Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Сообщение из опыта работы “Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ “Брусничка” города Братска”

“Человек – высший продукт земной природы.
Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,  человек должен быть здоровым, сильным, умным”.

Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Дмитрий Анатольевич Медведев в своей национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” (2010 г) отметил, что “ …… сохранение, укрепление физического, психического здоровья детей – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность”.

Здоровый ребенок – это жизнерадостный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый, сильный человек. Согласно данным Министерства здравоохранения РФ, лишь 14 % детей практически здоровы, в то время как более 50 % имеют различные функциональные отклонения, 35-40 % – хронические заболевания. В нашем дошкольном учреждении за 3 года увеличилось количество детей со 2-ой группой здоровья (2006 год – 198 детей; 2007 уже 217 детей). Только 10% детей приходит в школу абсолютно здоровыми. Поэтому вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в нашем детском саду уделяется особое внимание.

Миссия нашего дошкольного учреждения:

“Предоставление качественных образовательных услуг для разностороннего развития ребенка в соответствии с Федеральными государственными требованиями, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие социальной адаптации детей к жизни в современном обществе, к обучению в школе”.

Приоритетное направление работы: физическое развитие.

Проблемой поиска эффективных мероприятий, направленных на оздоровление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста я занимаюсь не один год. Значимым фактором в решении этой проблемы является создание системы физического воспитания и физического развития, охраны психического здоровья, а также организацию медицинской помощи. С этой целью в 2008 году в детском саду была разработана программа “Здоровый ребенок”. Совместно с администрацией мы определили главную цель этой программы:

сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью.

Задачи, которые мы определили для решения поставленной цели, охватывают все аспекты физкультурно-оздоровительной работы:

  • Интеграция и рациональное использование ресурсов и возможностей охраны, укрепления и формирования здоровья в условиях ДОУ.
  • Повышение ответственности членов психолого-медико-педагогического коллектива за жизнь и здоровье воспитанников.
  • Укрепление здоровья детей.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
  • Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни.
  • Реализация интересов, склонностей и способностей детей в двигательной активности через систему спортивно-оздоровительной работы.
  • Разработка диагностики результативности на всех этапах реализации программы.

Таким образом, реализуя программу “Здоровый ребенок” вот уже 4-ый год, я разработала такую систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которая не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, но и воспитывает у них потребность в здоровье как жизненно важной ценности.

Девиз моей работы: “Здоровый ребенок – успешный ребенок”.

Для успешной организации работы по физическому воспитанию в ДОУ созданы определенные условия. Имеются:

  • физкультурный зал, с необходимым комплектом физкультурного оборудования для успешного решения задач физического воспитания с детьми дошкольного возраста. В комплекты оборудования входят самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и др.), мелкие (массажные мячи, обручи разного размера и т.д.).
  • спортивные уголки в каждой возрастной группе, которые носят развивающий характер, динамичны, трансформируемы, полифункциональны (мягкие модули разного цвета, формы, размера; атрибуты к подвижным играм, кольцебросы, дартцы, и т.п.); картотеки: подвижных игр, релаксации, динамических пауз, глазной гимнастики, суставной гимнастики, пальчиковых игр, антистрессовой гимнастики, коммуникативных игр, игростретчинга, гимнастик после сна, и т.д.
  • спортивная площадка: баскетбольная площадка, беговая дорожка, рукоходы, прыжковая яма.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ строится на основе изучения индивидуальных особенностей каждого воспитанника, с учетом результатов диагностического обследования. Система комплексной диагностики включает в себя:

  • регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
  • периодический осмотр специалистами детской поликлиники, обследование детей 5-7 лет – АСПОН;
  • диагностирование общей физической подготовленности детей, мониторинг физического развития, который провожу я;
  • определение соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным особенностям детей, состоянию их здоровья;
  • своевременное выявление факторов риска для здоровья воспитанников и их развития;
  • психологическое обследование детей с целью сохранения психического здоровья детей.

Учитывая все эти данные, я провожу с детьми индивидуальную, коррекционную работу, распределяю детей по группам здоровья или с учетом диагноза.

