Урок-путешествие в 6-м классе "Дробные выражения

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока:

  • проверить знания, умения и навыки учащихся по усвоению и применению изученного материала.
  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого татарского поэта – Г. Тукая.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • способствовать формированию знаний, умений по теме  «Дробные выражения»;
    • применять основное свойство дроби и распределительный закон умножения при работе с дробными выражениями, содержащими «двухэтажные» дроби.
  • Развивающие:формировать навыки выполнять операции анализа, синтеза, делать выводы.
  • Воспитательная:  Воспитывать умение организовать деятельность в группе.

Тип урока: урок-путешествие.

Форма работы:  групповая работа, самостоятельная работа.

Дидактическое сопровождение: раздаточный материал для групповой работы, тесты.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Используемая литература для подготовки к уроку:

  1. Математика, 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / [ Н.Я. Виленкин и др.]. – 22-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2010. – 288с. : ил.
  2. Математика: дидакт. материалы для 6кл. общеобразават. учреждений [Г.В. Дорофеев, Л.В. Кунецова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова]. – 2-е изд., – М.:Просвещение, 2006. – 2126с.: ил.
  3. http://www.tatar.museum.ru/tukay/lyrics.htm

ХОД УРОКА

 –  Я приветствую вас на сегодняшнем уроке, который пройдет необычно. Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по стопам великого татарского поэта Габдуллы Тукая.
Для того,чтобы путешествие прошло увлекательно и интересно, необходимо вспомнить о дробных  выражениях ,правила умножения и деления дробей.
1 задание. Назовите названия дробей    (Слайд 2)
2 задание. Название этих выражений: , (Слайд 3)
3 задание. Предложить учащимся  дать имя дроби, у которой дробь и в числителе и в знаменателе:

=

–  Мы успешно прошли   подготовительный этап. Давайте послушаем песню (Слайд 3 щелчком ) (Звучит песня «Родной язык»)
–  Кто автор слов  песни «Родной язык»?
–  Габдулла Тукай  –  великий татарский поэт. (Слайд 4)

Задание 4. Выполнив следующее задание вы узнаете в каком году родился Г.Тукай.

(Задания даются в карточках – Приложение 1)

Ответы:  I ряд  –  1;  II ряд  –  8;  III ряд  –  8;  IV ряд  –  6 (1886)

Задание 5. Решая примеры на доске, мы узнаем, где он родился.

Ученики решают примеры поочередно на доске, рядом с ответами ставят соответствующие буквы.

1) 0,68 · ;                    2)  3,212 : ;             3)    · 24,6 ;
4) 0,121 : ;                5) 43,75  · ;             6)  ·  8,4;
7) 5,6 : 3;                   8) 10 ·  6,3.

0,51 К 0,132 л
5,2 в 4,015 у
20,5 ш 67,2 ч
8,5 р 2,5 а
1,6 ы 4,5 с

(Кушлавыч)

 –  Историческая справка о поэте (рассказывает ученик). (Слайд 5)

В деревне Кушлавыч Арского района Республики Татарстан, в семье муллы Мухамметгарифа родилcя 26  апреля 1886 г. мальчик, будущий поэт – Габдулла Тукай. Не прошло и пяти месяцев, как вдруг скончался его отец. Овдовевшая мать его, Мамдуда, была выдана замуж за муллу деревни Сосна. А маленького Габдуллу временно поручают на воспитание бедной старушке Шарифе. Тут и настигли мальчишку нескончаемые удары и лишения сиротской доли. На свете, пожалуй, не было ни одного поэта, которому уже с малых лет довелось бы называть «мамой» семерых, а возможно, и восьмерых чужих женщин. Именно такая участь выпала на долю Габдуллы.

