Цели урока:
Оборудование:
- Плакат с пословицами.
- Мультимедийная презентация.
- плакат с изображением колосков без зёрен (дети за правильные ответы получают зёрнышко, а в конце урока прикрепляют к колоскам.).
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Изучение нового.
Прочитайте слова.
Душистый
Румяный
Тёплый
Вкусный
- О чём мы так говорим, кто догадался какая у нас тема урока? (о хлебе)
Вот какой был случай…
Мать утром спросила сына: “Что бы ты хотел съесть к завтраку?” Мальчик сказал, не задумываясь:
– Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком.
– Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.
– А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.
Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:
– Невкусно!
– Что так?
– Понял, не посолено!
Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся:
– Вот и вышло, что самое простое и нужное– хлеб да соль – ты позабыл.
Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.
Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить.
Тема нашего урока: Хлеб – это жизнь.
Хлеб – это древний и необходимый продукт человеческого труда. Мы встречаемся с хлебом ежедневно.
Мама, дай пожалуйста хлебушка. Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никогда еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни и в праздники. Хлебом солью встречают самых дорогих гостей.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он – хлебушко душистый,
Вот он теплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Говорить о хлебе надо с уваженьем,
И читать красиво будем мы о нем.
буквари откроем наши очень тихо
И картинку с хлебом бережно найдем. стр 84-85
Давайте откроем учебник стр.84. прочитайте загадку. О чём эта загадка?
Читаем слова: хлеб -хлебный –хлебушек -хлебница.
- Что вы можете сказать про эти слова?(это слова родственные, у них одинаковая часть хлеб и они близкие по смыслу)
Хлеб народ наш уважает,
Его очень почитает.
И пословицы о хлебе
Очень часто он слагает. Чтение пословиц. А почему говорят что хлеб всему голова?
Е
жедневно мы встречаемся с хлебом, а задумывались ли вы какой путь надо проделать, чтобы хлеб на столе появился. Долг путь хлеба от поля до нашего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зёрнышка получился пышный румяный каравай. Помните всегда об этом.Сценка “Лёгкий хлеб”
Косил однажды косарь траву на лугу. Устал он и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Выходит из лесу голодный волк. Видит – под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
– Ты что ешь, человече?
– Хлеб, – отвечает косарь.
– А он вкусный?
– Да еще какой вкусный!
– Дай мне отведать.
– Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
– Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
– Ладно, – говорит косарь, – научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
- А давайте вместе попробуем рассказать волку как хлеб приходит на стол. С чего же надо начать?
1. Распахать землю. –
2. Посеять зерно.
(А как вы думаете о чём мечтают зёрнышки?)
О чем мечтают зерна
Пшеничные в земле?
О дождиках проворных,
О солнце и тепле.
Дождик, дождик льет.
Все вокруг растет.
Солнышко светлее,
Зернышкам теплее.
О чем мечтают зерна
Пшеничные в земле?
Стать колоском отборным
И хлебом на столе.
Чтение слайд 7. Дети и зерно.
Дети
: Кто ты? Где ты?Зерно
: Я – зерно. Я в земле. Вокруг темно.Дети
: Разве хуже на свету?Зерно
: Пахарь бросил в темноту.Дети
: А какой же в этом прок?Зерно
: Из меня взойдет росток.Дети:
Что же будет с тем ростком?Зерно
: Станет тонким стебельком.Дети:
А зачем же стебельки?Зерно
: Чтоб созрели колоски.3. Ухаживать
4. Собрать урожай
5. Обмолотить колосья
5. Очистить зерно
6. Просушить
7. Рассортировать
8. Перемолоть.
Колос – зерно – мука – тесто – хлеб
Физ. Минутка. Ребята, мы пойдем на прогулку к полю.
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
На лужайку прибежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп, немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
А легко ли выращивать хлеб? Как вы думаете волк будет выращивать хлеб?
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека.
Вот он, хлебушко душистый!
Вот он, теплый, золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем – здоровье, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило
Охраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем!
А какие руки растят хлеб
? Руки золотые, трудолюбивые, заботливые.Ветерок спросил пролетая, от чего ты рожь золотая. и в ответ колоски шелестят золотые руки растят.
3. Знакомство с растениями.Мы много говорили о том как трудно растить хлеб, а кто знает как называются растения из которых пекут хлеб? А помогут нам загадки.
1.В поле тычинка -
Золотая вершинка.
(Рожь)2.Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.
(Овес)3.Не море, а волнуется.
(Пшеница, нива)4.Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я все терплю
И все добром плачу.
(Земля пахотная)
Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно
пройти длинный путь. Посмотрите на иллюстрации
– вот так выглядит поле когда приходит время
сбора урожая.
А люди, каких профессий заняты при этом, вы
должны отгадать.
Конкурс загадок: “Калейдоскоп профессий”
Держит он в руках баранку,
Да только не из теста,
Он ведёт автомобиль
В заданное место.
В кузове прочном
Зерно везёт.
То, что хлебу жизнь даёт. (водитель) Показать колос
Кто на мельницу пришёл
И зерно в муку смолол? (мельник) Показать муку.
Скажите, кто так вкусно,
Печёт пирог с капустой?
Батоны и калачики?
Скажите, девочки,
Скажите, мальчики? (пекарь)
Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.
Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай. А потом – на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб.
Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)
4. Работа с учебником.
Чтение текстов. Стр 85.
Чтение текстов слайды 22-28.
ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА.
Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:
“Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку”.
Говорила бабушка,
Мама говорила: –
Хлеб — наше богатство,
В хлебе – наша сила.
Но мальчишки в школе
С этим не считаются
И в столовой корками
Хлебными бросаются.
А я корку хлеба
Ни за что не брошу,
Потому что хлеб наш
Вкусный и хороший,
Потому что много
Стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный
Был у нас всегда!
5. Итог урока.
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?!
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
Посмотрите, что у нас получилось (3 колоса).
Это ваш результат. Очень важный результат труда. Он необходим каждому из вас.
– О чём мы сегодня говорили?
– Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб – всему голова? Вы с этим согласны?
Какое решение приняли? Почему? А кто захотел получить профессию хлебороба? Что для этого мы должны сделать сегодня?
(беречь хлеб, хорошо учиться, уважать труд других людей).
Учитель тоже сеет зерно знаний, зерно доброты. Труд учителя даёт всходы. И когда вы вырастаете, наши зёрна дают плоды.
Берегите, дети, хлеб:
Крошечки все собирайте,
Никогда их не топчите,
Птичкам лучше отдавайте.