Урок по теме "Воздух – смесь различных газов"

Разделы: Биология


Цель урока: сформировать знания о составе и свойствах воздуха.

Задачи урока:

  1. Раскрыть особенности газов, входящих в состав атмосферы, и их значение в природе и в жизни человека.
  2. Раскрыть экологические проблемы, влияющие на изменение состава и свойств воздуха.
  3. Способствовать формирован6ию у учащихся целостной картины мира благодаря использованию межпредметных связей биологии, химии, экологии.
  4. Развивать умение искать, находить и презентовать информацию с использованием ИКТ.
  5. Развивать умение в постановке простейших экспериментов.
  6. Развивать умение работать в группах.
  7. Способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся в деле охраны природы.

Оборудование:

  • учебник природоведение для 5 класса (авторы: Пакулова В.М., Иванова Н.В.);
  • схемы «Круговорот азота», «Производители и потребители кислорода»;
  • пробирки с известковой водой, стеклянные трубочки, резиновая груша;
  • рисунки с изображением экологических проблем, дидактический материал.

Ход урока

Класс заранее делится на 4 группы.

I. Актуализация опорных знаний.

Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать с загадки:

Есть невидимка
В дом не просится,
А прежде людей
Бежит, торопится. (Ответы учащихся.)

Конечно же речь идет о воздухе.

Ответьте на вопросы:

  1. Как называется воздушная оболочка Земли?
  2. Какое значение имеет атмосфера?
  3. В каком слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов? Почему?

Тема нашего урока «Воздух – смесь различных газов. Охрана воздуха». (Ученики записывают тему урока в тетрадь.)

II. Изучение нового материала.

1) Состав воздуха.

Воздух окружает нас повсюду. Он необходим для жизни всем живым организмам.

- Какие газы входят в состав воздуха? (Ответы учащихся.)

Чтобы выяснить, какие еще газы есть в воздухе обратимся к рис 38 на с. 67.

- Каких газов в воздухе содержится больше всего?

- Какую долю занимает азот?

- Какую долю занимает кислород?

Исходя из сказанного, делаем вывод: воздух – это смесь различных газов. (Ответы учащихся.)

А мы помним, что вещества, входящие в состав смесей, сохраняют свои свойства.

Познакомимся со свойствами отдельных газов.

2) Азот.

(Сообщение ученика.)

В воздухе наибольший объём занимает газ азот. В переводе с латинского «азот» означает «безжизненный» т.к. еще в 18 веке Д. Резерфорд К. Шееле, а позднее и Лавуазье в составе воздуха был обнаружен газ, который не поддерживает горения и дыхания.

Азот выделяется в атмосферу из земной коры как продукт жизнедеятельности микроорганизмов. В составе горных пород химического элемента азота содержится в 50 раз больше чем в атмосфере.

Азот, как химический элемент, очень важен для живых организмов т.к. он входит в состав белков. Но большинство живых организмов не могут усваивать его из атмосферы. Лишь некоторые бактерии способны потреблять его из воздуха. Во время грозы в атмосфере проскакивают мощные электрические разряды под воздействием которых образуются сложные соединения азота. С атмосферными осадками они попадают в почву. Растения поглощают азот из почвы, а животные – поедая растения или других животных, которые питаются растениями. Когда живые организмы погибают, их тела разлагаются, а азот поступает обратно в почву.

(Демонстрируется схема «Круговорот азота в природе».)

- Какое название можно дать процессу, описанному и показанному на этой схеме? (Ответы учащихся.)

3) Кислород.

Кислород составляет пятую часть воздуха. По своим свойствам он отличается от азота.

- Какие свойства кислорода нам известны? (Поддерживает горение и дыхание.)

- Что общего между двумя этими явления? (Используется кислород, происходит окисление, выделяется энергия.)

При недостатке кислорода нарушается функционирование всех органов у организмов, которые используют его для дыхания, а таких большинство.

Давайте обратимся к истории открытия кислорода (работа с учебником с.67-68).

