Цели:
- Развитие навыков правописания корня на основе сопоставления трех правил
- Формирование умения сравнивать, развитие внимания, памяти
- Воспитание взаимовыручки
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Улыбнитесь друг другу и всему вокруг, потрите ладошки рук: нам все по плечу. Обратите внимание на лейтмотив нашего урока:
Учиться, чтобы знать.
Знать, чтобы уметь.
Уметь, чтобы делать.
II. Проверка домашнего задания
– В задании нужно было вставить пропущенную орфограмму, составить предложение с любым словом.
На доске записаны слова: сердце, поздний, звездный, праздник.
Самопроверка, прочитать составленное предложение.
III. Запись в тетради даты
– 23 декабря. Назовите орфограмму, которая встретилась.
IV. Постановка целей урока
– Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы. Нужно увидеть «опасность» в написании слов.
Сияет со…нце, воды блещут,
На всем улы...ка, жизнь во всем.
Д...ревья радос…но трепещут,
Купаясь в небе голубом.
(Ф. Тютчев)
– Какие орфограммы встретились? Кто догадался, какую работу будем выполнять сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? (Ответы учеников.)
– Сегодня мы займемся исследовательской работой. Цель нашей работы: выяснить, как знание правил влияет на грамотное написание корня слова. А исследование проведем в форме игры: путешествие по тропинкам правил русского языка. Итак, отправляемся. Помогут в нашем путешествии овощи с грядок нашего огорода.
V. Словарная работа
– И вот первый гость, первая тропинка, первое задание. К нам пришел Синьор Помидор (используется картинка, на которой изображен помидор). Отгадайте загадку, напишите отгадку в тетрадь и на доске. Объясните орфограмму.
(Используются изображения овощей из картинного словаря.)
Уродился я неплох –
С грядки хвастался… (горох).За кудрявый хохолок
Лису из грядки поволок,
На ощупь очень гладкая,
На вкус как сахар сладкая. (Морковь.)Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
Ну рассыпчата, вкусна… (картошка- картофель).В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор.)
– Можно ли орфограмму проверить? Почему?
VI. Физкультминутка
Заглянуло солнышко в окошко,
Вышел в огород Антошка.
Стал картошку собирать
И в ведро её кидать.
Раз картошка, два картошка.
Молодец, сынок Антошка.
VII. Вторая тропинка. Картошка-матушка. Самостоятельная работа
Тест: Найди слова с безударной гласной в корне, выпиши их.
Подумай, как проверить?
При проверке звучит правило написания безударной гласной в корне:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
VIII. Письмо под диктовку. Третья тропинка. Лучок-здоровячок
Хорош обед после побед.
– Объясните смысл пословицы. Какая здесь орфограмма? Скажите правило написания парных согласных.
IX. Физкультминутка
Звучит песенка В. Шаинского «Вместе весело шагать», дети танцуют.
X. Списывание с доски предложений. Четвертая тропинка. Принцесса Морковь
– Спиши, исправь ошибки.
С утра был день ненасный. Вдруг из-за туч выглянуло сонце. Сразу вся месность ожила. На серце повеселело.
– Какая орфограмма? Скажите правило написания непроизносимой
согласной.
– Второе предложение разберем по членам предложения и частям речи.
XI. Итог урока
– А теперь взгляните на доску. Куда же привели нас тропинки? (К корню.)
А почему?
– Подведем итог нашему исследованию.
– Какие правила нужно знать, чтобы правильно писать корень слова? Так что же
общего между этими правилами? (Учат писать корень слова правильно.)
– Повторим правила.
– Назовите наших помощников, которые привели нас к этому выводу. А кто может
сказать, полезны ли овощи? Чем полезны? А можно наесть витамины на целый год за
один раз? (Нет.)
XII. Оценивание
Выставление отметок.
XIII. Домашнее задание
С. 128, упр. 303. Прочитайте задание. Кому непонятно, как выполнять упражнение?