Критическое мышление в формировании общеучебных умений и навыков

Разделы: История и обществознание


В “Стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях” указывается, что “именно гуманитарное образование…формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, учит современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения”.

Наряду с обновлением содержания курсов истории и обществознания требуется и поиск наиболее эффективных методик и форм работы учителя. Современные технологии обучения и воспитания должны не просто способствовать усвоению новой информации, но и формировать интеллектуальные умения, активизировать мыслительную деятельность, помогать учащимся “конструировать собственные знания в рамках своей собственной поисковой деятельности”. А значит, основной упор должен быть сделан на свободном развитии вместо попытки формировать каждую личность по заданному стандарту.

В 2011 году мной была проведена диагностика развития познавательного интереса школьников к истории и обществознанию. Анализ показал следующее: объясняли интерес содержанием учебного предмета – 100%

  • характером познавательной деятельности по его изучению:

а) способ познавательной деятельности на воспроизводящем уровне – 5%;

б) на преобразующем уровне – 44%;

в) на творческо-поисковом уровне – 31%;

г) на творческо-проблемном уровне – 20%;

  • характером отношений между учителем и учениками в процессе обучения – 98%;

Применение технологии критического мышления в моей педагогической деятельности также было обусловлено следующими противоречиями:

– падение интереса к истории в связи с деилогизацией и разрушением старых традиционных ценностей и необходимость гуманизации и гуманитаризации образования;

– единые программные требования к изучению истории и обществознания и разный уровень реальных учебных возможностей школьников;

– необходимость воспитания хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом и всё больше нарастающая инфантильность современной молодежи;

– новые требования, предъявляемые обществом к современному образованию и старый сложившийся стереотип мышления.

Выявленные противоречия я пытаюсь решить, внедряя приемы технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков.

Актуальность: активизация мыслительной деятельности не только актуально и значимо на сегодняшний день, но и представляет практическую ценность для формирования общеучебных умений и навыков. Критическое мышление, понимаемое не негативно, а позитивно, служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления. А знания, добытые путём умственных усилий, путём поиска и разрешения противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом. Критически мыслящий человек готов жить в мире неоднозначном, мире, меняющемся и способен “воспринимать как само собой разумеющееся то, что люди расходятся во мнениях и убеждениях, и относиться к этому обстоятельству не как к досадной человеческой слабости, а как к возможности для познания. Он сможет научиться тому, “как учиться у других, даже на их возражениях, расхождениях в восприятии, отличающихся способах мышления”.

Практическая значимость: как преподаватель общественных гуманитарных дисциплин чувствую за собой ответственность за успех становления открытого демократического общества. Ведь формирование гражданина начинается именно со школьных уроков истории и обществознания. Поэтому много внимания в своей школьной практике я уделяю формированию демократического стиля педагогического общения, который способствует становлению доверительных партнёрских отношений между мной и моими учениками, позволяет им свободно высказывать своё мнение.

Технология критического мышления, которая легла в основу моего опыта, побуждает меня учиться у своих учеников, во главу угла ставить личность познающего, доходящего до сути вещей субъекта, который, имея собственную точку зрения, умеет работать в сотрудничестве с другими и не боится взять на себя ответственность за воплощение идеи.

Для реализации поставленной цели и задач с 2011 года веду опытно-экспериментальную работу по теме “Использование приемов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков учащихся”. В ходе эксперимента была выдвинута гипотеза: если на уроках истории и обществознания в средней и старшей школе использовать методы и приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ), то учащиеся будут самостоятельно систематизировать новый материал, активно работать с информацией, системно мыслить, рассматривать объект в целостности связей и характеристик, будут активно развиваться творческие способности учеников. Авторы ТКМ настаивают на том, что “конечная цель работы с детьми всё-таки не усвоение каких-то конкретных знаний, а социализация ребёнка и привитие ему доброжелательного отношения к окружающим”. Технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск её решения. Хотя, безусловно, при обучении по этой технологии знания усваиваются значительно лучше.

Реализация ТРКМ на уроках истории и обществознания:

I стадия – Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения.

Деятельность учителя: направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе при этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: “Любое мнение учащегося ценно”.

Деятельность учащихся: ученики “вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

Возможные приемы и методы: составление списка “известной информации”: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; прием “Корзина” (идей, понятий, имен...) и другие.

Пример. 1. На уроке всеобщей истории в 6 классе “Создание централизованных государств в Западной Европе. Начало объединения Франции” учащиеся делятся на группы и им предлагается составить список из нескольких (как минимум трёх) масштабных процессов, затронувших все страны Западной Европы в 11-12 в.в. Спикеры групп после окончания работы озвучивают идеи, а учитель записывает их на доску.

Процессы, происходившие в Западной Европе:

– феодальная раздробленность; – рост могущества католической церкви и её борьба со светской властью; – появление и рост городов; – крестовые походы; – еретические движения;

– Реконкиста.