Включение в образовательную работу здоровьесберегающих технологий необходимое условие для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры. Здоровьесберегающие технологии я применяю при проведении организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию и отслеживаю как они применяются педагогами в течение дня. В работе дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: остеопатические игры, пальчиковая гимнастика, дорожки здоровья, гимнастика для глаз, фитбол, ритмика, стретчинг, динамические паузы, релаксация, игровой час, подвижные и спортивные игры, дыхательная гимнастика и т.д.;
  • технологии обучения здоровому образу жизни: образовательная деятельность на тему “Здоровый образ жизни”, точечный массаж, ОФП, спортивные праздники, ситуативные малые игры;
  • коррекционные технологии: арт-терапия, технология музыкального воздействия, психогимнастика, и т.д.

Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми включает в себя как традиционные, так и инновационные формы работы. Традиционными являются такие как: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, динамические паузы на занятиях, подвижные игры на прогулке и спортивной площадке, индивидуальная работа над совершенствованием движений. Инновационные:

  • Дозированный оздоровительный бег в конце прогулки.
  • Закаливающие процедуры: босохождение, обширное умывание.
  • Игровой час. Это время, когда дети могут сами выбрать вид двигательной деятельности, игрушки, спортивный инвентарь, тренажеры. Детям дается возможность почувствовать пространство, стать его хозяином.
  • Совместные занятия с психологом с целью развития психо-эмоциональной сферы ребенка и коммуникативных навыков.

Сегодня выдвигаются новые требования к организации образовательного процесса в области “Физическое развитие” (Приказ Минобразования России от 23.11.2009 № 655). Современному обществу необходим творческий поиск в выборе содержательных форм и инновационных методов в работе с детьми. Работа с детьми – процесс, требующий осторожности и деликатности. Я внедряю в практику работы с детьми инновационные технологии:

  • личностно-ориентированную с целью разностороннего свободного творческого развития ребенка;
  • развивающего обучения с целью развития познавательных способностей;
  • социоигровую с целью реализации потребности детей в движении, сохранения их психического здоровья, формирования коммуникативных навыков;
  • здоровьесберегающую с целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Такая комплексная работа ведет к снижению заболеваемости: в 2008году на 1%, 2009 году на 2,5%, 2010 году на 3,3% в сравнении с 2007 годом. Одной из задач программы развития МБДОУ “ДСОВ № 105” “Брусничка” на 2006-2010 год являлась разработка модели по организации дополнительных образовательных услуг с учетом потребностей родителей.

С целью всестороннего удовлетворения потребностей родителей, развития и совершенствования спектра дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении с 2009 года по результатам реализации педагогического проекта “Организация дополнительных образовательных услуг по физическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста” была создана спортивная студия “Игровой стретчинг”. Воспитание здорового, активного малыша невозможно без работы над телом. Каждая мама мечтает видеть ребенка свободно двигающимся, с хорошей осанкой, полным сил. В ходе реализации проекта, изучив авторские методические рекомендации Назаровой А.Г. по данной теме, я разработала свою авторскую программу по организации спортивной студии “Игровой стретчинг”.

Данная программа направлена на “пошаговое” развитие способностей: управлять своим телом, быть уверенным в себе, избавляться от различных комплексов, создавать чувства внутренней свободы, развивать двигательную и зрительную память, гибкость с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Цель моей работы – активизация защитных сил, развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей организма детей.

Основные принципы построения занятий по игростретчингу:

  • наглядность (показ физических упражнений, образный рассказ, подражание, имитация известных детям движений);
  • доступность (обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка);
  • системность (регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения);
  • закрепление навыков (многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий);
  • индивидуально-дифференцированный подход (учёт особенностей возраста, особенностей каждого ребенка, воспитание интереса к занятиям, активности ребенка);
  • сознательность (понимание пользы упражнений, потребность их выполнения в домашних условиях).

Программа включает в себя перспективный план работы секции и содержит следующие разделы:

  • ритмопластика;
  • упражнения на развитие мимики и пантомимы;
  • игры-превращения, упражнения на эмоциональное развитие детей.

