Интегрированное занятие для детей 6–7 лет с задержкой психического развития "Земля – наш общий дом"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (45 МБ)


Программное содержание:

  • Учить пользоваться картой: показывать на карте, на глобусе континенты и страны, заинтересовавшие детей.
  • Познакомить детей с понятием пустыня и рассказать о пустыне Сахара.
  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, умение делать выводы.
  • Закрепить: знания детей о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран, и живут в них люди разных рас; умение передавать ритмический рисунок и разные способы звукоизвлечения опирась на схему; исполнительские навыки детей.
  • Воспитывать интерес и уважение к народам мира, их деятельности, культуре, быту, традициям.

Словарь: негры, хижина, пустыня, Сахара, барабаны-джембе, иероглифы, английский, тропические.

Предварительная работа: чтение книг Е.П. Яценко «Страны и континенты», Л. Я. Гальперштейн «Страны и народы»; знакомство с картами: «Карта мира», «Народы мира», «Карта России»; настольные игры: «Океаны и материки», «Земля и ее жители»; рассматривание географического атласа «Мир и человек» И. К. Жданова; рассматривание иллюстраций книг: «География в картинках» Е. В. Фастова, «Музыка и танец» Нейл Моррис; работа с музыкальными схемами с использованием различных музыкальных инструментов; разучивание песни «Если все вокруг подружатся», музыка Е. Архиповой, слова П. Синявского; просмотр в видеозаписи «Китайского танца» из балета П. Чайковского «Щелкунчик»; разучивание танца «Танцующий павлин», китайская народная музыка «Веселое сердце», обработка И. Каплуновой

Демонстрационный и раздаточный материал: глобус, карта мира, указка, воздушные гелиевые шарики, книжка-ширма, кукла-негритянка, раздаточный материал: подносы с картинками, клей карандаш, салфетки, затонированные листы, карточки-схемы, барабаны, пиалы с вареным рисом, палочки для суши, корзина с тропическими фруктами, маркеры, карточки с изображением иероглифов со словом «дружба», веера, мультимедийная установка, презентация со слайдами и музыкой.

Музыкальный материал: В. М. Дидюля: «Полёт на воздушном шаре», «Прогулка»; «Жасмин», китайская традиционная музыка; «Весёлое сердце», китайская народная музыка, обработка И. Каплуновой; звучание африканских барабанов, «Пять маленьких обезьянок», английская детская песенка; видеоролик «Моя Россия».

Фотографии для слайдов, фонограммы – интернет-ресурсы.
Видеоролик «Моя Россия» – сайт www.viki.rdf.ru

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под звучание музыки дети входят в зал.

Воспитатель (говорит на фоне музыки): Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте посмотрим на них и поздороваемся с гостями.

I. Организационный момент (психологический настрой)

Игра «Подари улыбку»

Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, и подарим друг другу улыбку, ведь именно с неё начинается приятное общение. Вы готовы общаться? Тогда послушайте внимательно загадку:

«На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны». (Глобус)

– Что такое глобус? (макет Земли, изображение нашей планеты Земля, модель Земного шара).
– Ребята, а вы хотите поиграть с глобусом?

Игра с глобусом.

Крутим, крутим шар земной.
Крутим, крутим голубой.

Один, два, три – моря и океаны покажи (горы, равнины и леса, пустыни и степи).
– Каким цветом показаны на глобусе реки, моря, океаны? (голубым, синим).
– Каким цветом горы? (Коричневым).
– Каким цветом леса и равнины? (Зеленым).
– Каким цветом пустыни, степи? (Желтым).
– Кроме морей, океанов, гор, лесов и равнин, на глобусе показаны еще и материки. Сколько всего материков находится на нашей планете Земля? (6 материков). Материки можно посмотреть не только на глобусе, но и на карте.

II. Работа с картой

– Кто сможет назвать и показать материки на карте? Ребята, обратите внимание на каждом материке показано много разноцветных пятен. Что они обозначают? (Разные страны).
– Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Покажите Россию на карте.
– Как называется главный город нашей страны, её столица? (Москва). Посмотрите на экран.

