Цель урока: сформировать знания о составе и свойствах воздуха.
Задачи урока:
- Раскрыть особенности газов, входящих в состав атмосферы, и их значение в природе и в жизни человека.
- Раскрыть экологические проблемы, влияющие на изменение состава и свойств воздуха.
- Способствовать формирован6ию у учащихся целостной картины мира благодаря использованию межпредметных связей биологии, химии, экологии.
- Развивать умение искать, находить и презентовать информацию с использованием ИКТ.
- Развивать умение в постановке простейших экспериментов.
- Развивать умение работать в группах.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся в деле охраны природы.
Оборудование:
- учебник природоведение для 5 класса (авторы: Пакулова В.М., Иванова Н.В.);
- схемы «Круговорот азота», «Производители и потребители кислорода»;
- пробирки с известковой водой, стеклянные трубочки, резиновая груша;
- рисунки с изображением экологических проблем, дидактический материал.
Ход урока
Класс заранее делится на 4 группы.
I. Актуализация опорных знаний.
Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать с загадки:
Есть невидимка
В дом не просится,
А прежде людей
Бежит, торопится. (Ответы учащихся.)
Конечно же речь идет о воздухе.
Ответьте на вопросы:
- Как называется воздушная оболочка Земли?
- Какое значение имеет атмосфера?
- В каком слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов? Почему?
Тема нашего урока «Воздух – смесь различных газов. Охрана воздуха». (Ученики записывают тему урока в тетрадь.)
II. Изучение нового материала.
1) Состав воздуха.
Воздух окружает нас повсюду. Он необходим для жизни всем живым организмам.
- Какие газы входят в состав воздуха? (Ответы учащихся.)
Чтобы выяснить, какие еще газы есть в воздухе обратимся к рис 38 на с. 67.
- Каких газов в воздухе содержится больше всего?
- Какую долю занимает азот?
- Какую долю занимает кислород?
Исходя из сказанного, делаем вывод: воздух – это смесь различных газов. (Ответы учащихся.)
А мы помним, что вещества, входящие в состав смесей, сохраняют свои свойства.
Познакомимся со свойствами отдельных газов.
2) Азот.
(Сообщение ученика.)
В воздухе наибольший объём занимает газ азот. В переводе с латинского «азот» означает «безжизненный» т.к. еще в 18 веке Д. Резерфорд К. Шееле, а позднее и Лавуазье в составе воздуха был обнаружен газ, который не поддерживает горения и дыхания.
Азот выделяется в атмосферу из земной коры как продукт жизнедеятельности микроорганизмов. В составе горных пород химического элемента азота содержится в 50 раз больше чем в атмосфере.
Азот, как химический элемент, очень важен для живых организмов т.к. он входит в состав белков. Но большинство живых организмов не могут усваивать его из атмосферы. Лишь некоторые бактерии способны потреблять его из воздуха. Во время грозы в атмосфере проскакивают мощные электрические разряды под воздействием которых образуются сложные соединения азота. С атмосферными осадками они попадают в почву. Растения поглощают азот из почвы, а животные – поедая растения или других животных, которые питаются растениями. Когда живые организмы погибают, их тела разлагаются, а азот поступает обратно в почву.
(Демонстрируется схема «Круговорот азота в природе».)
- Какое название можно дать процессу, описанному и показанному на этой схеме? (Ответы учащихся.)
3) Кислород.
Кислород составляет пятую часть воздуха. По своим свойствам он отличается от азота.
- Какие свойства кислорода нам известны? (Поддерживает горение и дыхание.)
- Что общего между двумя этими явления? (Используется кислород, происходит окисление, выделяется энергия.)
При недостатке кислорода нарушается функционирование всех органов у организмов, которые используют его для дыхания, а таких большинство.
Давайте обратимся к истории открытия кислорода (работа с учебником с.67-68).
4) Экспериментальное доказательство наличия кислорода в воздухе.
- Как доказать наличие кислорода в воздухе? (Зажечь спичку, свечу.)
Демонстрация опыта учителем: зажечь свечу и накрыть стеклянным колпаком.
- Почему свеча гаснет?
- Какой газ образуется при горении?
- Поддерживает ли он горение и дыхание? (Ответы учащихся.)
5) Экспериментальное доказательство наличия углекислого газа в атмосферном воздухе.
Чтобы доказать наличие углекислого газа нам понадобится известковая вода. Это прозрачный раствор. При её взаимодействии с углекислым газом образуется белое вещество, поэтому происходит помутнение известковой воды.
Демонстрация опыта учителем: при помощи резиновой груши пропустить несколько раз воздух через известковую воду (наблюдается помутнение).
6) Экспериментальное доказательство наличия углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Перед вами пробирки с известковой водой. Предлагаю вам сделать глубокий вдох и медленно через трубочку выдохнуть воздух в пробирку. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности – вдыхать через трубочку нельзя!
(Проведение опыта учащимися по группам.)
- Какой вывод можно сделать о содержании углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?
Вывод: во вдыхаемом воздухе углекислого газа меньше чем в выдыхаемом.
- Почему необходимо проветривать кабинет во время перемен?
7) Относительное постоянство содержания кислорода и углекислого газа в атмосфере.
На земле огромное количество потребителей кислорода.
- Почему его содержание в атмосфере относительно постоянно?
Работа со схемой «Потребители и производители кислорода».
Потребители кислорода | Производители кислорода |
Интересные сведения. Растения суши вырабатывают ежегодно 53 млрд. тонн кислорода, а водоросли почти в 10 раз больше.
8) Экологические проблемы, влияющие на состав и свойства воздуха.
Да, растения поддерживают относительное постоянство кислорода в атмосфере, но существуют проблемы, которые вызваны деятельностью человека и влияют на изменение состава и свойств воздуха.
Заслушивание сообщений и просмотр презентаций учащихся (от группы) по темам:
- Разрушение озонового слоя.
- Вырубка лесов. Лесные пожары.
- Глобальное потепление.
- Загрязнение воздуха химическими отходами.
9) Примеси в воздухе.
- Какие примеси содержатся в воздухе? (Ответы учащихся.)
Водяные пары определяют влажность воздуха.
- Где влажность воздуха выше всего?
Интересные сведения. Бывают в воздухе и необычные примеси. Летом 1933 г. в Приморском крае с неба падали морские медузы, а в 1974 г. в пригороде Ашхабада шел дождь из живых лягушек.
- В чем причина этих необычных дождей?
III. Закрепление.
Сегодня вы получили много информации о воздухе. И как говорил Конфуций:
«Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю».
Поэтому я предлагаю вам, работая в группах, выполнить несколько заданий (задания распределяются между учащимися в группах).
Задание 1. Заполните таблицу.
Название газа | Окраска | Запах | Поддерживает ли горение | Поддерживает ли дыхание | Содержание в воздухе |
Задание 2. Проанализируйте информацию. Ответьте на вопросы.
Воздух довольно хорошо растворяется в воде, особенно в холодной. В нём кислорода не 1/5, как в атмосфере, а 1/3. Если ледяную воду поставить в теплое место, на стенках сосуда появятся пузырьки воздуха.
Вопросы:
- Чем дышат рыбы?
- Можно ли в аквариум наливать кипяченую воду ?
Задание 3. Ваши предложения по сохранению состава воздуха. Ваш личный вклад.
Заслушивание ответов учащихся по группам.
IV. Итог урока.
Оценивание деятельности учеников.
Домашнее задание: параграф 16; составить «Сборник пословиц, поговорок, загадок о воздухе»; сочинить стихотворение или сказку о воздухе (по желанию).
Вы молодцы! Спасибо за плодотворную совместную работу.