Цели урока:
- Закрепить знания учащихся при умножении десятичных дробей, тренировать внимание, память.
- Развивать сообразительность, находчивость, логическое мышление.
Ход урока
Сегодня мы совершим путешествие на планету МиФ (математика и фантазия), население которой составляют дробные числа. В путешествие отправляется весь класс – экипаж ракеты. Следить за путешествием будет Центр управления полетом.
Мы побываем в Волшебном Саду, в Городе Законов, наш путь будет лежать через озеро Неизвестности. Мы увидим Дворец Смекалки.
I. Операция Компьютер.
1) Требуется проверить «блок памяти» и исправить «неполадки» (ошибки в вычислениях).
Восстановите запятые в примерах:
- 32 + 18 = 5.
- 3 + 108 = 408.
- 42 + 17 = 212.
- 736 – 336 = 4.
- 63 – 27 = 603.
- 57 – 4 = 17.
2) Исправив «неполадки», проконтролируйте работу компьютера (устно):
- Найдите значение выражения 19,8 / x , если x = 100.
- Упростите выражение 1,8a – 0,2a + a – 1.
- Найти произведение чисел 0,24 и 3.
- Делитель 8; частное 1,2. Найти делимое.
- Представьте в виде десятичной дроби 3/5.
- Найти значение выражения 12,3 * 0,01.
II. Ракета.
Экипаж должен путешествовать в ракете. Чтобы в нее попасть, надо преодолеть 8 ступенек.
* 5 | |||||||
– 40,7 | |||||||
* 5,2 | |||||||
+ 3,5 | |||||||
/ 4 | |||||||
– 0,77 | |||||||
* 29 | |||||||
5,02 – 3,89 |
III. Волшебный сад.
Поздравляю, вы прилетели на планету МиФ и приземлились в Волшебном саду. Вам нужно сорвать по лепестку с цветика-семицветика и ответить на содержащиеся там вопросы.
- Как разделить десятичную дробь на 1000?
- На сколько разрядов и в какую сторону перемещается запятая при умножении на 10, 100, 100 000?
- В десятичной дроби запятую перенесли на 5 разрядов вправо. Что произойдет с этой дробью?
- В десятичной дроби запятую перенесли на 4 разряда влево. Как изменилась дробь?
- Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,001?
- Как разделить дробь на 0,1; 0,01?
- Как перемножить десятичные дроби?
IV. Озеро неизвестности.
В озере неизвестности плавают рыбы – уравнения. Их нужно «поймать», т.е. решить.
Учитель раздает детям рыбки с уравнениями.
- 5,6а + 1,25а + 3,15а = 2,7.
- (х + 0,3) / 7 = 0,2.
- х / 7 – 0,3 = 0,4.
- 10х + 3,72 = 5,69.
V. Город законов.
Найти значения выражений, используя распределительное свойство умножения.
- 3,6 * 23 + 3,6 * 77.
- 2,07 * 17 + 1,36 * 17 – 2,43 * 17.
- 12,83 * 356 + 644 * 12,83.
- 0,271 * 56 + 0,271 * 33 – 0,271 * 79.
VI. Дворец смекалки.
И, наконец, конечный и
Главный пункт нашего
Путешествия – Дворец Ее
Величества – Смекалки.
- Три купчихи – Олимпиада Петровна, Виктория Карповна и Поликсена Федоровна – сели пить чай. Олимпиада Петровна и Виктория Карповна выпили вдвоем 11 чашек, Виктория Карповна и Поликсена Федоровна – 15, а Олимпиада Петровна и Поликсена Федоровна – 14. Сколько чашек чая выпили все три купчихи вместе? Сколько чашек чая выпила каждая из них?
- Какой цифрой оканчивается произведение:
101 * 102 * 103 * 104 * 105 * 106 * 107 * 108 * 109? - Какой цифрой оканчивается произведение 33 множителей, каждый из которых равен 3? Как записать это произведение с помощью лишь трех троек?
- Какой знак надо поставить между написанными рядом цифрами 4 и 5, чтобы получить число, большее четырех, но меньшее пяти?
- Дорога от дома до школы занимает у Пети 20 мин. Однажды по дороге в школу он вспомнил, что забыл дома ручку. Если теперь он продолжит путь с той же скоростью, то придет в школу за 3 мин до звонка, а если вернется домой за ручкой, то, идя с той же скоростью, опоздает на 7 мин. Какую часть пути он прошел до того, как вспомнил о ручке? (Временем, необходимым для того, чтобы зайти в дом и взять ручку – пренебречь.)
- В доме 6 этажей. Во сколько раз путь по лестнице на шестой этаж длиннее, чем путь по той же лестнице на третий этаж, если пролеты между этажами имеют по одинаковому числу ступенек?
VII. Итог урока.