Интегрированный урок "математика + окружающий мир" по теме "Закрепление знаний о мерах длины". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи:

Образовательные:

  • Повторение, обобщение и закрепление знаний о мерах длины.
  • Формирование умения анализировать арифметические задачи, решать их.
  • Учить детей применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности учащихся
  • Умения работать сообща и дружно с одноклассниками, формировать качества взаимовыручки.
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, уверенность в своих возможностях.

Воспитательные:

  • Воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
  • Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

Оборудование:

  • перфокарты,
  • карточки с единицами длины,
  • иллюстрации планет и лунохода,
  • портрет Ю.А.Гагарина

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

– Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришли к нам на урок. И как нарядно убран наш класс.

– Вы бы хотели попасть в космос и совершить космическое путешествие в “Космическом пространстве”.

– Покажите, какое у вас настроение. (Солнышко)

Отгадав загадку, вы должны определить, на чём мы полетим в наше путешествие.

Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звёзд. (Ракета)

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

– Правильно, это конечно ракета. Дома, работая с перфокартами, вы должны были получить фигуру. Какая фигура у вас получилась? ( Ракета)

– Чему равен периметр данной фигуры? (Р = 25см 6мм)

Из каких геометрических фигур состоит ракета? (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник)

3. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Сегодня на уроке мы будем повторять всё, что вы знаете о мерах длины.

– Тема нашего урока “Закрепление знаний о мерах длины”.

– Какие качества, характера человека нужны для путешествия в космос? (Сила, выдержка. Знание математики.)

– Для путешествия в космос надо не только быть сильным и выдержанным, хотя это очень важно, но и надо быть готовым прийти на помощь другу.

Отправляясь в космос, мы приготовили 4 экипажа, в которых есть свои капитаны. Экипажи не соревнуются между собой, а помогают друг другу прийти к поставленной нами цели урока.

4. УСТНЫЙ СЧЕТ

– Каждый космонавт должен знать историю космоса. Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? (Ю. А. Гагарин)

– Когда это было? (1961год)

– Сколько лет прошло с тех пор? (46) Как узнали? (от 2007– 1961)

– Будущие космонавты должны научиться выносить любые перегрузки на пределе человеческих возможностей.

– Для выполнения следующего задания, нам надо не надолго отправиться в мир, когда у людей не было приборов для измерения длины, и вспомнить, какими мерами длины они обходились? Вам надо расставить карточки в порядке убывания.

Следующее испытание. Перенесёмся в наше время. Какие единицы измерения длины мы используем? (см, мм, дм, км)

– Вам надо поставить величины в порядке возрастания.

5. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Итак! Внимание! Взлёт!
И наши ракеты помчались вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.

А) Сложение многозначных чисел. Устное вычисление.

– Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Наше путешествие тоже немножко фантастическое. С чем встретимся мы, земляне? Ещё неизвестно. Главное в космосе – дисциплина и правильная посадка. В иллюминаторы наших кораблей видна планета, которая названа именем римского бога войны. Как называется эта планета? (Марс)

– Почему её так назвали? (Поверхность планеты содержит много железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет – цвет крови).

Чтобы попасть на эту планету нужно разгадать её космический секрет.

Чему равняется ракета
Сказать ты можешь или нет?
Билет на Марс, но у билета
Есть свой космический секрет.

– Каждая пара в экипаже получает зашифрованный билет. Вам надо разгадать секрет этой планеты. Взаимопроверка тоже происходит в парах. Результат выразить в километрах и метрах.

Б) Решение задач.

– Наше путешествие продолжается. В иллюминаторах наших кораблей виден спутник нашей Земли. Как он называется? Учёные всё больше и больше узнают о нашем спутнике. Я предлагаю вам тоже провести небольшое исследование и решить задачу: “С космодрома Байконур осуществили пуск две ракеты – носители, которые доставили на поверхность Луны два автоматических самоходных аппарата “Луноход 1” и “Луноход-2”. Которые приступили к выполнению программы научно-технических исследований и двигались навстречу друг другу. Через 6 дней они встретились. “Луноход-1” прошёл и обследовал 180 км поверхности Луны, а у аппарата “Луноход -2” наблюдались некоторые повреждения и он обследовал в 2 раза меньше. Сколько километров обследовали оба аппарата?

