Исторические предпосылки формирования гражданских и патриотических ценностей у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Владимир Даль определил понятие «патриотизм», как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». [1,с.24]

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси 10-13 веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитания веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана). Замечательным памятником педагогической мысли конца 11 века является «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Владимир Мономах поучает своих детей любить родину, быть готовыми не щадить себя, не совершать дел, неугодных богу, угождать ему не только молитвами, но и добрыми делами. Он призывает детей быть трудолюбивыми и человеколюбивыми – с уважением относиться к старшим, вежливо к равным себе, кормить неимущих, посещать больных, помогать бедным. Богатыри земли русской стали символами защитников Родины не только для русского народа, но и для всех россиян, проживающих ныне в Российской Федерации. Как отмечает Д.С. Лихачев, посвятивший свою жизнь изучению русской культуры, у русского народа много слов с корнем род: «родной, родник, родинка, народ, природа, Родина... и «порода» – лучшее, что дает природа в совокупных усилиях с человеком... Слова эти как бы сами слагаются вместе – родники родимой природы, прирожденность родникам родной природы». [2,с.418] В период подъёма общественного движения в 18 веке передовые русские мыслители подвергали всё более резкой критике крепостничество и его систему воспитания. Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков выдвигал гуманистическую теорию воспитания истинных патриотов и граждан, полезных Отечеству.

Из российских ученых и педагогов прошлых веков наиболее глубже сущность патриотизма и яснее понимал К. Д.Ушинский, который считал, что любить Отечество можно не только тогда, когда оно в опасности, но и в повседневной мирной жизни, добросовестно и честно трудясь на своем рабочем месте, прославляя его изобилием и богатством. Великий русский педагог ведущую роль отводит изучению родного языка, а также окружающего ребёнка мира. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, – писал К.Д. Ушинский, – и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». [6,с.224] Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Развивая идею народности К.Д.Ушинского, супруги Симонович ввели в занятия ознакомление детей с трудом и бытом русского народа, с родной природой (так называемые «Занятия по родиноведению»), широко использовали рассказы из жизни природы, народные игры, песни, игры с крупным строителем и др. «Родиноведение – это есть систематический ряд бесед, прогулок и наблюдений, предварительно хорошо обдуманных воспитательницею, ведущих к сознательному знакомству с родиной и подготавливающих ребёнка к дальнейшему пониманию географии, космографии и астрономии». [4,с.167]

Анализируя исследования ученых и особенно опыт всех времен и народов, академик Н.Д. Никандров отмечает: «Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине – все это начинается с ближайшего окружения и лишь затем расширяется до общечеловеческого». [3,с.43]

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. «В патриотическом воспитании ярче всего выражается проектирование человека, – писал В. А.Сухомлинский. - Воспитывая юного патриота, мы представляем себе, каким оказался бы наш питомец в час тяжелых испытаний для Родины. Если бы патриотическое воспитание не предвидело этого, оно было бы бездейственным... Задача воспитателя – открыть перед каждым питомцем все источники, которыми питается могучее чувство любви к Родине. Это и природа родного края, и мать с отцом, и родное село, город, колхоз, предприятие, где работают родители, и славное прошлое Отечества, его героическая история... братская дружба народов нашей Родины. Быть действительно преданным Отечеству гражданином – значит любить его таким, каким его создали и утвердили старшие поколения, каким оно вышло из жестокой борьбы в годы вражеских нашествий». [5,с.276]

Наиболее сложной является работа по воспитанию у дошкольников любви к родному поселку (городу) и родной стране. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку(городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ. Воспитывая у детей любовь к родному поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Список литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955. Том 3. С.24.
  2. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. // Лихачёв Д. С. Избранные работы в 3 томах. Том 2. - Л.: Худож. лит.,1987. С.418.
  3. Никандров Н.Д. Ценности – как основа целей воспитания // Педагогика. 1998, №4. С.43.
  4. Симонович А.С. Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей. Т.11. Изд. ред. «Детского сада». СПб.,1874.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа,1974г. С.288.
  6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, том 2. М. -Л., 1948. C.475.