Итоговое логопедическое занятие по обучению грамоте "Волшебство грамматики"

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости;
  • умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую моторику, тактильные ощущения;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
  • развивать зрительный гнозис;
  • продолжать учить детей ориентироваться в пространственной ориентировке собственного тела, выполняя соответствующие инструкции.

Образовательные (обучение грамоте):

  • упражнять в слоговом анализе и синтезе;
  • совершенствовать навык слогового чтения;
  • учить детей удерживать в памяти ряд слов и составлять из них развернутые предложения;
  • закреплять умение составлять простые распространенные предложения по заданным словам, определять количество слов в предложении, анализировать его, составлять его схему;
  • закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений;
  • упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов различного звукослогового состава и предложений из 2, 3, 4-х слов с использованием символов цифр;
  • закреплять знания об известных элементарных правилах правописания большой буквы в начале предложения и в написании собственных имен, понятие о границах предложения и точке в конце предложения;
  • развивать графические навыки, трансформировать буквы, различать неправильно напечатанные буквы, “допечатывать” незаконченные буквы (профилактика дисграфии);
  • развивать навык чтения слогов, слов, предложений.

Воспитательные:

  • воспитывать мотивацию к обучению;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога;
  • воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивать их речь.

Ход занятия

1. Организационный момент (рече-моторная разминка)

Логопед:

Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
и скорей вставайте в круг
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай
Друга называй по имени
Утра доброго желай

Дети встают в круг, передают ребристый мяч с пожеланиями друг другу вежливых слов, удачного дня и т.д.

2. Игра ”Чудесный мешочек”

(Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, закрепить знание букв русского алфавита.)

Логопед: Посмотрите дети, какой у меня красивый волшебный мешочек в нем что-то лежит, а что – можно узнать, если запустить в него обе руки и нащупать предмет, но не подглядывать в него.

Дети: По очереди запускают руки в мешочек, нащупывают модель буквы русского алфавита отгадывают и называют ее, а затем вынимают из мешочка букву и показывают всем какая это буква (М, Д, Ж, З, Ф, Б).

3. Игра “Слоговые капли”

(Совершенствовать навык слогового чтения, умение из представленных слогов составить слова, чтение слов.)

Логопед: Дети, посмотрите сколько воды. Давайте возьмем по одной капельке, высушим это озеро. Но капли эти не простые, в каждой спрятаны слоги. Давайте соединим эти капельки вместе (слоги) так, чтобы получились слова.

Дети: Выполняют задание и составляют из слогов слова (ВАЗА, СОВА, ЛИСА, ГУСИ).

4. Игра “Найди все слова в цепочке”

(Умение зрительно находить все слова в цепочке, чтение слов, удерживать в памяти ряд слов и составлять из них развернутые предложения; определить количество слов в предложении, записать его схему. Правильное употребление предлогов при составлении предложений.)

Логопед: Дети, посмотрите внимательно на цепочку состоящею из букв. Если сложить все эти буквы, можно прочесть слова.

Дети: Находят все слова и читают их (БАБОЧКА, БОЧКА, ШАРЫ, РЫБА, КОШКА, КАКТУС).

Логопед: А теперь из всех этих слов составьте интересные предложения.

Дети: Составляют и называют свои предложения.

Логопед: Предлагает детям выложить схему наиболее понравившегося предложения, назвать предлог и определить количество слов в предложении с помощью цифр. Напоминает правописание большой буквы.

Дети: Выполняют задание.

Логопед: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

5. Зарядка

(На пространственную ориентировку в собственном теле.)

Логопед:

А сейчас все по порядку (встали руки на пояс)
Встанем дружно на зарядку
Руки в стороны согнули (выполняют движения, прослеживая за ними глазами)
Вверх подняли, помахали
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое плечо,
Дружненько присели (приседают, касаются руками пяток)
Пяточки задели
На носочки поднялись (прослеживают глазами за руками)
Опустили руки вниз.

Логопед: Отдохнули, а теперь можно заниматься дальше.

6. Игра “Снежные комочки”

(Развитие ловкости, мелкой моторики, умение дописывать буквами нужные элементы, профилактика дисграфии.)

Логопед: Каждому ребенку бросает в руки скомканный лист бумаги “снежные комочки”. Нужно, прижимая бумажку к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. На листе бумаги задание: ”допиши букве нужный элемент”.

Дети: Дописывают буквам нужные элементы, а затем называют буквы первого, второго и третьего рядов.

7. “Раздели слова на слоги и подними нужную цифру”

(Чтение слов, синтез слов различного звуко-слогового состава из 2, 3, 4 слогов с использованием цифр.)

Логопед: Дети, перед вами несколько слов, прочтите их.

Дети: Читают слова (МОРЕ, МАЛИНА, ЗАНОЗА,ЧЕРЕПАХА).

Логопед: Поднимите цифру соответствующую количеству слогов в слове “МОРЕ” (и так дети определяют количество слогов во всех предложенных словах).

Дети: Выполняют задания индивидуально каждый.

8. Игра “Волшебники”

(Водная азбука, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительный гнозис, фонематический слух и фонематическое восприятие. Профилактика дисграфии. Знание букв русского алфавита, правильное использование предложно-падежных окончаний).

Логопед: Дети, а вы хотите почувствовать себя волшебниками?

Дети: Да….

Логопед: Тогда берите цветную губку и водичку. Обыкновенная вода на волшебных карточках превратится в яркие краски, и получатся удивительные картинки из азбуки.

Дети: Выполняют задание.

Логопед: Желает детям чудесных превращений.

Дети: Оживили картинки из азбуки.

Логопед: Вика, какое волшебство на твоей картинке получилось?

Ребенок 1 Получился АРБУЗ

Логопед: Какой первый звук в слове АРБУЗ? Какой последний звук слышится в этом слове”.

Логопед: А какой АРБУЗ?

Ребенок 2: Придумывает как можно больше прилагательных (красный, спелый, сочный, полосатый, вкусный и т.д.).

Логопед: По очереди опрашивает всех детей, какое волшебство произошло на их картинках.

9. Итог занятия

Логопед хвалит детей, отмечает особо отличившихся, благодарит за работу, а водные картинки из азбуки – подарок детям за трудолюбие и старание.