Цель: Совершенствовать знания по обеспечению безопасности жизнедеятельности
Задачи:
- Учить детей оказывать первую помощь при переломе конечности;
- Формировать умение транспортировать пострадавшего;
- Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи;
- Способствовать развитию навыков групповой работы;
- Коррекция внимания, мышления, памяти.
Тип: комбинированное занятие
Сезон проведения: зима
Оборудование: импровизированные шины: лыжи, лыжные палки, ветки, дощечки; перевязочный материал: шарф, платок, ремень; карточки с заданием, компьютер, проектор,
Словарь: перелом, шины, подручный материал, перевязочный материал
Ход занятия
1.Организационный момент
– Давайте вместе посмотрим в окно. Опишите погоду, которую вы видите за окном. (Облачно, пасмурно)
– А сейчас встанем в круг, возьмёмся за руки и создадим погоду в нашем доме. Какой бы вы хотели её видеть? (Ответы детей)
2. Вводная беседа
– Сегодня на занятии мы продолжим ознакомлению с основами безопасности жизнедеятельности и оказанию практической помощи при переломе конечностей и транспортировке пострадавших.
– А теперь будьте внимательны. Я прочитаю вам загадки, говорите мне отгадки.
Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (Снег)У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт – гвоздь упадёт. (Сосулька)
– Чем опасна сосулька для человека? (Может упасть на голову)
– Где нельзя ходить, чтобы этого не случилось? (Под крышами)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады. (Мороз)Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лёд)
– Чем опасен лёд? (Можно поскользнуться, получить травму)
Схватил за щёку, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Кто же это? – вот вопрос
Всё это делает… (Мороз)
– О каком времени года все эти загадки? (О зиме)
– Почему зима считается наиболее опасным периодом? (Дороги скользкие)
– Вспомните наши экскурсии по городу. Какие проводятся работы коммунальными службами, чтобы не было скользких дорог? (Чистят дороги от снега, посыпают песком)
– Зимой холодно, морозно. Обувь накаляется и становится скользкой. Снег уплотняется, и получаются скользкие дороги и тропинки.
– Назовите зимние детские забавы. (Катание с горки, на лыжах, на коньках, игры в снежки, в хоккей)
– Во время игры вы можете получить травму.
– Вспомните, с какими видами травм мы познакомились на предыдущих занятиях. (Ушиб, порез, ссадина, вывих)
3. Физкультминутка
– А теперь немного отдохнём. Встаньте паровозиком.
По дорожке шли и вот
Перед нами гололёд.
Гололёд мы обойдём
Никогда не упадём.Там сосулька, здесь овраг,
Но мы знаем, где играть.
Дружно за руки возьмёмся,
От беды убережёмся.
4. Новая тема
Оказание первой помощи.
– Сегодня мы узнаем о таком виде травмы, как перелом.
ПЕРЕЛОМ – это нарушение целости кости. Бывает открытый и закрытый перелом.
– При переломе человек испытывает острую боль – постоянно или при движении. При ощупывании слышится хруст сломанной кости. Очень важно вовремя и грамотно оказать первую помощь.
– При оказании первой помощи необходимо максимально обездвижить место перелома. Осторожно, стараясь не причинить боли пострадавшему, наложить шину. ШИНА – это обобщенное название твердого предмета, который используется при фиксации перелома. В качестве шины можно взять деревянные доски, палки, подойдут также любые подручные средства зонтики, ветки, лыжи, лыжные палки. Рассмотрим, на примере когда сломана нога. В качестве шины вы нашли две деревянные доски по длине ноги. Шину нужно накладывать на одежду. Между двумя досками фиксируете ногу, то есть «зажимаете» с двух сторон, затем обматываете ПЕРЕВЯЗОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ: платком, шарфом, ремнём т.д. Всё шина наложена. Теперь вы обеспечили пострадавшему покой и уменьшили боль. Рисунок 1
– Итак, подведём итог. Ответьте на вопросы:
- Как узнать, что случился перелом? (Хруст кости при ощупывании, больной испытывает острую боль)
- Можно ли перемещать человека при переломе? (Нет. Нужно уложить пострадавшего удобно для оказания помощи)
- Какие основные меры нужно предпринять для оказания первой помощи? (Наложить шины)
Транспортировка пострадавшего
– После оказания первой помощи необходимо доставить больного в лечебное учреждение.
– По какому телефону можно вызвать скорую помощь? (03 или 112)
– Если телефон не доступен, то необходимо выйти на проезжую часть и остановить машину.
– Если недоступен телефон и нет возможности остановить машину, то можно перенести больного на небольшое расстояние самим. Транспортировка пострадавшего может осуществляться на волокушах: для этого подойдёт одеяло, палатка. Можно изготовить носилки, используя куртку лыжные палки и другой материал. А можно перенести пострадавшего вдвоём на руках.
– Сейчас вы посмотрите видеосюжет, где специалисты показывают, как необходимо оказывать доврачебную помощь при переломе конечности. Приготовьтесь к практической деятельности. Видео 2 (Приложение 2)
5. Практическая работа. Работа в группах
– Ребята, разделитесь на две группы. Каждой группе будет дана карточка с заданием. Вам нужно будет самостоятельно выполнить задание, указанное в карточке, используя подручный средства и перевязочный материал, находящийся здесь. А я буду следить за правильностью выполнения задания. В случае затруднения, можно обратиться ко мне за помощью.
- КАРТОЧКА 1.
(Оказывать помощь при выполнении задания детьми. Провести анализ работы каждой группы).
– Молодцы! Обе группы замечательно справились с заданием.
6. Рефлексия
– А теперь вспомните мой рассказ и видеосюжет. Я задам каждой группе вопрос.
Вопрос 1 группе: Какие действия нужно предпринять, после того, как вы оказали первую помощь? (Нужно доставить пострадавшего в больницу). Для этого позвонить в скорую помощь 03 или в службу спасения 112. Можно выйти на дорогу и попросить помощи у водителя проезжающей машины)
Вопрос 2 группе: Если по близости нет ни телефона, ни проезжей части. Ваши действия.
(Можно изготовить волокуши, носилки или перенести пострадавшего на руках)
– Покажите, как это можно сделать.
7. Итог занятия
– О каком виде травм мы сегодня говорили? (О переломе)
– Какие новые слова вы узнали на занятии? (Перелом, шина, подручные средства, подручный перевязочный материал)
– Надеюсь, знания, полученные на сегодняшнем занятии, вы сумеете применить в сложной жизненной ситуации.