Цели:
Образовательные:
- знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего;
- опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений;
Развивающие:
- учить анализировать, выделять главное;
- обогащать словарный запас, работать над выразительностью речи;
Воспитательные:
- умение работать в группе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник под редакцией М. Разумовской, раздаточный материал с текстом для анализа.
Ход урока
1. Активизация имеющихся знаний
Учитель. Сегодня мы продолжим работу над односоставными предложениями. Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип предложений.
- Вам не видать таких сражений. («Бородино» М.Ю. Лермонтов)
- Сижу за решеткой в темнице сырой. («Узник» А.С. Пушкин)
- Потом его в степи без чувств нашли. («Мцыри» М.Ю. Лермонтов)
- Мороз и солнце; день чудесный! («Зимнее утро» А.С. Пушкин)
Учитель. В чем особенность последнего предложения?
Ученик. Это сложное бессоюзное предложение, первая часть которого – односоставное предложение с главным членом подлежащим.
Учитель. Как называются односоставные предложения с одним главным членом подлежащим?
Ученик. Назывные.
Учитель. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Сформулируйте цель урока.
Ученик. Определить, чем выражена грамматическая основа, находить в тексте и употреблять в собственной речи назывные предложения.
Учитель. Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к параграфу 22. Читаем и составляем кластер (представители каждой группы читают по одному абзацу и делают записи на доске).
Учитель. А теперь, пользуясь кластером, составьте связный рассказ о назывных предложениях.
Ученики (выслушать среднего и сильного ученика).
2. Фаза осмысления.
Учитель. Предлагаю каждой группе провести небольшое исследование. Из данных вам текстов надо выписать назывные предложения, определить их роль и стилистическую принадлежность.
1 группа. № 137 (6 предл.)
Опять холодные седые небеса,
Пустынные поля, набитые дороги,
На рыжие ковры похожие леса,
И тройка у крыльца, и слуги на пороге.
(И. Бунин)
2 группа. Выписать авторские ремарки из «Ревизора» Н.В. Гоголя. Д.1, явл.1.
Комната в доме городничего.
Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья, частный
пристав, лекарь, два квартальных.
3 группа. Отрывок из рассказа М. Шолохова «Пастух».
Изморось. Сумерки. Дорога в степь.
Идет Дуняша обочь дороги. Ветер полы рваной кофты рвет и в спину ее толкает
порывами.
Степь кругом залегла неприветливая, сумрачная. Смеркается. Ночь…
4 группа. Отрывок из очерка Пескова В.
Давайте вместе разглядим снимок, сделанный с высоты, на которой над лесом летают птицы. Дорога. Постройки. Сад. Лес, уходящий за горизонт. Путеводитель по Ясной Поляне утверждает: именно так выглядела усадьба, когда Лев Толстой был еще жив.
Учитель. Итак, к какому выводу пришли, исследуя тексты?
1 группа. Это текст художественного стиля, поэтическое произведение. С помощью назывных предложений показана широкая панорама осенних событий.
2 группа. Авторские ремарки обозначают место действия, называют действующих лиц.
3 группа. Это художественный стиль речи. Назывные предложения указывают на место и время действия.
4 группа. Стиль публицистический, с помощью назывных предложений рисуется место действия.
Учитель. В чем, на ваш взгляд, парадоксальность назывных предложений в сравнении, например, с двусоставными или другими видами односоставных в плане формы и содержания?
Ученик. За лаконизмом назывных предложений скрывается емкое содержание. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя – такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.
Учитель. Мы говорим о деталях, а теперь я хочу познакомить вас с одним из самых удивительных и «скандальных» стихотворений А. Фета «Шёпот, робкое дыханье», написано в 1850 году. Подробно о творчестве этого поэта мы будем говорить в 10 классе. Скажу только, что это поэт откровенно аполитичный, писавший только о прекрасных мгновениях в жизни человека и природы; считавший, что поэзия должна быть прорывом из мира скорби, бессмысленности и безобразности в мир красоты, а одним из проявлений истинно прекрасного и была для Фета любовь.
Ни одно стихотворение 19 века не вызвало такого шквала пародий, как названное. Одни высмеивали Фета за уход от острых проблем современности, другие – сам поэтический стиль, казавшийся им бессодержательным. Многие современники Фета не сумели расшифровать тайный код языка чувства, языка сердца.
