Урок письма по теме "Работа над ошибками". 2-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 2


Для того, чтобы учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида приобрели необходимые знания, умения и навыки, заданные программой под редакцией Воронковой В.В. для специальных коррекционных учреждений, необходимо проводить систему уроков таким образом, чтобы каждый урок заключал в себе необходимый программный материал и отвечал индивидуальным особенностям каждого ученика.

При правильной организации каждого урока, учащиеся успешно овладевают необходимыми умениями, что облегчает переход от одного изучаемого раздела к другому, с наименьшими  трудностями. Постепенное наращивание материала позволяет постоянно уточнять и закреплять имеющиеся у учащихся знания.

Одним из важных уроков в такой системе, является урок работы над ошибками. Учащиеся специальной (коррекционной) школы допускают большое количество ошибок в своей работе. Это обусловлено особенностями  развития  интеллекта, восприятия, имеющимися сопутствующими нарушениями.  Низкий контроль над своей деятельностью не позволяет учащимся своевременно и правильно найти и исправить допущенные ошибки.  Необходима помощь учителя.

Данный урок проводится после  написания контрольной работы  в рамках раздела  «Звуки и буквы. Различение гласных и согласных» и позволяет ещё раз, перед началом изучения  новой  темы, закрепить имеющиеся знания у учащихся, исправить допущенные ошибки.  На примере, аналогичных контрольным,  заданий учащиеся учатся определять на какое правило то или иное задание, устанавливать причинно-следственные связи по наводящим вопросам учителя.  В процессе работы учатся контролировать процесс выполнения того или иного задания, отвечать полными ответами на заданные  вопросы. Ведётся работа   по  формированию грамматически правильного  письма. Аккуратности. Кроме того, как и  на любом уроке, в системе уроков специальной (коррекционной) школы VIII вида,  происходит связь с другими  учебными предметами, такими как математика, чтение и развитие речи, что обуславливает целостность изучаемого материала.

Цель  урока: закрепить пройденный материал на изученные правила (мягкость согласных, мягкий знак, предложение, имена собственные).

Задачи урока:

  • Образовательная: закрепить пройденный материал на изученные правила;
  • Воспитательная: воспитывать прилежание, умение доводить начатое до конца, аккуратность;
  • Коррекционно-развивающая: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе выполнения заданий по теме урока.

Оборудование:  Электронное приложение к уроку (Презентация).

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент

Проверка готовности к уроку, организация рабочего места. 

2. Коррекционная минутка

Учитель: Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. (Слайд 2) Что вы видите? (На экране – буквы)
Верно, а теперь посмотрите внимательно и определите, какая буква чаще всего встречается. Кто будет готов, поднимите руку….
Дети: буква Ю.

3. Объявление темы урока

Учитель: Ребята, теперь давайте вспомним, что мы делали на прошлом уроке?
Дети: Вчера мы писали контрольную работу.
Учитель: Верно, вы все вчера успешно выполнили контрольную работу, но всё же допустили ошибки. Сегодня мы с вами выполним работу над ошибками.  Но прежде чем приступить к работе, мы должны подготовить наши пальчики.

4. Пальчиковая гимнастика

Мы ладошкой потрясем
Каждый пальчик разомнём
Один, два, три, четыре, пять (на одной руке)
Мы начнём опять писать,
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Один, два, три, четыре, пять (на второй руке)
За письмо получим пять!

5. Работа в тетради

Учитель:  А теперь откройте, пожалуйста, ваши тетради. Отступите 2 линейки от предыдущей работы и посередине запишите сегодняшнее число.
На следующей строке – классная работа. Не забудьте поставить точку в конце. Обращайте внимание на две буквы «с» в середине слова. (Число записано на доске заранее)

(Учитель пишет предложение на доске, пока дети работают в тетради)

6. Чистописание

Учитель: Молодцы. А теперь посмотрите на доску. Как называется то, что я написала?
Дети: Предложение.
Учитель: Что мы знаем о предложении?
Дети: Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка.
Учитель: Давайте прочитаем его.

На столе лежит букварь.

Учитель: Молодцы. Ребята, сколько слов в этом предложении?
Дети: В этом предложении четыре слова.
Учитель: Теперь на следующей строке поставьте точку.
(Учитель проходит и проверяет)
И очень красиво и аккуратно запишите это предложение в тетрадь.
Скажите, ребята, какое знакомое слово нам встретилось?
Дети: Слово букварь.
Учитель: Где оно нам встречалось?
Дети:  На контрольной работе.
Учитель: Верно.

7. Грамматическое задание

Учитель:  Выпишите слово «букварь» на следующей строке. Приготовьте три цветных карандаша.
(Учащиеся готовят три цветных карандаша: зелёный, красный, синий)
Учитель: А теперь давайте выполним звукобуквенный анализ слова.
(Вызывается ученик к доске)
Учитель: С чего мы начинаем?
Дети: С гласных букв.
Учитель:  Какие в этом слове гласные?
Дети:  Буква «у» и буква «а».
Учитель: Каким цветом мы отмечаем гласные буквы?
Дети: Красным цветом.
Учитель: Теперь отмечаем согласные. Каким цветом мы отмечаем согласные?
Дети: Синим цветом.
Учитель: Посмотрите внимательно, в слове «букварь» все согласные мы можем отметить синим?
Дети: Нет, не все.
Учитель: Почему?
Дети:  Потому что в слове «букварь» есть «ь».
Учитель: Какое правило  мы знаем о «ь»?
Дети: Мягкий знак делает все согласные перед собой мягкими.
Учитель:  Каким цветом мы отмечаем мягкие согласные?
Дети: Зелёным.
Учитель: Совершенно верно. А теперь давайте посчитаем, сколько в этом слове букв, звуков, и слогов.
(Вызывается к доске другой ученик)

Букварь – 7б.; 6 зв.; 2 сл.

