Интегрированный урок "музыка + чтение + окружающий мир" по теме "Краски весны". Из цикла "Краски времен года". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: дать представление о красках весны в музыке, поэзии, природе, живописи; развивать умение анализировать произведения разных видов искусств, воображение, память, внимание; воспитывать любовь к классической музыке и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: проигрыватель, фонохрестоматия, портрет П.И. Чайковского; грамзаписи произведений П.И. Чайковского: “Песня жаворонка” из “Детского альбома”, “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”, “Подснежник” из фортепианного цикла “Времена года”; картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, загадки и стихи о весне.

Ход урока

Дети входят в класс под музыку “Вальса цветов” П.И, Чайковского.

(Говорит учитель):

Есть просто храм, есть храм науки
А есть еще природа храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток
Открыт для вас в жару и стынь
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить о красках времен года. А о чьих красках пойдет речь, вы сейчас отгадаете:

Приходит с добром, Веет теплом.

Светом солнечным красна, А зовут ее…(весна).

Правильно, мы будем говорить, петь, слушать музыку и смотреть картину о весне и ее красках.

Представить картину весны ярче нам помогут изображения птиц, деревьев, цветов (иллюстрации на доске).

Ребята, сколько весен бывает в году? Оказывается, бывает три весны, и они сменяют одна другую. Но прежде чем я расскажу вам о них, давайте вспомним приметы весны. (Учащиеся отвечают).

Март – это весна. День прибавился почти на 5 ч. 22 марта – день весеннего равноденствия, то есть по долготе равен ночи.

С каждым днем солнце выше поднимается на небе, лучи его прямей падают на землю и обогревают ее.

Появляются первые проталины, прилетают птицы. Реки, озера, пруды освобождаются ото льда. Птицы вьют гнезда, восстанавливают старые. Ожидают деревья.Начинается сокодвижения. Просыпается все живое, гремят грозы.

Какие птицы первыми прилетают к нам? В народе говорят: “Грачи весну открывают”

“Увидал скворца – знай: весна у крыльца”

Почему? Первую весну называют полевой, вторую – речной, а третью – лесной. Послушайте песню о ранней весне:

На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли.
Голубые слезки капали
И проталинки оставили.
Пляшут капельки – горошинки,
И на мартовской проталинке
Протянул ладошки к солнышку
Голубой цветочек маленький.

О каких красках полевой весны нам рассказали стихи? Какой месяц “отдала” природа полевой весне?

О марте в народе говорили так: “Март – утро весны, утро года”. Почему? (Природа пробуждается, все ожидает и т.д.)

Известный художник А.К. Саврасов изобразил раннюю весну на картине “Грачи прилетели”. По каким признакам можно определить, что на ней ранняя весна?

– тающий, побуревший снег;
– набухшие на березе почки;
– голубеющее между облаками небо;
– освободившийся ото льда пруд;
– птицы строят гнезда.

Какие светлые краски вы здесь увидели? (Белая, сине-голубая, прозрачная…) А какие темные краски заметили?(Коричневая, серая: березы, крыши домов, колокольня и сами грачи).

Внимательно всматриваясь в эту картину, можно почувствовать огромную любовь художника к природе, к своему родному краю. Используя разнообразие красок, автор дает понять, что скоро в природе наступят перемены. А какие краски весны мы можем “услышать” в музыке?

(Учащиеся поют песню “Мамин праздник”.)

Учитель. Какие музыкальные краски делают эту песню такой красивой? (Темп подвижный, мелодия выразительная, напевная, характер добрый, веселый, радостный, динамика разная.) Ранней весной прилетают вначале грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.

Однажды, гуляя по полю, П.И. Чайковский услышал необыкновенное пение птицы. Она поднялась в небо так высоко, что ее невозможно было увидеть. Но чудесная мелодия разносилась далеко-далеко. (Звучит “Песня жаворонка” из “Детского альбома” П.И. Чайковского.) Пение какой птицы изобразил Петр Ильич? (Жаворонка) Как вы догадались? (Звучит издалека, ярко, только так поют жаворонки). Это произведение называется “Песня жаворонка” из сборника “Детский альбом”, который композитор сочинил для своего племянника Володи Давыдова.

Звучание какого инструмента вы услышали? Какие краски нам рассказали о пении птицы. В лесу, на полянах “поют” свои мелодии самые первые цветы. Какие? (Подснежники)

(Физкультминутка)

Учитель. Сейчас и мы с вами на одно мгновение станем подснежниками. (Звучит “Вальс цветов” П.И. Чайковского.)

