Цели и задачи:
Образовательные:
- Повторение, обобщение и закрепление знаний о мерах длины.
- Формирование умения анализировать арифметические задачи, решать их.
- Учить детей применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности учащихся
- Умения работать сообща и дружно с одноклассниками, формировать качества взаимовыручки.
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление, уверенность в своих возможностях.
Воспитательные:
- Воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
- Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Оборудование:
- перфокарты,
- карточки с единицами длины,
- иллюстрации планет и лунохода,
- портрет Ю.А.Гагарина
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
– Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришли к нам на урок. И как нарядно убран наш класс.
– Вы бы хотели попасть в космос и совершить космическое путешествие в “Космическом пространстве”.
– Покажите, какое у вас настроение. (Солнышко)
Отгадав загадку, вы должны определить, на чём мы полетим в наше путешествие.
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звёзд. (Ракета)
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
– Правильно, это конечно ракета. Дома, работая с перфокартами, вы должны были получить фигуру. Какая фигура у вас получилась? ( Ракета)
– Чему равен периметр данной фигуры? (Р = 25см 6мм)
– Из каких геометрических фигур состоит ракета? (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник)
3. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
– Сегодня на уроке мы будем повторять всё, что вы знаете о мерах длины.
– Тема нашего урока “Закрепление знаний о мерах длины”.
– Какие качества, характера человека нужны для путешествия в космос? (Сила, выдержка. Знание математики.)
– Для путешествия в космос надо не только быть сильным и выдержанным, хотя это очень важно, но и надо быть готовым прийти на помощь другу.
Отправляясь в космос, мы приготовили 4 экипажа, в которых есть свои капитаны. Экипажи не соревнуются между собой, а помогают друг другу прийти к поставленной нами цели урока.
4. УСТНЫЙ СЧЕТ
– Каждый космонавт должен знать историю космоса. Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? (Ю. А. Гагарин)
– Когда это было? (1961год)
– Сколько лет прошло с тех пор? (46) Как узнали? (от 2007– 1961)
– Будущие космонавты должны научиться выносить любые перегрузки на пределе человеческих возможностей.
– Для выполнения следующего задания, нам надо не надолго отправиться в мир, когда у людей не было приборов для измерения длины, и вспомнить, какими мерами длины они обходились? Вам надо расставить карточки в порядке убывания.
– Следующее испытание. Перенесёмся в наше время. Какие единицы измерения длины мы используем? (см, мм, дм, км)
– Вам надо поставить величины в порядке возрастания.
5. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
Итак! Внимание! Взлёт!
И наши ракеты помчались вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
А) Сложение многозначных чисел. Устное вычисление.
– Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Наше путешествие тоже немножко фантастическое. С чем встретимся мы, земляне? Ещё неизвестно. Главное в космосе – дисциплина и правильная посадка. В иллюминаторы наших кораблей видна планета, которая названа именем римского бога войны. Как называется эта планета? (Марс)
– Почему её так назвали? (Поверхность планеты содержит много железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет – цвет крови).
Чтобы попасть на эту планету нужно разгадать её космический секрет.
Чему равняется ракета
Сказать ты можешь или нет?
Билет на Марс, но у билета
Есть свой космический секрет.
– Каждая пара в экипаже получает зашифрованный билет. Вам надо разгадать секрет этой планеты. Взаимопроверка тоже происходит в парах. Результат выразить в километрах и метрах.
Б) Решение задач.
– Наше путешествие продолжается. В иллюминаторах наших кораблей виден спутник нашей Земли. Как он называется? Учёные всё больше и больше узнают о нашем спутнике. Я предлагаю вам тоже провести небольшое исследование и решить задачу: “С космодрома Байконур осуществили пуск две ракеты – носители, которые доставили на поверхность Луны два автоматических самоходных аппарата “Луноход 1” и “Луноход-2”. Которые приступили к выполнению программы научно-технических исследований и двигались навстречу друг другу. Через 6 дней они встретились. “Луноход-1” прошёл и обследовал 180 км поверхности Луны, а у аппарата “Луноход -2” наблюдались некоторые повреждения и он обследовал в 2 раза меньше. Сколько километров обследовали оба аппарата?
