Цели и задачи:
Образовательные:
- Расширение сведений об эпистолярном жанре – письмо.
- Обучение написанию писем разной стилевой принадлежности.
- Повторить темы «Постановка знаков препинания в предложениях с обращением, вводными конструкциями».
Воспитательные:
- Возродить российские традиции эпистолярного жанра.
- Сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка.
Развивающие:
- Развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Развитие речи учащихся.
- Обучение выразительному чтению
Оборудование:
- Презентация
- Книжная выставка
- Раздаточный материал
- Конверты
- Почтовый ящик
- Кроссворд
Оформление доски:
- Тема урока.
- Эпиграф: «Пиши такие письма, которые ты бы хотел получить» (афоризм)
- Словарные слова по теме: корреспондент, афоризм, эпистола, постскриптум, адресат
Ход урока
1. Введение в тему
Слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок письма. Мы с вами присутствуем в детской библиотеке, где представлена выставка писем, книг с письмами , фотографиями и письма с фронта .Цель нашего урока– познакомиться с жанром письма, узнать историю письма, научиться писать интересные письма.
2. Словарная работа
- (Запись слов в тетрадь, объяснение значений слов.)
3. Работа с эпиграфом
– Как вы понимаете слова эпиграфа?
– К.Паустовский писал, что когда пишешь письмо, надо представлять человека, которому письмо адресовано, тогда придут сильные и свежие слова.
4. Историческая справка
1 сообщение «КАК ЛЮДИ ИЗОБРЕЛИ ПИСЬМО» (Приложение 1)
2 сообщение «ИСТОРИЯ ПИСЬМА» (Приложение 2)
5. Групповая работа с раздаточным материалом
Каждой группе розданы разные виды писем. Задание: прочитать , выполнить задание и ответить на вопросы:
- Кому адресовано письмо?
- Передайте содержание письма
- Определите вид письма
6. Обращение к письмам военных лет, работа с выставкой
Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами, десятилетиями.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции – конвертов, открыток, бумаги.
Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.
16-летняя Соня Степина не сразу решилась написать бывшему учителю математики Михаилу Еськину письмо на фронт и признаться ему в любви. И только после нескольких писем, которые получил от него коллектив школы, Соня послала Михаилу весточку. В ней девушка писала: «Часто вспоминаю ваши уроки, Михаил Петрович. Помню, как дрожала и трепетала при каждом звуке вашего голоса…»
И вскоре командир взвода Михаил Еськин ответил Соне: «Я прочитал твое письмо с большой радостью. Ты не представляешь, как счастливы здесь люди, читая письма от знакомых и близких». Переписка стала постоянной. Когда Михаил сообщил Соне, что «немного поцарапан и теперь отлеживается в медсанбате», девушка с горячностью ответила: «Я бы прилетела, будь у меня крылья…» Молодые люди полюбили друг друга.
Почти три года длилась эта переписка. В 1944 году Михаил и Соня поженились.
С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии. Шла массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса, место жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких – в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта – в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди.
Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно – комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Василий Иванович Волков, житель Алтая, где осталась его семья, в письме обращается к жене: «Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям – Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко».
Война никого не щадила. Жестоко она обошлась и с этой семьей. У Василия Волкова в годы войны погибли два брата. Его сестра Мария жила в Ленинграде, где заведовала детским садом. Во время переправы по «Дороге жизни» машина с детьми от артобстрела на ее глазах ушла под лед. Потрясенная увиденным, Мария тяжело заболела, а в 1947 году умерла. Погибли в боях и братья жены Василия Волкова. Сам старший лейтенант Василий Волков пал смертью храбрых в 1943 году. Трудно пришлось Мане Волковой. Зое в это время только исполнилось 10 лет, ее сестре Вале – 7, братику Коле – 3 года.
Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков, до которых подчас у исследователей «не доходят руки». А ведь история Второй мировой войны глазами ее участников – важный исторический источник. И специалисты считают, что работу по сбору писем с фронта надо продолжать, ибо уходят из жизни хранители солдатских писем.
Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».
До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме матери она писала: «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра».
Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели верных друзей в письме рядового Алексея Петрова: «Наш танковый корпус вышел из боя, а людей погибло много». А вот что писал сын Иван отцу в деревню: «Батя, какие идут тяжелые бои… знал бы ты, как сражаются мои товарищи».
Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область: «Мы нанесли под Бобруйском тяжелый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немцы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запыленных гимнастерках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей…» Это письмо, как и другие весточки от Владимира, попали в местный музей. За годы бумага стала совсем прозрачной. Но хорошо видны слова автора. Есть в письме и вычеркнутые строки. Эта цензура постаралась. Везде пометки: «проверено военной цензурой».
7. Стихотворения о письмах (выразительное чтение учащихся) (Приложение 3)
8. Написание письма «Письмо в 1941-й год», тема посвящена 70-летней годовщине начала Великой Отечественной войны
– Мы прослушали и прочитали много писем с фронта , услышали стихотворения поэтов о письмах, а сейчас нам предстоит самим написать письмо на фронт, письмо в 41-й год. Для этого воспользуемся памяткой.
ПАМЯТКА
- Старайся писать ясно и просто
- Учитывай, кому ты пишешь, выбери для письма верный тон
- Будь искренним и дружелюбным
- Не пиши письмо в минуту гнева. Раздражения
- Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен
9. Итог занятия и домашнее задание – написать письмо по памятке