Одаренные дети – будущее России

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Программа “Наш край – Татарстан” представляет собой курс, предназначенный для учащихся 9 классов и рассчитанный на 34 учебных часа. Она построена с привлечением географических и исторических материалов, показывает взаимосвязь географии, истории и экономики Республики Татарстан, роль социального фактора в развитии многонациональной республики. Главной целью программы является формирование систематизированного целостного представления о закономерностях развития природы, хозяйства, общества, роли толерантного проживания народов в республике. Программа элективного курса “Наш край – Татарстан” отражает интеграцию как внутрипредметную, так и межпредметную (связь с историей Татарстана, обществознанием, русской и татарской литературой). Её содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства татарского народа и, самое главное, толерантному восприятию традиций и жизненного уклада представителей всех национальностей, проживающих на татарстанской земле. Воспитание учащихся на традициях и ценностях национальной культуры является одним из ведущих направлений в обновлении содержания и организации образовательного процесса. Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Неразрывными нитями история связала народы разных национальностей на древней татарской земле. Сегодня становится всё более очевидным, что важнейшим достоянием нашей многонациональной республики являются её духовные и культурные ценности.

Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии и истории; внедрить элементы глобальной географии в содержание краеведческих исследований.

Цель курса: приобщение учащихся к народной истории через географические познания.

Основные задачи курса:

– способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине,
– способствовать развитию интереса к истории своего народа, его ценностям,
– способствовать формированию у школьников личностных, эмоционально-нравственных и гражданских качеств посредством приобщения их к традициям татарского народа,
– расширить кругозор учащихся.

Программа курса основана на принципах:

– интеграции областей знаний, позволяющей осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира,
– использования разнообразных форм организации занятий,
– развивающего характера обучения,
– обеспечения психологического комфорта ребенка,
– формирования у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.

Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

анализ географических карт
– анализ статистических данных
– составление карт, схем, графиков
– составление таблиц
– подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации

Обучение проводится в двух направлениях:

1) усвоение теоретических знаний
2) формирование практических навыков

Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, экскурсий.

Практическая часть включает в себя навыки анализа и синтеза данных, сочинений, оформлений творческих работ, изготовления поделок и композиций.

Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного творчества. Этот вид творчества в совокупности позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, топонимики, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приемов.

Предполагаемые результаты:

– учащиеся приобретут знания по татарской народной культуре,
– повысится интерес к изучению своего родного края, активизируется познавательная деятельность,
– выявится интерес к изучению географии, истории, социологии, художественно-прикладной деятельности, фольклорному искусству, который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.

За счёт обьёмности предлагаемого курса, вариативности использования его ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу, возможно планирование изучения курса и при большем количестве часов. При этом, обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Урочное время будет частично занято защитой проектов и обсуждением представленных докладов и сообщений. Также при изучении тем потребуется проведение занятий на местности, в городском краеведческом музее и т.д.

Полученные учащимися исследовательские работы, доклады могут быть размещены на сайте для последующего их использования учащимися других регионов и обмена информацией между ними.

Примерное тематическое планирование.

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

Практика

Экскурсии

другое

 

Введение

1

     

1

 

1.

Истоки древнего Татарстана

3

1

1

   

тест

2.

Взятие Казани Иваном Грозным: трагедия или новое становление?

1

     

1

 

3.

Демографическое развитие

3

2

1

   

Сочинение-размышление

4.

Национальный состав населения: от шляхтичей до кряшен.

3

1

1

 

1

кроссворд

5.

Карта проживания татар в России

3

1

2

   

Составление “дерева жизни”

6.

Вероисповедание

2

1

   

1

 

7.

Топонимы и урбонимы– язык земли татарской

4

1

2

1

 

Экскурсия

8.

Народные праздники Поволжья

2

 

1

 

1

 

9.

Обычаи и традиции татарской семьи

3

1

 

1

1

Творческая работа

10

Татарские народные сказки, легенды, предания

3

1

 

1

1

сообщение

11

Из истории татарской кухни

2

1

   

1

 

11

Татарские народные художественные промыслы

2

1

 

1

 

Выставка работ

12

Итоговое занятие

2

 

2

   

тест

 

Итого

34

11

11

4

8

 

Содержание курса

Введение(1 час)

Великий путь татарского народа. Тысячелетняя Казань – путеводная звезда республики. Елабуга – исторический памятник русского и татарского народов.

Познание себя через историю и культуру своего народа.

Тема 1. Истоки древнего Татарстана (3 часа)

Путешествие в седую старину. Великая Булгария. Переселение родственных булгарам племён в Среднее Поволжье. От Золотой Орды до Казанского ханства.

Тема 2. Взятие Казани Иваном Грозным: трагедия или новое становление (1 час)

Была ли колонизация? Подвиг татарского народа при осаде Казани. Подчинение через вероисповедание, браки, переселение.

Тема 3. Демографическое развитие (2 часа)

Демографическая статистика. Старение населения Татарстана: возможно ли омоложение? Системные меры в демографической политике.

Тема 4. Национальный состав населения:

От шляхтичей до кряшен (3 часа)

Типтяри, мишяри, кряшены – тоже татары. Мензелинские татары или поляки?

Развитие и взаимодействие этнокультур. Многовековой опыт культурного общения двух крупнейших этносов – татар и русских при наличии множества национальных меньшинств. Поддержка мира и согласия между народами, живущими в Татарстане – условие для духовного развития и возрождения общества, его культурного потенциала. Республика – как центр духовного развития этносов, проживающих вне татарской земли.

Тема 5. Карта проживания татар в России (3 часа)

Расселение татар. Казанские татары. Касимовские татары. Астраханские татары. Крымские татары. Сибирские татары. Дерево жизни с одним корнем.

Тема 6. Вероисповедание (1 час)

Ислам и христианство. Мирное сосуществование двух вероисповеданий – залог стабильности и согласия в крае. Церкви и мечети. Государственная политика формирования культуры толерантности на основе соблюдения прав человека и уважения религиозного многообразия.

Тема 7. Топонимы и урбонимы – язык земли татарской (3 часа)

“Народный толковник”. Происхождение названий рек и озёр. О происхождении названий сёл и деревень. Города удивительной судьбы.

Тема 8. Народные праздники Поволжья (2 часа)

Сабантуй – самый почитаемый праздник нашего края. Науруз – байрам. Праздничное соседство Курбан – Байрам и Рождества Христово – символ единства в многообразии по – татарстански.

Тема 9. Обычаи и традиции татарской семьи (2 часа)

Традиционное хозяйство. Семейные обычаи и быт. Интерьер татарского дома. Национальные костюмы. Весенне– летний цикл обрядов и праздников. Осенне– зимний цикл обрядов. Свадьба. Посиделки. Преемственность связи поколений – настоящее и будущее обычаев и традиций народа.

Тема 10. Татарские народные сказки, легенды и предания (3)

Сказки татарского народа. Легенды о прошлом Камско – Волжского края. Предания о старой Казани. Сююмбике – символ верности. Сказания о Свияжске.

Тема 11. Из истории татарской кухни (2 часа)

Богатства хлебной страны. Этническая особенность кулинарного искусства из глубин тюркской кухни периода Волжской Булгарии. Влияние на формирование национальной кухни природной среды. Праздничные и ритуальные блюда. Особенности современной татарской кухни. Союз татарской и русской кухни.

Тема 12. Татарские народные промыслы (1 час)

Умельцы земли татарской. Возрождение народных ремёсел. Татарская народная вышивка. Ткачество. Изделия из кожи и меха. Ювелирное дело.