4) Экспериментальное доказательство наличия кислорода в воздухе.

- Как доказать наличие кислорода в воздухе? (Зажечь спичку, свечу.)

Демонстрация опыта учителем: зажечь свечу и накрыть стеклянным колпаком.

- Почему свеча гаснет?

- Какой газ образуется при горении?

- Поддерживает ли он горение и дыхание? (Ответы учащихся.)

5) Экспериментальное доказательство наличия углекислого газа в атмосферном воздухе.

Чтобы доказать наличие углекислого газа нам понадобится известковая вода. Это прозрачный раствор. При её взаимодействии с углекислым газом образуется белое вещество, поэтому происходит помутнение известковой воды.

Демонстрация опыта учителем: при помощи резиновой груши пропустить несколько раз воздух через известковую воду (наблюдается помутнение).

6) Экспериментальное доказательство наличия углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Перед вами пробирки с известковой водой. Предлагаю вам сделать глубокий вдох и медленно через трубочку выдохнуть воздух в пробирку. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности – вдыхать через трубочку нельзя!

(Проведение опыта учащимися по группам.)

- Какой вывод можно сделать о содержании углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?

Вывод: во вдыхаемом воздухе углекислого газа меньше чем в выдыхаемом.

- Почему необходимо проветривать кабинет во время перемен?

7) Относительное постоянство содержания кислорода и углекислого газа в атмосфере.

На земле огромное количество потребителей кислорода.

- Почему его содержание в атмосфере относительно постоянно?

Работа со схемой «Потребители и производители кислорода».

Потребители кислорода Производители кислорода
   
   

Интересные сведения. Растения суши вырабатывают ежегодно 53 млрд. тонн кислорода, а водоросли почти в 10 раз больше.

8) Экологические проблемы, влияющие на состав и свойства воздуха.

Да, растения поддерживают относительное постоянство кислорода в атмосфере, но существуют проблемы, которые вызваны деятельностью человека и влияют на изменение состава и свойств воздуха.

Заслушивание сообщений и просмотр презентаций учащихся (от группы) по темам:

  1. Разрушение озонового слоя.
  2. Вырубка лесов. Лесные пожары.
  3. Глобальное потепление.
  4. Загрязнение воздуха химическими отходами.

9) Примеси в воздухе.

- Какие примеси содержатся в воздухе? (Ответы учащихся.)

Водяные пары определяют влажность воздуха.

- Где влажность воздуха выше всего?

Интересные сведения. Бывают в воздухе и необычные примеси. Летом 1933 г. в Приморском крае с неба падали морские медузы, а в 1974 г. в пригороде Ашхабада шел дождь из живых лягушек.

- В чем причина этих необычных дождей?

III. Закрепление.

Сегодня вы получили много информации о воздухе. И как говорил Конфуций:

«Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю».

Поэтому я предлагаю вам, работая в группах, выполнить несколько заданий (задания распределяются между учащимися в группах).

Задание 1. Заполните таблицу.

Название газа Окраска Запах Поддерживает ли горение Поддерживает ли дыхание Содержание в воздухе
           
           
           

Задание 2. Проанализируйте информацию. Ответьте на вопросы.

Воздух довольно хорошо растворяется в воде, особенно в холодной. В нём кислорода не 1/5, как в атмосфере, а 1/3. Если ледяную воду поставить в теплое место, на стенках сосуда появятся пузырьки воздуха.

Вопросы:

  1. Чем дышат рыбы?
  2. Можно ли в аквариум наливать кипяченую воду ?

Задание 3. Ваши предложения по сохранению состава воздуха. Ваш личный вклад.

Заслушивание ответов учащихся по группам.

IV. Итог урока.

Оценивание деятельности учеников.

Домашнее задание: параграф 16; составить «Сборник пословиц, поговорок, загадок о воздухе»; сочинить стихотворение или сказку о воздухе (по желанию).

Вы молодцы! Спасибо за плодотворную совместную работу.