– Что надо узнать в задаче? Сколько километров обследовали оба аппарата?

– Можем ли мы сразу ответить на второй вопрос? (Нет.)

– Почему? (Не знаем какое расстояние прошёл второй Луноход)

– Можно узнать, сколько километров прошёл “Луноход-2”? (Да)

– Когда узнаем, сколько километров прошёл второй аппарат, можно ответить на вопрос задачи? (Да)

Запишите решение самостоятельно. Проверка у доски.

6. ФИЗМИНУТКА.

Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже на борту корабля они находят время на спортивные упражнения.

– 1-2 – стоит ракета (стойка прямо)

– 3-4 – самолёт (руки в стороны)

– 1-2 - хлопок в ладоши (хлопок над головой)

– А потом на каждый счёт.

– 1-2-3-4 (хлопки перед собой)

– Руки выше(руки вверх, потянулись)

– Плечи шире (предплечье вверх)

– 1-2-3-4 - (ходьба на месте)

– И на месте походили.

– А сейчас мы с вами, дети улетаем на ракете.

(Руки вверх, ладони соединить куполом)

– На борта ваших кораблей поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. На борту телеграммы принимает радист.

(Каждая команда получает по одному выражению.)

– Вам надо математически грамотно прочитать выражение и найти значение этого выражения.

(На доске шифр телеграммы.)

– Необходимо помочь одной планете. Ребята на этой планете воздух не пригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли, на поверхности заметны полосы нефтяной плёнки, а в атмосфере тянутся дымовые “хвосты”. Что же случилось? На планете появился космический пират. Жители планеты просят у вас о помощи. “Длина реки 72 км. На протяжении шестой части реки вода непригодна для жизни рыб и земноводных. Сколько километров реки находится в экологически загрязнённом состоянии?”

Работа индивидуальная.

7. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

8. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

Я предлагаю вам послушать, что же сейчас происходит на Земле.

Две медведицы смеются:
Эти звёзды нас надули!
Нашим именем зовутся,
А похожи на кастрюли.

– О чём шла речь между двумя медведицами? (о созвездиях)

Чем знаменита Малая медведица? (Полярная звезда)

– Как называется звезда, которая охраняет Большую медведицу? (Арктур)

– А сейчас я предлагаю вам найти площадь и периметр каждого ковша созвездия и сравнить их. (Карточки с графическим изображением каждого созвездия. Работа индивидуальная. Проверка на доске.)

9. СРАВНЕНИЕ ВЕЛИЧИН

– Космос – это дорога без конца и без края, но пора возвращаться на Землю. Но мы сбились с пути. Исправьте ошибки, допущенные в равенствах, и корабли восстановят свой маршрут.

200 см = 20 м (2 м)
8 м 60 см = 860 м (860 см)
4 200 см = 4 м 2 дм (42 м)
34 000 м = 340 км (34 км)
1000 мм = 1 км (1 м)

10. ИТОГ УРОКА.

– Этим мы незаметно подвели итог нашего урока. Понравилось или вам наше путешествие?

– Капитаны команд должны посоветоваться с экипажем и оценить работу каждого члена экипажа, оценки на карточках подать мне.

(В каждой команде на столе лежит оценочный лист.)

Звёзды тоже оценили вашу работу, посмотрите, какие созвездия сияют вам с благодарностью.

Прочитайте слова первого космонавта:

– Жители планеты! Вы должны сохранить свою планету и, может быть сделать её ещё прекраснее. Что для этого нужно сделать?

ЗЕМЛЯ НАША – ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА!

И ЕЁ НАДО БЕРЕЧЬ!

12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

– Составить задачу на движение о космосе.

Используемая литература:

  • М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова Математика. 4 класс. В 2-х частях М. Просвещение 2001 г
  • А. А. Плешаков Е.А. Крючкова “Окружающий мир”. 4 класс. Учебник. Издательство "Просвещение" 2010г
  • В. Волина: Праздник числа. Пособие для учителя.