Затем учитель, говоря об определённой связи, закономерности, существующей между названными процессами, предлагает ребятам, работая в группах, составить несколько предложений так, чтобы между выписанными на доске идеями эта связь прослеживалась. Результатом групповой деятельности явились перепутанные логические цепи, работа с которыми способствовала не только систематизации уже известной ученикам информации, но и позволила перейти к следующей фазе урока. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия – осмысление содержания: -получение новой информации;

– корректировка учеником поставленных целей обучения направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”

Деятельность учащихся: учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы: Методы активного чтения: “инсерт”; “фишбоун”; “идеал”; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Пример 2. Предлагаю ученикам записанные на доске или карточках 5-6 событий (даты, события, исторические личности и т.д.). Учащимся требуется восстановить порядок, объяснить его. Например: 7-й класс, История России. Задание: Восстановите хронологию событий: создание Первого ополчения, поражение восстания под предводительством И. Болотникова, смерть Федора Иоанновича, взятие польскими войсками Смоленска, начало царствования Лжедмитрия 1, действия русских войск под предводительством М. Скопина – Шуйского.

III. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят “новую” информацию со “старой”, используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Возможные приемы и методы: Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Наиболее эффективной формой работы на этом этапе является написание синквейна. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк и представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятий или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Пример 3: Тема “Образование единого русского государства. Иван III”.

Единое государство.

Образование, свержение, изменения.

Управлять, строить.

Единое, но не централизованное.

Княжеская власть приобретает деспотический характер.

Мониторинг. В ходе работы осуществляю мониторинг влияния методов и приемов технологии развития критического мышления на формирование общеучебных умений и навыков, на развитие мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся. За основу были взяты следующие критерии:

I. Исследовательские компетенции:

  • Работа с источником
  • Решение задач творческого и поискового характера

II. Мыслительные компетенции:

  • Умение анализировать
  • Систематизировать и обобщать

В качестве диагностического инструментария были выбраны диагностики:

  • диагностика уровня восприятия учебного текста;
  • умение составлять синквейн;
  • диагностика выявления уровня развития направленности на творчество (методика “Направленность на творчество” Л.А.Воловича)

1. С целью выявления уровня восприятия учебного текста учащимися, мною была составлена диагностика, которая решала следующие задачи:

  • выявление умения отвечать на поставленные вопросы;
  • выявление умения ставить вопросы к учебному тексту.

Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы, затрагивающие разные стороны читательского восприятия. Оно предполагает овладение рядом умений: умение оценивать, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, осваивать идею темы. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения.

Определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность учащихся самим выступать задавать вопросы к тексту. Поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить, насколько успешно учащиеся справляются с данным заданием.

После прочтения текста учащимся было предложено поставить пять вопросов. Оценка поставленных вопросов происходила следующим образом: вопросы на воспроизведение событийной стороны оценивались в 1 балл; вопрос на оценку героя и установления причинно-следственных связей – в 2 балла; вопрос обобщающего характера – в 3 балла.

2.В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.

3. В качестве диагностического инструментария использована методика "Направленность на творчество" (автор Л.А. Волович):

Таким образом, применение элементов технологии развития критического мышления дало положительные результаты:

  • Повышение интереса школьников к исследовательской и общественной деятельности. Учащиеся активно участвуют в научно-практических конференциях, в городских, региональных, Всероссийских конкурсах исследовательских и творческих работ.
  • Совершенствование у школьников приёмов логического мышления и умения классифицировать предметы на основе существенных признаков.
  • Изменение у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца).
  • Создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе “учитель-ученик-класс”, выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Список литературы

  1. Валеева Н.Г. Жанрово – стилистические характеристики научных текстов //www.trpub.ru/valeeva-har-text.html.
  2. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ru htm
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.– СПб: Изд-во “Альянс-Дельта”, 2003.
  4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство “Скифия”, “Альянс – Дельта”. СПб. 2003г.
  5. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.
  6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.– М.: Просвещение, 2004 г.
  7. Клустер Д Статья “Что такое критическое мышление?” газета “Русский язык” №29, 2002 г //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm
  8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство “Каро” СПб.2006 г.
  9. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Журнал “Директор школы” №1 2002 г.
  10. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2
  11. Муштавинская И.В. Школа с видом на город.// Преподавание истории в школе.2003, №4
  12. Низовская И. Критическое мышление это…Газета “Библиотека в школе” №16, 2003г. //lib. 1september/ru htm
  13. Нетрадиционные уроки по истории России 20 века. Автор – составитель Корнева Т.А. Издательство “Учитель”. Волгоград. 2002г.
  14. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт. //Журнал народное образование №7. 2008г.
  15. Плигин А. Чему и как учить – классика и современность. // Журнал народное образование №8. 2008 г.
  16. Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 10-11 классы, Москва, Просвещение, 2007 год.
  17. Технологии развития критического мышления в ВУЗе: перспективы для школьного образования в 21 веке. Материалы конференции. Н.-Новгород.2001 г.
  18. Фёдоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия.// Инновации в образовании. 2007. №4.
  19. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб, Издательство “Питер”, 2000 г.
  20. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца 18 века. Пособие для учителя. Москва “Просвещение” 1989 г.
  21. Эпоха реформ 1860-х годов в России. Учебное пособие. Москва 1993 г.