Слайд 1

Беседа:

– Если мы живем в России, значит мы кто? (Россияне)
– Дорогие россияне, а вы любите путешествовать?
– На чем можно путешествовать? (На поезде, на машине, на самолете, на слоне, на воздушном шаре.).
– Вспомните, куда мы с вами уже путешествовали? (На Северный полюс).
– А куда бы вам хотелось отправиться сегодня?
(Неожиданно раздается звонок на мобильный телефон воспитателя (мелодия песни В. Шаинского «Чунга-Чанга»)
– Алло. Здравствуйте. Да, это детский сад. Кто звонит? Лу-Лу?.. Откуда? Из Африки?.. Хорошо… Мы подумаем.
– Ребята, звонила девочка Лу-Лу. Она живет в Африке и приглашает нас в гости. Вы согласны? А на чем можно добраться до Африки? (Ответы детей). Дети, а вы согласны полететь на воздушном шаре?.. Тогда в путь.

III. Полет на воздушном шаре

– Сядьте поудобней, пристегните ремни. (Слайд 2) Посмотрите на небо, наш шар взлетает все выше и выше. Чтобы в полете нам было не скучно, мы с вами немного поиграем.

Игра «Назови страну».

Дети передают мяч друг другу и называют страну.

Слайд 3

– Ребята, посмотрите, перед нами:

Материк лежит большой
Самый жаркий и сухой
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка)

Вот нас и встречает девочка Лу-Лу (воспитатель показывает куклу). Лу-Лу говорит, что хочет подарить своим друзьям книгу, но не может ее красиво оформить. Одна страничка готова, а вот – остальные, совершенно пустые. Что же нужно сделать? (Помочь Лу-Лу оформить книгу). Чтобы правильно оформить книжку об Африке, нужно нам узнать какие люди живут здесь, и какие у них дома. Ответы на эти вопросы мы узнаем, если посмотрим на экран.

Слайды 4

– Какие люди живут в Африке. Это кто? (Негры)
– Какой у негров цвет кожи? (Черный). Значит они какие? (Чернокожие). Почему? (Лето круглый год, они загорели, черный цвет защищает от ожогов).
– Если сравнивать наш цвет кожи с кожей негров, то кожа у нас какая? (Светлая). Значит мы, по сравнению с ними какие? (Светлокожие).

Слайд 5

Некоторые народы Африки живут в домах-хижинах… Вот мы и узнали, какой народ живет в Африке, и в каких домах. Можно сейчас начинать оформлять книгу. Работать сегодня будем в парах, поэтому договоритесь между собой, кто с кем будет оформлять страничку. Возьмите карточку-схему, и работайте по ней.

Из всех картинок нужно выбрать только те, которые подходят для Африки, разложить картинки, а затем приклеить.

1 страница – готовая – изображение «Африка».

2 страница – «Люди».
3 страница – «Жилище».
4 страница – «Животный мир».
5 страница – «Растительный мир».
6 страница – «Фрукты».

Слайд 6.

IV. Оформление книги.

Воспитатель: Молодцы! Получилась яркая, красочная книга. Нет только названия. Лу-Лу предлагает нам несколько вариантов:

  • «География для малышей»;
  • «Путешествие по свету»;
  • «Земля – наш общий дом».

– Какое название вам понравилось, или вы что-то хотите предложить своё? («Земля – наш общий дом»).

Слайд 7

– А сейчас Лу-Лу предлагает познакомиться с пустыней. Пустыня... Ни деревца, ни кустика. Только волны песка до самого горизонта. Сахара – это самая большая пустыня мира, её называют «королевой пустынь». В пустыне дуют горячие ветры, годами не бывает дождей. Кажется, что в пустыне не может быть ничего живого… Но посмотрите, что за чудеса!

Слайд 8

На спине своей всегда,
Носит горб он или два.
И в пустыне ходит всюду,
Все зовут его… (Верблюдом)

– Верблюда называют «Кораблём пустыни». Почему? (Движения у него плавные, как у корабля). Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.
– Почему им не жарко в пустыне? (Длинная густая шерсть защищает верблюда от палящих солнечных лучей). На ногах у верблюда широкие мозоли, чтобы ноги не проваливались в песок.
– Полюбовались пустыней, а теперь оправляемся дальше.

