Цели:
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости;
- умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую моторику, тактильные ощущения;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
- развивать зрительный гнозис;
- продолжать учить детей ориентироваться в пространственной ориентировке собственного тела, выполняя соответствующие инструкции.
Образовательные (обучение грамоте):
- упражнять в слоговом анализе и синтезе;
- совершенствовать навык слогового чтения;
- учить детей удерживать в памяти ряд слов и составлять из них развернутые предложения;
- закреплять умение составлять простые распространенные предложения по заданным словам, определять количество слов в предложении, анализировать его, составлять его схему;
- закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений;
- упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов различного звукослогового состава и предложений из 2, 3, 4-х слов с использованием символов цифр;
- закреплять знания об известных элементарных правилах правописания большой буквы в начале предложения и в написании собственных имен, понятие о границах предложения и точке в конце предложения;
- развивать графические навыки, трансформировать буквы, различать неправильно напечатанные буквы, “допечатывать” незаконченные буквы (профилактика дисграфии);
- развивать навык чтения слогов, слов, предложений.
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога;
- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивать их речь.
Ход занятия
1. Организационный момент (рече-моторная разминка)
Логопед:
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
и скорей вставайте в круг
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай
Друга называй по имени
Утра доброго желай
Дети встают в круг, передают ребристый мяч с пожеланиями друг другу вежливых слов, удачного дня и т.д.
2. Игра ”Чудесный мешочек”
(Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, закрепить знание букв русского алфавита.)
Логопед: Посмотрите дети, какой у меня красивый волшебный мешочек в нем что-то лежит, а что – можно узнать, если запустить в него обе руки и нащупать предмет, но не подглядывать в него.
Дети: По очереди запускают руки в мешочек, нащупывают модель буквы русского алфавита отгадывают и называют ее, а затем вынимают из мешочка букву и показывают всем какая это буква (М, Д, Ж, З, Ф, Б).
3. Игра “Слоговые капли”
(Совершенствовать навык слогового чтения, умение из представленных слогов составить слова, чтение слов.)
Логопед: Дети, посмотрите сколько воды. Давайте возьмем по одной капельке, высушим это озеро. Но капли эти не простые, в каждой спрятаны слоги. Давайте соединим эти капельки вместе (слоги) так, чтобы получились слова.
Дети: Выполняют задание и составляют из слогов слова (ВАЗА, СОВА, ЛИСА, ГУСИ).
4. Игра “Найди все слова в цепочке”
(Умение зрительно находить все слова в цепочке, чтение слов, удерживать в памяти ряд слов и составлять из них развернутые предложения; определить количество слов в предложении, записать его схему. Правильное употребление предлогов при составлении предложений.)
Логопед: Дети, посмотрите внимательно на цепочку состоящею из букв. Если сложить все эти буквы, можно прочесть слова.
Дети: Находят все слова и читают их (БАБОЧКА, БОЧКА, ШАРЫ, РЫБА, КОШКА, КАКТУС).
Логопед: А теперь из всех этих слов составьте интересные предложения.
Дети: Составляют и называют свои предложения.
Логопед: Предлагает детям выложить схему наиболее понравившегося предложения, назвать предлог и определить количество слов в предложении с помощью цифр. Напоминает правописание большой буквы.
Дети: Выполняют задание.
Логопед: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
5. Зарядка
(На пространственную ориентировку в собственном теле.)
Логопед:
А сейчас все по порядку (встали руки на пояс)
Встанем дружно на зарядку
Руки в стороны согнули (выполняют движения, прослеживая за ними глазами)
Вверх подняли, помахали
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое плечо,
Дружненько присели (приседают, касаются руками пяток)
Пяточки задели
На носочки поднялись (прослеживают глазами за руками)
Опустили руки вниз.
Логопед: Отдохнули, а теперь можно заниматься дальше.
6. Игра “Снежные комочки”
(Развитие ловкости, мелкой моторики, умение дописывать буквами нужные элементы, профилактика дисграфии.)
Логопед: Каждому ребенку бросает в руки скомканный лист бумаги “снежные комочки”. Нужно, прижимая бумажку к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. На листе бумаги задание: ”допиши букве нужный элемент”.
Дети: Дописывают буквам нужные элементы, а затем называют буквы первого, второго и третьего рядов.
7. “Раздели слова на слоги и подними нужную цифру”
(Чтение слов, синтез слов различного звуко-слогового состава из 2, 3, 4 слогов с использованием цифр.)
Логопед: Дети, перед вами несколько слов, прочтите их.
Дети: Читают слова (МОРЕ, МАЛИНА, ЗАНОЗА,ЧЕРЕПАХА).
Логопед: Поднимите цифру соответствующую количеству слогов в слове “МОРЕ” (и так дети определяют количество слогов во всех предложенных словах).
Дети: Выполняют задания индивидуально каждый.
8. Игра “Волшебники”
(Водная азбука, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительный гнозис, фонематический слух и фонематическое восприятие. Профилактика дисграфии. Знание букв русского алфавита, правильное использование предложно-падежных окончаний).
Логопед: Дети, а вы хотите почувствовать себя волшебниками?
Дети: Да….
Логопед: Тогда берите цветную губку и водичку. Обыкновенная вода на волшебных карточках превратится в яркие краски, и получатся удивительные картинки из азбуки.
Дети: Выполняют задание.
Логопед: Желает детям чудесных превращений.
Дети: Оживили картинки из азбуки.
Логопед: Вика, какое волшебство на твоей картинке получилось?
Ребенок 1 Получился АРБУЗ
Логопед: Какой первый звук в слове АРБУЗ? Какой последний звук слышится в этом слове”.
Логопед: А какой АРБУЗ?
Ребенок 2: Придумывает как можно больше прилагательных (красный, спелый, сочный, полосатый, вкусный и т.д.).
Логопед: По очереди опрашивает всех детей, какое волшебство произошло на их картинках.
9. Итог занятия
Логопед хвалит детей, отмечает особо отличившихся, благодарит за работу, а водные картинки из азбуки – подарок детям за трудолюбие и старание.