– Что надо узнать в задаче? Сколько километров обследовали оба аппарата?
– Можем ли мы сразу ответить на второй вопрос? (Нет.)
– Почему? (Не знаем какое расстояние прошёл второй Луноход)
– Можно узнать, сколько километров прошёл “Луноход-2”? (Да)
– Когда узнаем, сколько километров прошёл второй аппарат, можно ответить на вопрос задачи? (Да)
Запишите решение самостоятельно. Проверка у доски.
6. ФИЗМИНУТКА.
– Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже на борту корабля они находят время на спортивные упражнения.
– 1-2 – стоит ракета (стойка прямо)
– 3-4 – самолёт (руки в стороны)
– 1-2 - хлопок в ладоши (хлопок над головой)
– А потом на каждый счёт.
– 1-2-3-4 (хлопки перед собой)
– Руки выше(руки вверх, потянулись)
– Плечи шире (предплечье вверх)
– 1-2-3-4 - (ходьба на месте)
– И на месте походили.
– А сейчас мы с вами, дети улетаем на ракете.
(Руки вверх, ладони соединить куполом)
– На борта ваших кораблей поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. На борту телеграммы принимает радист.
(Каждая команда получает по одному выражению.)
– Вам надо математически грамотно прочитать выражение и найти значение этого выражения.
(На доске шифр телеграммы.)
– Необходимо помочь одной планете. Ребята на этой планете воздух не пригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли, на поверхности заметны полосы нефтяной плёнки, а в атмосфере тянутся дымовые “хвосты”. Что же случилось? На планете появился космический пират. Жители планеты просят у вас о помощи. “Длина реки 72 км. На протяжении шестой части реки вода непригодна для жизни рыб и земноводных. Сколько километров реки находится в экологически загрязнённом состоянии?”
Работа индивидуальная.
7. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
8. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
– Я предлагаю вам послушать, что же сейчас происходит на Земле.
Две медведицы смеются:
Эти звёзды нас надули!
Нашим именем зовутся,
А похожи на кастрюли.
– О чём шла речь между двумя медведицами? (о созвездиях)
– Чем знаменита Малая медведица? (Полярная звезда)
– Как называется звезда, которая охраняет Большую медведицу? (Арктур)
– А сейчас я предлагаю вам найти площадь и периметр каждого ковша созвездия и сравнить их. (Карточки с графическим изображением каждого созвездия. Работа индивидуальная. Проверка на доске.)
9. СРАВНЕНИЕ ВЕЛИЧИН
– Космос – это дорога без конца и без края, но пора возвращаться на Землю. Но мы сбились с пути. Исправьте ошибки, допущенные в равенствах, и корабли восстановят свой маршрут.
200 см = 20 м (2 м)
8 м 60 см = 860 м (860 см)
4 200 см = 4 м 2 дм (42 м)
34 000 м = 340 км (34 км)
1000 мм = 1 км (1 м)
10. ИТОГ УРОКА.
– Этим мы незаметно подвели итог нашего урока. Понравилось или вам наше путешествие?
– Капитаны команд должны посоветоваться с экипажем и оценить работу каждого члена экипажа, оценки на карточках подать мне.
(В каждой команде на столе лежит оценочный лист.)
– Звёзды тоже оценили вашу работу, посмотрите, какие созвездия сияют вам с благодарностью.
Прочитайте слова первого космонавта:
– Жители планеты! Вы должны сохранить свою планету и, может быть сделать её ещё прекраснее. Что для этого нужно сделать?
ЗЕМЛЯ НАША – ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА! И ЕЁ НАДО БЕРЕЧЬ! |
12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
– Составить задачу на движение о космосе.
Используемая литература:
- М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова Математика. 4 класс. В 2-х частях М. Просвещение 2001 г
- А. А. Плешаков Е.А. Крючкова “Окружающий мир”. 4 класс. Учебник. Издательство "Просвещение" 2010г
- В. Волина: Праздник числа. Пособие для учителя.