Слайд 9

Музыкальный руководитель: Лу-Лу приглашает нас познакомиться с африканским народным музыкальным инструментом.
У каждого народа есть свои музыкальные инструменты. В Африке – барабаны. Они называются – джембе. Барабаны высокие и форма у них разная. Давайте послушаем настоящих африканских музыкантов-барабанщиков.

Слайд 10

– Чем мы с вами играем на барабанах? (палочками). А чем играют африканские музыканты? (руками). Ребята, а вы хотите поиграть на барабанах руками как африканские музыканты?

Слайд 11

– Давайте попробуем озвучить этот музыкальный рисунок. Можно играть по-разному: пальчиками, ладошками, кулачками, ребром ладошки… (Дети играют на барабанах)

Воспитатель: Ну, что, путешествие по Африке заканчивается. Лу-Лу благодарит вас за помощь и дарит вам корзину с тропическими фруктами.

Слайд 12

Музыкальный руководитель: Ребята посмотрите, мы пролетаем Англию. (Звучит детская английская песенка). Послушайте, что это звучит? (Песня). Как вы думаете, какой характер у этой песни? (Веселый, радостный, танцевальный…)

Воспитатель: Вам понравилась песня?

– О чём в ней поётся?
– Вы не поняли? И я не поняла.
– Почему же никто не понял? (песня на незнакомом языке).
– Мы с вами сейчас на каком языке говорим? (на русском).
– Если мы с вами пролетаем над Англией, значит песня, на каком языке? (на английском).
– Я вам открою маленький секрет: Маша Вершинина начала учить английский язык. Она расскажет стихотворение.

The little green frog
Jumps on a log,
Takes off his cloak
And begins to croak.

– Чтобы знать и понимать английский язык, его нужно учить.

Слайды 13

– Посмотрите, какую страну мы с вами пролетаем? (Китай). Какие красивые дома!

Слайд 14

– Как называют людей, которые живут в Китае? (Китайцы).
– А по цвету кожи, они какие? (Смуглые, жёлтые).
– Если мы посмотрим у китайцев на разрез глаз, что мы можем сказать, какие у них глаза? (Узкие).

Слайд 15

– Вот и кафе. Вы случайно не проголодались? Вам хотелось бы узнать какая любимая пища у китайцев? Откройте салфеточку и посмотрите, что это? (Рис). Рис – любимая китайская еда. – А вы любите рис? Почему не кушаете? (Нет ложек, вилок).

(Воспитатель показывает палочки для суши и предлагает детям попробовать ими рис. Проводится экспериментальная деятельность.)

Слайд 16

Музыкальный руководитель: В каждой стране – свои национальные танцы. Девочки посещают в нашем детском саду театрально – танцевальную студию «Озорники», и они приготовили для вас национальный китайский танец «Танцующий павлин».

Слайд 17

Воспитатель: Ребята, а из чего состоит наш алфавит? (Из букв). Чем мы можем писать буквы? (Карандашом, ручкой, фломастером, мелком…). В Китае алфавит состоит из иероглифов. Иероглифы – это знаки, заменяющие буквы в китайском алфавите. В Китае пишут не ручками, а кисточками и красками. Получается у них так красиво, что эти надписи можно вешать на стены, как картины.

– Давайте попробуем вместе с нашими гостями написать слово «Дружба».

Слайд 18

– Пришла пора возвращаться домой, в Россию.
– Что вам больше всего понравилось?
– Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
– Что вас больше всего удивило?
– Россияне, англичане, китайцы, негры….Можно ли всех назвать одним словом – земляне? Почему? (Потому, что у нас общий дом – планета Земля).

Слайд 19

Музыкальный руководитель: Все люди нашей планеты должны жить всегда в мире, дружбе и согласии. Давайте вспомним, в какой песне об этом поется? («Если все вокруг подружатся» композитора Е. Архиповой, на слова поэта П. Синявского). Я предлагаю исполнить ее.

Воспитатель: Где бы мы с вами не были, мы всегда с любовью вспоминаем нашу Родину.
Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, широкими просторами и лесами, богатыми недрами. И я предлагаю вам полюбоваться красотой нашей страны. А поможет нам в этом песня «Моя Россия» композитора Г. Струве, слова Н. Соловьёвой.

Слайд 20. Видеоролик «Моя Россия»