Задание 6. Решите уравнения. Их корни запишите в порядке убывания и под корнем напишите букву, которой была обозначена эта неизвестная.(Слайд 6)

2,5К + К = 248,5;   ы  –  6,5 = 63,9;
р + 10,2 = 71,45;   2 й = 65,3
а : 0,2 = 231;        (л  –  26,8) : 2 = 16,7     (Кырлай)

Заказанье, в особенности Кырлай — благодатная почва, где в маленьком Габдулле зародился великий Тукай. Навсегда сохранился в его благодарной памяти Сагди-абзый в белом переднике, холщовых рукавицах и круглой татарской шапке — как образец трудолюбия, прилежности и мягкости в обхождении. А окрестности Кырлая с их дремучими лесами, прудами, родниками, да и сама деревня с ее песнями и игрищами, обычаями и образом жизни дали ему такое обилие духовной пищи, которого поэту хватило на всю творческую жизнь.(Слайд 7)

«Я постиг, что все священно: и овин твой, и ручей,
И гумно твое, и степи, и дороги средь полей,
И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,
Белые чулки, да лапти, да онучи, да сума.
И собаки, и бараны — вся родная сторона.
Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна», —

так писал Тукай об этих же местах, наведавшись в Заказанье после долгого пребывания в иных краях.
В память о великом поэте в Казани названа площадь и станция метро. Возведены памятники во многих городах России. Скульптуры сказочных персонажей, которые создал Габдулла Тукай так же можно встретить на улицах современных российских городов. В  нашем селе есть Музей Г.Тукая. (Слайд 8)
Здесь мы можем увидеть всю жизнь и творчество поэта. Стоит памятник, наблюдая пришедших к нему туристов.(Слайд 9)

Задание 7. В каком возрасте Г.Тукай написал свое первое стихотворение? Вычислив значение выражения на калькуляторах мы это узнаем. (Слайд 10)

(5,4  –  3,275) : 3,4 : 12,5 + 18,95  (19)

Задание 8. Сколько лет прожил поэт? Узнаем после решения задачи (самостоятельно решают)

Задача 9(слайд 11): Мальчик прочитал  18 страниц, что составило  2/3 всей книги .Сколько страниц в книге?  (27)

Габдулла Тукай умер 15 апреля (по старому стилю 2 апреля) 1913 года.(Слайд 12)  Всего лишь 27 лет прожил этот выдающийся татарский поэт – просветитель, но за восемь лет своей творческой жизни он успел сделать многое. Габдулла Тукай стал основоположником татарского литературного языка, блестящим литературным критиком. Он стал символом татарской культуры. Самое главное наследство, которое он оставил своему народу – это его поэзия: для взрослых и детей. Тукай был поэтом-новатором в подлинном смысле этого слова. В своих стихотворениях он первым по-настоящему выразил певучесть души своего народа, рассказал о его чаяниях и мечтах.Мы гордимся им, мы читаем его стихи,мы помним его. (Слайд 13)

Домашнее задание: выполнить тестовые задания (Приложение 2)

Ученик читает  стихотворение "Родная земля" Г. Тукая; перевод А. Ахматовой.

Хоть юнцом с тобой расстался, преданный иной судьбе,
Заказанье, видишь, возвратился я к тебе.
Эти земли луговые, чувства издали маня,
Память мучая, вернули на родной простор меня,
Пусть несчастным сиротою в этом я возрос краю,
Пусть томили униженья юность горькую мою,  –
Времена те миновали, птицей улетели прочь,
Дни былые вспоминаю, как с дурными снами ночь.
Хоть твои хлестали волны, челн мой не пошел на дно,
Хоть твое палило пламя, не сожгло меня оно.
И поэтому я понял, край мой, истину одну,
Что душа равно приемлет и огонь твой, и волну.
Я постиг, что все священно: и овин твой, и ручей,
И гумно твое, и степи, и дороги средь полей,
И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,
Белые чулки, да лапти, да онучи, да сума,
И собаки, и бараны  –  вся родная сторона.
Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна.

Г.Тукай “Туган авыл”