Учитель:  Почему в этом слове букв 7, а звуков 6?
Дети: В слове «букварь» звуков меньше чем букв, потому что «ь» звука не имеет.
Учитель: Молодцы. Ребята, а как ещё можно обозначить мягкость согласной? Какие у нас есть буквы помощники?
Дети: Гласными буквами  и, е, ё, ю, я.
Учитель:  Правильно. Теперь посмотрите на наше предложение. Какое в нём встретилось самое маленькое слово?
Дети: Слово «на».
Учитель:  Как пишутся маленькие слова в предложении?
Дети: Отдельно.
Учитель:  Посмотрите, с какой буквы пишется это слово?
Дети: Это слово пишется с заглавной буквы «н».
Учитель:   Почему?
Дети: Потому что это начало предложения.
Учитель:  А когда ещё слова пишутся с большой буквы?
Дети: Когда слова обозначают имена собственные.
Учитель:  Вспомните,  как звали мальчика в маленьком рассказе, который мы вчера писали?
Дети:  Мальчика звали Юра.
Учитель:   Юра – это….
Дети: Это имя.
Учитель:  Верно. А теперь давайте немного отдохнём.

8. Физкультминутка

Чтобы нам не утомиться
Надо быстренько взбодриться
Чтоб взбодрится – не ленись
Потянись, не торопись.
Поднимаем плечи вверх
Удивляемся на всех,
Повороты головы,
Вправо, влево, посмотри!
Приготовили ладошки,
Раз у нас урок письма,
то прохлопаем тогда
слово МО-ЛОД-ЦЫ, друзья,
«МО-ЛОД-ЦЫ»
(прохлопывают слово по слогам)
Насчитал слогов ты  – … (три)
Ай да умники мои!
Дошла очередь до ножек,
Мы потопаем немножко,
Сделаем глубокий выдох…
И продолжим наш урок…

(Дети выполняют физкультминутку первый раз вместе с учителем, а второй раз по словесной инструкции.)

9. Задание на закрепление

Учитель:  А теперь посмотрите на экран.  (Слайд 4)
Прочитайте, что написано?
Дети: За-да-ни-е.
Учитель:  Сейчас мы выполним задание, но справятся с ним только те, кто будет внимателен, не будет торопиться.
Что вы видите на картинке? (Слайд 5)
Дети: Мел.
Учитель:  Какое правило можно применить к этому слову, посмотрите внимательно…
Дети:  Буква «е» делает согласную перед собой мягкой.
Учитель:   Правильно. Запишите это слово в тетрадь.
(Все слова учащиеся пишут в тетрадях, а  один ученик приглашается написать слово на доске. В каждом слове  учащиеся отмечают цветными и простым карандашом встретившиеся правила).
Отметьте согласные и гласные.
Учитель:  Что теперь вы видите  на экране? (Слайд 6)
Дети: Это лист.
Учитель: Какое правило можно применить к этому слову, посмотрите внимательно…
Дети: Буква «и» делает согласную перед собой мягкой.
Учитель:  Правильно. Запишите это слово в тетрадь, обращайте внимание на стечение согласных.
Учитель: Что вы видите на следующем слайде?  (Слайд7)
Дети: Это конь.
Учитель: Какое правило можно применить к этому слову, посмотрите внимательно…
Дети: В конце слова «конь» стоит  «ь», он делает согласными мягкими.
Учитель:  Кого теперь вы видите на следующем слайде? (Слайд 8)
Дети: Это мальчик.
Учитель: Как его зовут?
Дети: Мы не знаем.
Учитель: Давайте придумаем ему имя…..
(Учащиеся придумывают ему имя. Например Миша)
Учитель: Какое правило мы должны помнить, когда пишем имена?
Дети: Имена людей мы пишем с большой буквы.
Учитель: Заглавную букву подчеркните простым карандашом.
Учитель: Кого теперь вы видите на экране? (Слайд 9)
Дети: Это корова.
Учитель: Давайте ей придумаем кличку…
(Учащиеся придумывают ему кличку. Например Зорька)
Учитель: Как пишутся клички животных?
Дети: Клички животных пишутся тоже с большой буквы.
Учитель: Молодцы. А теперь давайте проверим себя. (Слайд 10)
Посмотрите ещё раз на доску, сравните, так ли у вас записаны слова в тетради, и правильно ли вы отметили согласные и гласные.

10. Подведение итогов

Учитель: Молодцы, ребята. Итак, давайте повторим, какие правила мы сегодня вспомнили?
Дети:
Правила про правописание слов с мягким знаком.
– Правило написания имён собственных.
– Обозначение мягкости согласных.
– Правописание маленьких слов с другими словами.
– Вспомнили, что мы знаем о предложении.
Учитель: Молодцы, теперь я уверена, вы не будете допускать ошибки в словах на эти правила. На этом наш урок окончен. Поблагодарите наших гостей (гостя) и приготовьтесь к следующему уроку по расписанию.