Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширять круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитии следующих умений:
- Умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения.
- Умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, удивительно и т.д.).
- Умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
На групповых занятиях, проводимых психологами, работа идет по четырем основным направлениям.
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования у ребенка осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за свою жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизоляции и личностном росте.
Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
В занятиях используются следующие методические средства:
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрамма), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.
2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоритических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:
– принятие своего имени,
– принятие своих качеств характера,
– принятие своего прошлого, настоящего,
будущего.
3. Коммуникативные игры:
- Игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечить другого вербальными и невербальными «поглаживаниями».
- Игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения.
- Игры, обучающие умению сотрудничать.
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
5. Игры, направленные на развитие воображения: вербальные и невербальные игры, «мыслительные картинки».
6. Задания с использованием «терапевтических метафор. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».
7. Релаксационные методы – использование упражнений на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинетические техники.
8. Использование эмоционально-символических методов. Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Аланом:
- Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);
- Направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
1. Комфортная организация режимных моментов.
2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:
- оздоровительно-профилактической гимнастики;
- физкультминуток;
- спортивных игр;
- подвижных игр (в том числе народных);
- игровых заданий и упражнений;
- досугов.
3. Игротерапия:
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
- коммуникативные игры;
- дидактические игры.
4. Арттерапия:
- рисование;
- ритмопластика;
- танец;
- музыкально-ритмические движения.
5. Занятия образы, игры драматизации, сказкотерапия.
6. Психогимнастика:
- этюды;
- мимика;
- пантомимика.
7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.
8. Посещение комнаты психологической разгрузки.
9. Задания, направленные на:
- организацию совместной деятельности;
- составление рассказов;
- организацию театрализованных игр ит.п.
10. Использование наглядных пособий:
- фотографий;
- рисунков;
- схем;
- символов;
- графических изображений.
Используемая литература.
- Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста» – С-Пб., 2006г.
- Выгодский Л. С. «Проблема возраста» // собр. соч. в 6-ти тт. М., 1984г.
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций» – пособие для практических работников ДОУ – Айрис пресс, Айрис дидактика, Москва, 2006г.