Урок алгебры в 9-м классе по теме "Сдвиг графика квадратичной функции вдоль осей координат "

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • интерпретировать графическую запись с аналитической для графиков функций вида у = ах2 , у = ах2 + q, у = а(х + p)2;
  • обобщить выводы для функции  вида у = а(х + p)2 + q;
  • развивать графические навыки.

Учащиеся должны:

знать:
– с помощью каких сдвигов вдоль координатных осей из графиков функции у = ах2 можно получить параболу, задаваемую уравнением  у = ах2 + q, у = а(х + p)2, у = а(х + p)2 + q;
уметь:
– в конкретных случаях построить параболы у = ах2 + q, у = а(х + p)2; у = а(х + p)2 + q;
– изображать параболы (отмечать вершину, проводить ось симметрии, показывать – направление ветвей).

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: компьютер,  проектор.

Дидактическое обеспечение урока: презентация Power Point.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение темы и постановка целей урока. (Слайды 1-3).

II. Актуализация знаний учащихся

Устная работа.

  • Опишите свойства функции, используя график  
  • Установите соответствие между графиками функций и  формулами. (Слайды 4-5).

III. Изучение нового материала

1. Учитель: Постройте  график функции вида

(Слайд 6)

На слайде заготовлена таблица значений х. Учащиеся переносят таблицу в тетрадь,  им дается время посчитать соответствующие значения y и  занести их в таблицу, а затем идет проверка. На координатной плоскости в тетрадях учащиеся по точкам строят график.

2. Учитель: Постройте график функциу = ах2 + q:

1-й. вариант:  

2-й вариант:

(Слайд 7. Анимация сдвигов графиков на слайде помогает сделать вывод.)

На слайде заготовлены таблицы значений х. Учащиеся переносят таблицу в тетрадь,  им дается время посчитать соответствующие значения y и  занести их в таблицу, а затем идет проверка. На координатной плоскости в тетрадях учащиеся по точкам строят графики своих функций. После построения графика в первом варианте он сравнивается с исходным. Ребята проводят анализ и делают вывод, а затем аналогично для второго варианта.

3. Обобщение полученных выводов:

График функции у = ах2 + q может быть получен из графика функции у = ах2 путем переноса его вдоль оси Оу вверх на отрезок длины q, если q > 0, или вниз на отрезок длины | q |, если q < 0. При этом вершина параболы окажется в точке (0; q).

(Слайд 8. Анимация сдвигов графиков на слайде помогает лучшему восприятию правила.)

4. Учитель: Постройте график функции у  =  а(х + p)2:

1-й вариант:

2-й вариант:

(Слайд 9. Анимация сдвигов графиков на слайде помогает сделать вывод.)

На  слайде заготовлены таблицы значений х. Учащиеся переносят таблицу в тетрадь,  им дается время посчитать соответствующие значения y и  занести их в таблицу, а затем идет проверка. На координатной плоскости в тетрадях учащиеся по точкам строят графики своих функций. После построения графика в первом варианте он сравнивается с исходным. Ребята проводят анализ и делают вывод, а затем аналогично для второго варианта.

5. Обобщение полученных выводов:

График функции у = а(х + p)2 может быть получен из графика функции у = ах2 путем переноса его вдоль оси Ох влево на отрезок длины p, если p > 0,
или вправо на отрезок длины | p |, если p < 0. При этом вершина параболы окажется в точке (– p; 0).

(Слайд 10. Анимация сдвигов графиков на слайде помогает лучшему восприятию правила.)

6. Задайте формулой функцию, если исходная у = 2х2 и запишите координаты вершины.

(Слайды 11-12).

7. Обобщение для графиков функций вида: у = а(х + p)2 + q.

(Слайд 13).

График функции у = а(х + p)2 + q может быть получен из графика функции у = ах2  с помощью двух параллельных переносов: вдоль оси Оу на | q | единиц – вверх или вниз в зависимости от знака числа q, и вдоль оси Ох на  | p | единиц – влево или вправо в зависимости от знака числа p. Вершиной параболы у = а(х + p)2 + q будет точка   (– p; q).

IV. Закрепление нового материала

1. Задайте формулой функцию и запишите координаты вершины параболы.

(Слайд 14).

2. Установите соответствие между графиком функции, формулой и координатами вершины параболы.

(Слайды 15-16.)

3. Решение упражнений: № 234, 244, 257. (Слайд 17).

V. Подведение итогов

– Как из параболы  получить параболу

– Как из параболы получить параболу

(Слайд 18.)

VI. Домашнее задание

П. 2.3., № 233 (б, г), 235 (б, г), 243(б, г),245 (б, г),  249 (б, г), 256 (б, г). (Слайд 19).