Итак, слушаем божественную музыку сердца поэта и тот отклик, который оное вызывает в вашей душе.
(На партах листочки с текстом стихотворения и вопросы к нему.)
Учитель. О чем данное стихотворение?
Ученик. О чувствах, настроении, переживаниях лирического героя.
Учитель. Какое впечатление произвело?
Ученик. Автор торопится запечатлеть эти чудесные мгновения, поэтому появляется ощущение фрагментарности. Написано в манере импрессионистов (Моне), не случайно Л. Толстой писал о нём: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».
Учитель. Написано в манере импрессионистов (Моне), не случайно Л. Толстой писал о нём: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».
Какая картина рисуется в вашем воображении?
Ученик. Ночь, ручей, луна, двое влюбленных, которые не могут расстаться , пение соловья, постепенно приближается рассвет, поэтому меняются краски.
Учитель. Каковы особенности синтаксических конструкций?
Ученик. Это стихотворение состоит из одного предложения, включающего назывные предложения.
Учитель. Каков должен быть темп чтения и почему?
Ученик. Темп должен быть достаточно быстрый, т.к. быстро меняются запечатленные поэтом мгновения.
Учитель. Верно, недаром А. Григорьев подметил: «Это ряд бесконечных, столь внутренне связанных, столь необходимо следующих один за другим аккордов, которых прервать нельзя, – стихотворение, которое не может быть иначе прочтено, как одним дыханием».
Каковы звуки и краски постоянно меняющегося пространства?
Ученик. Автор использует прием аллитерации. Цветовая гамма: 1 строфа – светло-желтый, серебристо-зеленоватый свет яркой луны, заливающий сад; 2 строфа – зелено-синие тени; 3 строфа – ярко-красный цвет зари – цвет любви, энергии.
3. Стадия рефлексии.
Учитель. А теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли художника слова и , используя назывные предложения, написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем (4–5 предл.).
1 группа – лирическая зарисовка:
- «Идет волшебница-зима»,
- «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе»,
- «День чудесный!».
2 группа – репортаж с новогоднего вечера.
3 группа – юмористический репортаж с большой перемены.
4 группа – искусствоведческое эссе – представление картины художника В.А. Серова «Девочка с персиками».
В качестве напутствия и для вдохновения прочту вам стихотворение О. Молоткова «Человеческая комедия» – инженерный вариант.
Мама, сказка, каша, кошка,
Книжка, яркая обложка,
Буратино, Карабас,
Ранец, школа, первый класс,
Грязь в тетради, тройка, двойка,
Папа, крик, головомойка,
Лето, труд, река, солома,
Осень, сбор металлолома,
Пушкин, Дарвин, Кромвель, Ом,
Гоголь и Наполеон,
Менделеев, Герострат,
Бал прощальный, аттестат,
Институт, экзамен, нервы,
Конкурс, лекции, курс первый,
Тренировки, семинары,
Песни, танцы, тары-бары,
Прочность знаний, чёт-нечёт,
Радость, сессия, зачёт,
Стройотряд, жара, работа,
Культпоход, газета, фото,
Общежитье, взятка-мизер,
Кинотеатр, телевизор,
Карандаш, лопата, лом,
Пятый курс, проект, диплом,
Отпуск, море, пароход,
По Кавказу турпоход,
Кульман, шеф, конец квартала,
Цех, участок, план по валу,
ЖСК, жена, квартира,
Тёща, юмор и сатира,
Детский сад, велосипед,
Карты, шахматы, сосед,
Сердце, печень, лишний вес,
Возраст, пенсия, собес,
Юбилей, часы-награда,
Речи, памятник, ограда.
Обсуждение работ учащихся.
Учитель. Мы проделали большую работу, а теперь я предлагаю составить синквейн и выразить свое отношение к теме.
Ученик. Назывное предложение.
Лаконичное, ёмкое.
Называет, рисует, представляет.
Краткость – сестра таланта.
Картина.
4. Подведение итогов
Оцените вклад каждого в работе группы, обоснуйте оценку, может, кто-то и вовсе останется без неё, определите, какие задания вызвали наибольший интерес.
5. Домашнее задание
Параграф 22, творческое задание: составить рассказ с назывными предложениями или стихотворение.