Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-исследование.
Место и роль урока в изучаемой теме: числа от 1 до 10; 2 урок в изучаемой теме «Числа – 7. Прибавить и вычесть число 4».
Цель урока: научить прибавлять и вычитать число 4 в пределах 7.
Задачи урока:
- расширить знания учащихся о действиях с числами;
- выработать навыки, умения при выполнении действий с числами;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, рассуждать;
- развивать логическое мышление, познавательный интерес;
- воспитание трудолюбия, аккуратности.
Оборудование: мультимедийный проектор, приставка mimio, доска.
Средства: учебник «Математика 1 класс» (часть 1), авторы: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких; карточки со словами: точка, отрезок, углы, многоугольники; карточки с числами; рисунок с геометрическими фигурами; рисунки числовых отрезков; картинки (лягушки, суслика, бабочки, стрекозы), смайлики, аквариум с рыбками-заданиями; универсальное мультимедийное пособие, интерактивный тренажер ( к учебнику Л.Г. Петерсон «Математика. 1 класс»).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Ребята! Вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей, в изучении нового материала? (Да.) Тогда улыбнитесь друг другу. Садитесь и проверьте, все ли у вас готово к уроку.
2. Актуализация знаний
Задание №1 учебника с. 78
У. – Сколько фигур на рисунке? (Приложение 1)
Д. – 6 фигур ( показывают карточку с
числом). Называют фигуры: отрезок, треугольник,
четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник,
семиугольник.
У. – Мы сможем сгруппировать несколько
фигур?
Д. – Да. Мы сможем выделить
многоугольники. (Помещаем рядом карточку со
словом многоугольники) (Приложение
2)
У. – Почему ряд фигур многоугольников
начался с отрезка?
Д. – Многоугольник – это фигура,
образованная замкнутым рядом отрезков. (Наглядное
электронное пособие)
У. – Какое отношение имеют слова,
напечатанные слева: точка, отрезок, углы?
Д. – Это части многоугольника. У
многоугольников есть вершины, и они обозначаются
точками. Многоугольники называют по числу углов.
У. – Почему нет второго отрезка?
Д. – Нет многоугольника из двух
отрезков.
У. – Какое самое маленькое количество
отрезков в многоугольнике?
Д. – Три. (Обозначаю числом три).
(Приложение 3)
У. – А какая фигура последняя?
Д. – Семиугольник, число отрезков семь. (Обозначаю
числом семь).
У. – Какую закономерность вы заметили?
Д. – В следующем многоугольнике на один
отрезок больше.
У. – На сколько отрезков стало
больше?
Д. – На 4.
У. – Составим выражение: 3 + = 7
Формулирование темы урока
Д. – 3 + 4 = 7. К 3 прибавить 4 и получим
семь.
У. – Посмотрите на стр.79 на поля и
определили тему урока.
Тема урока: Прибавить и вычесть 4.
У. – Какую цель ставим перед собой?
Д. – Научиться прибавлять и вычитать
4;
- найти способы прибавления и вычитания числа 4 в пределах 7;
- развивать мышление, умение рассуждать, анализировать;
- воспитывать трудолюбие, оказывать помощь друг другу.
Физминутка «Мозговая гимнастика»
Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
3. «Открытие» нового знания
Практическая работа
У. – Слева 3 желтых треугольника, справа 4 розовых четырехугольников. Как можно прибавить 4? Найдите способы прибавления к числу числа 4. (Работаем в парах)
Задание №2 учебника с. 78
У. – Посмотрите на рисунок. Кого мы
видим на рисунке?
Д. – Мальчика, который подает знак о старте.
У. – Как его называют? Стартёр* (Словарная
работа.)
У. – Что у него в руках? (Секундомер*,
сигнальный пистолет). Что такое секундомер?
У. – Рассматриваем числовые отрезки.
Кто участвует в соревнованиях? (Лягушка*,
суслик*, бабочка и стрекоза) (Приложение
4)
Словарная работа:
1. Стартёр – человек, который подаёт знак о
старте.
2. Секундомер – точный прибор, показывающий время
в долях секунды, секундах, минутах и часах.
3. Лягушка – бесхвостое земноводное с длинными
задними ногами, приспособленными для прыжка.
4. Суслик – небольшое животное семейства
беличьих, вредитель посевов.
У. – Чем они похожи?
Д. – Начало и конец отрезка, длина
прыжка одинаковая, направление стрелки вправо.
У. – Чем отличаются? (Прыжком).
– Мы можем предположить, кто будет быстрее? (Да)
– Почему? Лягушонок делает один прыжок,
другие делают по два прыжка, а бабочка летит
вверх, стрекоза в другую сторону. (Меняем
расположение бабочки и стрекозы, у всех
одинаковое направление)
У. – У вас есть вопросы?
Д. – А почему все прыжки из точки с
числом три? (Предположения детей) Призатруднении
вернуться к заданию №1 на стр.78.
У. – Расскажите, как в каждом случае к
трем прибавляли четыре. Подставьте числа в
«окошки».
У. – Сколько способов вы нашли.
Д. – Четыре.
У. – Какие? (Запишем в тетрадь)
3 + 4 = 7
3 + 2 + 2 = 7
3 + 1 + 3 = 7
3 + 3 + 1 = 7
– Придумайте ещё один способ прибавить число 4.
3 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7
У. – Какой способ рациональный?
Д. – 3 + 4 = 7 Откуда это равенство?
Это равенство из таблицы состава числа
7.
Вывод: чтобы быстро считать, надо хорошо знать состав числа.
Игра «Поезд» Поставить вагончики в ряд в порядке возрастания чисел. (Приложение 5)
Физминутка
Паровоз кричит – «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!»
А колеса стучат.
А колеса говорят:
«Так-так-так!
Так-так-так!»
Задание №3 с. 79
У. – Вернемся к равенству 3 + 4 = 7
3 – часть, 4 – часть, 7 целое. Что мы можем сказать
про части и целое?
Д. – Что часть меньше целого.
У. – Что мы будем находить часть или
целое?
Д. – Часть.
Вычислите самостоятельно.(Взаимопроверка.)
7 – 1 – 1 – 1 – 1 = 3
7 – 4 = 3
7 – 1 – 3 = 3
7 – 2 – 2 = 3
Итог самостоятельной работы.
– Как можно вычесть число четыре?
У. – Как бы я похвалил своего соседа по
парте? (Высказывания ребят)
У. – Кто выполнил правильно, то покажите
смайлик. (Приложение 6)
Ошибок не пугайся,
С ошибками справляйся!
Найти верный путь
Всегда готовым будь!
4. Тренировочные упражнения
Игры:
- рыбки в аквариуме;
- домики (универсальное мультимедийное пособие, интерактивный тренажер);
- раскрашиваем рисунок.
5. Итог урока:
– Какую цель урока мы ставили? Научились прибавлять и вычитать 4?
Ученики, которые считают, что достигли цели урока, покажут смайлик – путь к дальнейшему изучению математики им уже открыт. Те, кто считает, что не достиг цели урока, обратную сторону смайлика. Им нужно повторить материал урока и поработать над ошибками. Поблагодарили друг друга за работу на уроке.
Литература:
- Учебник «Математика 1 класс» (часть 1), авторы: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких.
- Программа «Математика» (для четырёхлетней начальной школы), авторы: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких, А.Г.Рубин.
- Стандарты второго поколения «Планируемые результаты начального общего образования» под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.
- О. Холодова «Юным умникам и умницам» (Задания по развитию творческих способностей). Методическое пособие 2 класс (1-4).
- С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка».