Цели: познакомить учащихся с рассказом С.Могилевской «День рождения»; способствовать формированию навыка правильного чтения; -способствовать формированию УУД – создавать условия для развития духовно-нравственного воспитания учащихся.
Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. Живое слово. 3 класс». Автор З.И.Романовская; карточки «С.А.Могилевская. Знакомство с автором»; информационный материал; презентация «С днём рождения!»; аудиозапись И.Николаева «С днём рождения»; С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»; произведения С.А.Могилевской; стенд с детскими сочинениями «Праздник детства»
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Формирование УУД |
1. Организационный момент | У.: Добрый день! Посмотрите, всё ли готово к уроку? | |
2. Актуализация жизненного опыта | Ученица класса демонстрирует презентацию «День
рождения!», которая сопровождается песней «День рождения!» в
исполнении В.Шаинского У.: Какие фразы из презентации вы запомнили? Д.: День встреч с друзьями. У.: А что это за день? Д.: День рождения У.: Почему этот день называют долгожданным, ярким и весёлым? (Высказывания детей.) У.: А Игорь Николаев в своей песне поёт так. (Звучит отрывок песни.) У.: Почему он говорит о грусти? (высказывания детей) У.: Из сочинений мы узнали, что вы очень ждёте этого дня и грустите, что он приходит «только раз в году» |
– личностные: жизненное самоопределение – коммуникативные: умение слушать, участие в коллективном обсуждении; готовность допускать существование разных точек зрения -регулятивные: работа с информацией -познавательные: формулирование выводов по результатам наблюдений |
3. Планирование работы | У.: Почему на уроке литературного чтения мы
говорим на тему дня рождения? Д.: Видимо, связано с темой урока. У.: Скоро узнаем. Хороший результат в работе можно получить тогда, когда эта работа правильно спланирована. Работать мы будем по плану, составленному совместно с вами: 1. Знакомство с автором |
– регулятивные: составление плана и
последовательности действий – коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4. Изучение нового материала | а) Знакомство с автором. (На столах лежат
информационные листы с информацией об авторе.) У.: *Назовите автора и годы жизни *Чем увлекалась С.А.Могилевская? *Назовите её произведения («Сказка о громком барабане», «Марка страны Гонделупы», «Крепостные королевны», «Театр на Арбатской площади», «Восемь голубых дорожек») *Как об авторе отзывается С.Баруздин? *Какими могут быть произведения у такого человека? б) Первичное восприятие (знакомство с произведением) У.: Мы сегодня познакомимся с одной частью из повести С.А.Могилевской «Восемь голубых дорожек», в которой автор пишет о ребятах: мальчиках и девочках, которые занимаются плаванием. С.А. часто наблюдала за их тренировками и написала повесть об их дружбе, взаимоотношениях, удачах и неудачах. А почему Зинаида Ивановна Романовская включила в учебник именно эту часть, мы очень скоро узнаем. У.:Какие цели ставим перед собой перед чтением? Д.: Познакомиться с произведением; суметь прочувствовать его настроение (чтение текста: 1 часть – по ролям У.: Ваши впечатления о тексте? (Высказывания детей) в) Словарная работа // вторичное чтение У.: В тексте встречаются слова, значение которых требует уточнения. Куда или к кому мы можем обратиться узнать значение того или иного слова? Д.: Мы можем обратиться к толковому словарю или к родителям. У.: Где нам могут пригодиться эти знания? Д.: В написании сочинений, в жизни. Вестибюль – большое помещение перед входом во внутренние части какого-либо здания Окликнуть – крикнув, остановить, подозвать Изумление – крайнее удивление Эгоист – человек, отличающийся себялюбием, предпочитающий свои интересы интересам других Колючий взгляд – язвительный, насмешливо-злой Распоряжение – приказ, постановление Истомиться – мучиться, испытывать тягость чего-нибудь Чинный – отвечающий принятым правилам поведения, степенный, пристойный Груда – большая куча чего-нибудь У.: Для того, чтобы войти в образ, пережить героя через себя, текст прочитаем ещё раз: 1 часть – чтение по цепочке до слов…Туся слушала молча, а далее чтение «про себя» 2 часть – чтение по частям, называя следующего 3 часть – взаимочтение (работа в парах) У.: Вопросы паре: Оцени своё чтение. А твой сосед согласен с тобой? А какие советы можешь дать своему соседу? – г, д) анализ текста и составление характеристики героя У.: К какому жанру относится текст? Д.: Относится к жанру рассказ. У.: Назовите тему. Д.: Тема рассказа – дружба ребят У.: Кто главные герои? Д.: Главные герои – Туся, ребята и взрослые
У.: Какое настроение было у Туси накануне дня рождения? Д.: Она с нетерпением ждала праздника, готовила меню. У.: Какое событие испортило ей настроение? (выборочное чтение) У.: Почему ребята «с изумлением уставились» на Тусю? Д.: Они были удивлены её поведением, эгоизмом, себялюбием У.: Права ли Туся по отношению к своим друзьям? Д.: Не права, т.к. с друзьями нельзя так себя вести. Друзьям нужно помогать, не зря говорят, что друзья познаются в беде. У.: Зачитайте последние слова части об Ашоте. Что хотел сказать он этим поступком Тусе? Д.: Он повернулся к ней спиной, как бы говоря, что мне не о чем с тобой разговаривать. У.: Сделаем вывод, какой представлена Туся по отношению к ребятам? ЭГОИСТКА У.: Какое настроение было у Туси в день рождения? (Выборочное чтение.) У.: Как ведут себя взрослые? (Свои высказывания и выборочное чтение.) У.: Чем занимается Туся? Д.: Она ничего не делает, скучает, сердится на всех и на часы, гадает, кто же раньше придёт, возмущается тем, что ребята опаздывают. У.: Какая Туся по отношению к взрослым? Д.: Туся командует, приказывает, велит что-то делать. В ней чувствуется пренебрежение к окружающим, подчинение всех себе. СЕБЯЛЮБИВАЯ
У.: Как взрослые ведут себя? Д.: Они очень любят своего ребёнка и стараются ей угодить. У.: Что вы можете сказать о человеке, который имеет такую характеристику? У.: Поняла ли она, почему к ней не пришли ребята? Д.: Разные могут быть мнения: возможно поняла, но не хочет себе в этом признаваться, возможно и не поняла, судя по её характеристике. У.: Как вы понимаете выражение «не хорошо было на душе у Тусе… Очень не хорошо»? (Высказывания детей.) У.: Но при всём при этом…? Д.: Она не хочет себе признаться в том, что сама виновата в сложившейся ситуации. ОНА ОСТАЛАСЬ ОДНА!!! У.: Правы ли ребята, что так поступили с Тусей? (Высказывания детей.) У.: Какова главная мысль рассказа? Д.: Друзей нужно беречь, ими нужно дорожить. У.: Подберите пословицу на стр.150,которая больше всего подходит к рассказу? Д.: Нет друга – ищи, а найдёшь – береги. У.: Если бы Тусе нужно было написать сочинение о дне рождении, каким бы оно было по настороению? Д.: Оно было бы грустным. |
– познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения – коммуникативные: умение слушать; участие в коллективном обсуждении проблемы; интегрирование в группу и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества; – регулятивные: планирование-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; саморегуляция – личностные: смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между учебной деятельностью и её мотивом; нравственно-этическая ориентация |
5. Итог урока | е) вывод, рефлексия У.: Для чего С.Могилевская написала, а З.И.Романовская включила в учебник этот рассказ? Д.: Что показать нам, что нельзя так поступать с друзьями. У.: Хотели бы вы дружить с Тусей? Д.: Тусе необходимо измениться самой, изменить своё отношение к друзьям окружающим, родителям. У.: Какой ей нужно стать?
У.: Оценивание и д.з.: перечитать рассказ ещё раз и нарисовать, какой по содержанию вы видите Тусю и какой она станет, У.: А мы с вами давайте всё-таки поздравим Тусю с днём рождения праздничным тортом со свечами, на которых вы напишите советы для Туси. А чем заканчивается эта история, вы можете узнать, если прочитаете всю повесть «Восемь голубых дорожек» |