(Сайд 1)
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Тепловые явления»;
- повторить:
- внутренняя энергия, способы её изменения;
- тепловые процессы;
- основные формулы для расчета количества теплоты;
- тепловые двигатели, КПД тепловых двигателей. (Слайд 2)
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, карточки-тесты
Тип урока: комбинированный.
Пояснительная записка к уроку-презентации:
Каждый слайд появляется на экране по щелчку.
Каждый элемент слайда тоже появляется по щелчку
по мере необходимости.
Говоря тему урока, выводим её на экран. (1-й слайд)
Объявляя классу цели урока на экране
появляется. (2-й слайд)
При фронтальном опросе задаём вопрос и даём
возможность ответить, а затем сверяем с
правильным ответом. (3, 4, 5, 6, 9, 11, 13 слайды)
При демонстрации опытов по теплопроводности
(слайд 5) и конвекции (слайд 6), подводим курсор к
рисункам, открываем файлы (t 11.avi, t 10.avi, t 8.avi),
выключаем звук динамика и учащиеся сами
комментируют опыты.
При описании процессов изображенных на графике
(слайд 8), учащиеся сначала просматривают график
(по щелчку мыши), затем дают характеристику
процессов.
При самостоятельной работе с тестом (слайд 7) –
тест по щелчку высвечивается на экране, такие же
вопросы лежат у каждого учащегося на столе.
Учащиеся отвечают на вопросы, сдают, затем вместе
со всем классом проверяем работу. (Тоже самое
слайд 9).
При проведении обобщающего итогового теста по
теме «Тепловые Явления» учащиеся садятся за
компьютеры, отвечают на вопросы теста,
разработанного в программе «Excel», затем нажимают
на кнопку «нажми сюда» и видят свою отметку,
говорят её учителю, учитель ставит в журнал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (Слайды 1, 2).
II. Повторение и обобщение изученного материала
1. Внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии (Слайд 3)
1) Вопросы:
– Дайте определение внутренней энергии;
– Какие способы изменения внутренней энергии Вы
знаете;
– Дайте определение теплопередачи;
– Виды теплопередачи.
2) Теплопроводность (слайд 4)
– Какой вид теплопередачи изображен на рисунке:
– Демонстрация (просмотр на компьютере) опыта: теплопроводность металлов с комментарием учащегося
– Что показывает данный рисунок:
3) Конвекция (слайд 5)
– Какой вид теплопередачи изображен на рисунках:
– Демонстрация (просмотр на компьютере) опыта: конвекция в газах и жидкостях с комментарием учащихся;
4) Излучение (слайд 6):
– Что показывают данные рисунки:
5) Самостоятельная работа учащихся – тест (слайд 7):
(Учащиеся отвечают на вопросы теста, сдают работы, вместе проверяем)
1. Если в жаркий день лист растения приложить к щеке (совсем необязательно его срывать), то можно почувствовать, что он прохладный. Почему?
а) растение поглощает тепло из окружающей среды;
б) растение испаряет в окружающую среду воду, из-за этого внутренняя энергия листа уменьшается и уменьшается его температура;
в) лист растения плохо проводить тепло.
2. Когда организм переохлаждается, мышцы начинают дрожать. Какие превращения энергии при этом происходят?
а) внутренняя энергия превращается в тепло;
б) механическая энергия превращается во внутреннюю;
в) внутренняя энергия превращается в механическую.
3. Как изменяется внутренняя энергия человека при переохлаждении?
а) изменяется незначительно;
б) увеличивается, т.к. идет теплообмен с окружающей средой;
в) уменьшается энергия, снижается обмен веществ и замедляется деятельность мозга.
4. Почему густая шерсть верблюда защищает его от холода и жары?
а) между шерстинками есть воздух, который обладает плохой теплопроводностью;
б) шерсть хорошо отражает тепловое излучение;
в) у верблюда большая жировая прослойка.
5. Почему “шубка” спасает шмелей от вымерзания?
а) “шубка” задерживает конвекционные потоки, замедляет теплоотдачу и лучеиспускание;
б) нет конвекционных потоков;
в) нет теплообмена с окружающей средой;
6. За сутки человеческий организм получает в среднем 10.900 кДж энергии, а теряет теплопроводностью и конвекцией 2260 кДж; излучением 3390 кДж; испарением 1880 кДж. Какое количество энергии остается для нормального функционирования организма?
а) 2370 кДж; б) 3370 кДж; в) 0 кДж.
6) Тепловые процессы (слайд 8):
– Какие тепловые процессы Вы знаете;
– Дайте определение каждого из процессов;
– Определите вещество и опишите процессы с ним
происходящие, изображенные на графике:
7) Самостоятельная работа учащихся по карточкам (слайд 9):
(Учащиеся заполняют таблицы и сдают)
Количество теплоты
для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении |
выделяемой при полном сгорании топлива |
для плавления кристаллического тела; выделяемое при кристаллизации |
для превращения жидкости в пар; пара в жидкость |
|||
название |
Единица измерения |
|||||
С |
||||||
q |
||||||
λ |
||||||
L |
Последующая проверка:
2. Тепловые машины (слайд 10)
1) Тепловой двигатель (слайд 11):
– Дайте определение теплового двигателя;
– Какие виды тепловых двигателей Вы знаете.
2) Виды тепловых двигателей (слайд 12).
3) Слайд 13
– Назовите основные элементы теплового
двигателя.
– Дайте определение КПД теплового двигателя.
– Как можно найти КПД теплового двигателя
(формула).
III. Итог урока (слайд 14)
1) Обобщающий итоговый тест (Приложение 1)
2) Домашнее задание.
Подготовка к контрольной работе по теме «Тепловые явления»
Список используемой литературы. Электронные издания.
1. Учебное электронное издание «Интерактивный
курс физики для 7-11 классов», «Физикон», 2004г.
2. «Открытая физика 1.1», ООО «Физикон», 1996-2001, под
редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.
3. «Библиотека электронных наглядных пособий.
Физика 7-11 класс», ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий»,
2003г.