Образовательная работа с детьми рассчитана на 2 года.

В студии занимаются 30 ребятишек (две подгруппы 5 и 6 лет), Занятия провожу 2 раза в неделю, помимо этого, занимаюсь с детьми подгруппами и индивидуально, рационально используя каждую свободную минуту. В своей работе применяю разнообразные методы: информационно-рецептивный метод (взаимосвязь и взаимозависимость между деятельностью педагога и ребенка); репродуктивный метод (воспроизведение способов действия); метод проблемного обучения, наглядный, вербальный, практический методы, а так же специфические методы: метод строго регламентированного упражнения, игровой. Именно игра дает возможность поддерживать живой интерес ребенка к занятию, упражнения имеют свои особые названия и связаны между собой интересным сюжетом, каждый раз новым. При регулярных занятиях игровым стретчингом развиваются: музыкальный слух, музыкальная память, слуховое внимание, ритмичность, пластичность, мышечная свобода. Развивается и укрепляется опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая, нервная и дыхательная системы. А также очень важным является развитие координации движений с использованием суставной и речитативной гимнастики.

Работа по приобщению детей к здоровому образу жизни не возможна без родителей. В соответствии с приказом № 655 от 23 ноября 2009 г., вовлечение родителей в образовательный процесс является главной задачей педагогического коллектива при осуществлении образовательной деятельности учреждения. Родители принимают активное участие в жизни детей. В начале учебного года я выступаю перед родителями и знакомлю их с работой спортивной студии. Вниманию родителей предлагаются открытые просмотры занятий: “Я и мои друзья”, “Познай себя”, “Страна Игралия”, “В мире животных”. И если родители хотят видеть своего ребенка здоровым, я настраиваю их на то, что необходимо эту работу проводить совместно не только в детском саду, но и дома. Но я работаю не только с родителями, дети которых посещают спортивную секцию. В дошкольном учреждении создан консультативный центр “Здоровье и ребенок”. Свои предложения, пожелания и отзывы об увиденных занятиях и развлечениях, родители вносят в “Альбом добрых высказываний”. В групповых комнатах работают информационные центры: консультации, памятки, рекомендации, сообщения. Благодаря родителям приобретены ТСО: видеомагнитофоны. Большой популярностью у родителей пользуется “Домашняя игротека” (пальчиковые игры, игры по пути домой, игры со звуками). Мной подготовлен сборник игр для родителей “Нескучный дом”.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть , как делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Взаимодействуя с родителями и педагогами, проводим праздники: “День рождения города”, “Защитники Отчизны”; спортивные досуги: “Семья– здоровый образ жизни”, “День взросления”; участвуем в городских мероприятиях: “Дошкольная Спортландия”, “Зимняя карусель”, “Сто спортивных проектов” компании РУСАЛ.

Осуществляя интегративный подход в развитии физических качеств, в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни и индивидуальных способностей детей, я активно привлекаю к этой деятельности педагогов нашего учреждения. Вместе с педагогом-психологом, музыкальными руководителями, воспитателями мы реализовали такие совместные проекты как: “Я и другие”, “Природа – мой дом родной”, “Мое тело – мой помощник”, и др. Доброй традицией для нашего коллектива стало проведение “Малых олимпийских игр”. В теплые времена года дети старшего дошкольного возраста вместе с педагогами отправляются в лесной массив, где в условиях живой сибирской природы проводим спортивные праздники: “Осенние сюрпризы”, “В гостях у сказки”, “Берёзовый хоровод”.

Систематическая, планомерная совместная работа родителей и педагогического коллектива привела к снижению заболеваемости и улучшению показателей по физической подготовке на 6,3 %.

Перспективы моей работы:

  1. Продолжать научный поиск по изучению и внедрению эффективных технологий по приобщению детей к физической культуре.
  2. Начать разработку программы “Игровой стретчинг” для детей среднего возраста.
  3. Организовать работу студии для детей микрорайона, не посещающих дошкольное учреждение.
  4. Организовать клуб выходного дня для родителей детей с ослабленным здоровьем.