Дети сидят, затем постепенно поднимаются, наклоняют головы, вращают ими, поднимают руки и делают наклоны, танцевальные движения вокруг себя, затем опускаются и наклоняют головы, будто засыпают.

Учитель (читает). Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. Потом реки вскрываются, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье. В народе этот месяц называют “ледоломом” и “снегогоном”. Что это за месяц (Апрель). Да, правильно! Это вторая весна – речная.

Дети читают стихи С.Маршака “Ледоход”.

Ребята, а что еще происходит в апреле? (Просыпаются животные после зимней спячки, прилетают утки, журавли, чайки, появляется первая травка, цветы.) Все больше и больше красок появляется в апреле. Назовите их. (Зеленая, голубая, желтая и др.)

В это время природа очень ранима: бежит сок по стволам деревьев, очень слабы животные и насекомые, легко ранимы первые цветы (почти все они занесены в Красную книгу). И мы должны помнить об этом и беречь нашу природу в любое время года, а весной – особенно.

Ученик (читает).

Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зеленый,
И в серебре лесных озер
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!

Учитель. О каких красках апреля упоминает в своем стихотворении Иван Бунин?

А как музыка показывает краски весны в апреле? Об этом мы узнаем, прослушав пьесу П.И. Чайковского из фортепианного цикла “Времена года”. Какие произведения из этого альбома вы уже знаете? (“Октябрь”, “Ноябрь”).

(Прослушивание пьесы “Подснежник”.)

Учитель. Какие музыкальные “краски” использовал композитор, чтобы показать жизнь этого замечательного цветка? (Темп, характер, динамика, мелодия, тембр.). Какие апрельские краски вам нравятся больше всего? Как называется весна в апреле? (Речная). А какая весна сменяет речную? (Лесная). Что можно увидеть в природе в мае? (Просыпаются насекомые; расцветают мать-и-мачеха, медуница, ландыши; цветут сирень, черемуха, береза, сосна. Покрываются бело-розовым покрывалом сады).

Каких птиц вы видели в мае или слышали их пение? (Кукушка, соловей, иволга, дрозд.) Какие “певцы” поют песни у водоемов? (Лягушки, речные птицы и т.д.). В мае можно услышать первые грозы.

П.И. Чайковский очень любил месяц май, потому что его любимый цветок распускается и дарит свой аромат именно в мае. Кто мне скажет, какие цветы любил этот композитор? (Ландыши).

(Дети поют песню “Ландыш” в сопровождении колокольчика).

Учитель. Почему мы выбрали колокольчик для сопровождения этой песни? (У этого инструмента очень нежный, звонок звук.) Какие музыкальные краски “украсили” эту песню?

Учитель. Наш урок подходит к концу. Я хочу вам предложить разгадать особый весенний кроссворд

 Вопросы:

1. Выросла, повыросла из борозды повылезла,
Солнышко припекло, и с нее потекло. (Сосулька.)

2. Весною лед на речке треснул.
Треск этот был весенней песней. (Ледоход)
Освободился ото льда,
Бежит неведомо куда,
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручей)

3. На ветках – плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки. (Почки)

4. Кап, кап, кап – вода течет,
Если солнце припечет. (Капель)

5. Лучи солнца так пекут –
Появились там и тут
Среди снежной реки
Земляные островки. (Проталины).

6. Из темного кулька –
Зеленая рука. (Лист.)

7. Я первый весенний гриб.
Назвать вы меня не могли б? (Сморчок.)

8. Выкинем – не обеднеем,
Соберем – разбогатеем. (Сев.)

9. Гремит, сверкает – нет спасенья –
Шальная, первая, весенняя! (Гроза.)

Для какой весны характерна капель? Какую музыку мы слушали о ранней весне, какие песни пели? Что в этой музыке вам понравилось больше всего? Какую картину о весне мы рассматривали? Когда бывает ледоход? Какую музыку об апреле мы слушали? Кто ее написал? Что вам понравилось в ней больше всего? Когда можно увидеть проталины? В каком месяце появляются почки? В каком месяце чаще всего бывают первые грозы? О каком майском цветке мы пели? Какие музыкальные краски украсили песню? Как называется весна в мае? (Лесная). Какие майские краски вам больше нравятся? Какие музыкальные краски делают музыку о весне красивой? (Темп, тембр, динамика, характер и т.д.). Они называются средствами художественной выразительности.

Все краски: и природные, и живописные, и музыкальные – стремятся показать красоту природы весной. И эту красоту мы должны беречь и любить потому, что краски лета, весны, зимы и осени в свое время будут радовать нас своим разнообразием.

Домашнее задание: нарисовать три весны (задания по рядам).