в адрес родителей и близких, приобщивших их в детстве к этому виду искусства. Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию его личностной культуры.
Школьные годы – это период активного роста ребенка и
по существу почти единственный период в жизни слепого ребенка, когда он
находится под постоянным и целенаправленным воздействием различных средств
физического воспитания. В связи с этим долг школы-интерната в том, чтобы задачи
развития двигательных функций, компенсации дефекта были решены в значительной
степени именно в этот период.
Задача физического развития слепых и слабовидящих школьников заключается в
создании у них личного двигательного опыта, в формировании навыков основных
жизненно необходимых движений. Важно не только научить слепого и слабовидящего
ребенка ходить, бегать, прыгать, подниматься и спускаться с лестницы, но
добиться и согласованности и красоты движения. Поэтому театрализованная
деятельность приобретает особое значение в условиях школы-интерната III, IV
видов. Театрализованная деятельность являются одним их важных элементов работы с
детьми, страдающими нарушениями зрения. Они способствуют творческому развитию
личности ребенка, навыков общения, формированию его вкуса, интеллекта, речи,
действенно-практической деятельности и социальной адаптации детей.
Театрализованная деятельность позволяет решать не только учебно-воспитательные,
но и коррекционные задачи. Ведущая педагогическая идея опыта – коррекция
недостатков развития слепых и слабовидящих школьников.
Воспитательные и образовательные задачи:
- Развивать творческие способности детей, их желание фантазировать и реализовывать желаемое в действительности.
- Способствовать развитию театрального творчества, художественных и индивидуальных способностей детей.
- Учить детей умело использовать речевые приемы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса.
- Воспитывать коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, умение уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия с партнерами.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать точность и координацию движений, умение ориентироваться в малом и большом пространствах (ширма, сцена).
- Развивать речевые и неречевые средства общения (учить соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа).
- Развивать восприятие цвета.
- Развивать эмоционально-волевую деятельность, вырабатывать адаптацию к новым видам деятельности.
Опыт организации и проведения театрализованных представлений во многом способствует успешной реализации поставленной цели.
Положение
о школьном фестивале театрального творчества «История
– сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для
настоящего, предостережение для будущего» (М. Сервантес)
1. Общие положения.
Театр является важнейшим средством воспитания личности - участники и зрители воспринимают основные человеческие ценности через участие в коллективной творческой деятельности. Музыка и театр развивают креативность, умение работать в коллективе, инициативность, ответственность, повышают общий культурный уровень участников и зрителей. Искусство воспитывает любовь к своей Родине, уважение к другим культурам, является профилактикой антиобщественных явлений в молодёжной среде.
2. Цели фестиваля:
- Создание условий для включения детей, педагогов и родителей в пространство культуры и театральной среды, социализация детей.
- Развитие эстетического вкуса, творческих способностей.
- Повышение уровня культуры у детей и подростков.
3. Задачи фестиваля:
- воспитание общечеловеческих ценностей, позитивных социальных установок подрастающего поколения, приобщение возможно большего количества детей, подростков и молодежи к лучшим культурным традициям;
- раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, потребность в их развитии и реализации;
- формирование культуры досуга и профилактика антиобщественных явлений в молодёжной среде;
- приобщение детей и молодежи к богатейшему пласту театрального искусства;
- расширение возможностей для творческого развития и самореализации воспитанников;
- вовлечение в художественное творчество детей с ограниченными возможностями;
- создание нового культурного пространства для благоприятного сотрудничества семьи и школы;
- привлечение внимания общественных структур и организаций к воспитательным возможностям детского творчества.
4. Участники фестиваля.
В фестивале принимают участие 1-12 классы по следующим направлениям:
- 1-4«А» классы и 2-9«Б» классы – «Сказки о самом главном, или о том, что труднее всего»;
- 5-12классы – «Побеждать других – это доблесть звериная. Побеждать самого себя – вот доблесть человека».
5. Организация, сроки и условия выступления.
Фестиваль проводится в марте 2012 года в актовом зале школы-интерната.
Участники фестиваля выступают по графику и представляют:
- инсценировку, мини-спектакль или костюмированное представление (1-4«А» классы и 2-9 «Б» классы – «Сказки о самом главном, или о том, что труднее всего»; 5-12«А» – «Побеждать других – это доблесть звериная. Побеждать самого себя – вот доблесть человека»);
- обязательными являются: музыкальное сопровождение выступления, костюмы;
- в представлении могут принимать участие: воспитанники, учителя, воспитатели, родители, приглашенные художественные коллективы и т.д, по усмотрению режиссера;
- продолжительность выступления не более 15 минут.
6. Жюри фестиваля
В состав жюри входят представители администрации школы-интерната, учителя, воспитатели, члены общешкольного родительского комитета и Детского совета.
7. Оценивание:
Условия фестиваля предусматривают три призовых места, итоги подводит жюри.
Высоких оценок будут заслуживать коллективы:
- показавшие выразительное и красочное представление, композиционную целостность, артистичность;
- использовавшие различные виды сценического мастерства, оригинальность замысла, художественную выразительность.
8. Критерии оценки:
- Исполнительское мастерство, подбор и сложность репертуара.
- Актерское мастерство (пьеса, пародия, конферанс, пантомима). Оценивается артистичность, способность к речевой импровизации, владение сценической речью, подбор литературного материала.
- Хореография.
- Режиссура, оригинальность постановки, сценарий, сценическая композиция, раскрытие художественного образа, эмоциональность, творческая индивидуальность исполнителей.
- Музыкальное оформление.
- Художественное оформление, костюм.
9. Награждение:
Победители определяются по итогам голосования жюри. Решение жюри является окончательным и обсуждению не подлежит.
Победителям конкурсной программы присваивается звание Лауреата или Дипломанта фестиваля театрального творчества с вручением соответствующих дипломов и памятных знаков. Коллективы-победители получают поощрительные призы.