Проблема иерархии личностных ценностей современной молодежи постоянно привлекает внимание педагогов, психологов и социологов, несмотря на ее кажущуюся изученность. Нас заняться ее изучением побудили следующие обстоятельства.
Во-первых, система личностных ценностей человека не есть нечто застывшее, неизменное. Она изменяется не только с течением жизни у каждого отдельного субъекта, но и имеет свою специфику у людей разных возрастных групп. Известно, что происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, понимании того, в чем выражается успешность личности, какие цели надо перед собой ставить и какие средства можно использовать для их достижения. У многих людей старшего поколения сложилось устойчивое мнение, что многие ценности безвозвратно потеряны.
Во-вторых, эта тема актуальная для преподавателей любого звена системы образования, но особенно – для тех, кто занимается подготовкой своих будущих коллег. Всех нас волнует вопрос, почему у наших студентов такая низкая мотивация получения педагогического образования (не диплома, а именно образования); почему они позволяют себе пропускать учебные занятия и «имитировать» учебу, вспоминая о ней только с приближением сессионного периода?
Негативные явления в сфере современного педагогического образования имеют целый ряд причин. Это и маленькая стипендия, заставляющая многих студентов совмещать учебу на дневном отделении колледжа с работой, и низкий престиж профессии, и не лучшая материальная обеспеченность педагогов, почему отнюдь не все наши выпускники намерены связать свою жизнь с работой в школе или детском саду. Причиной тому является, как нам кажется, и либеральный настрой современных образовательных учреждений в отношении учеников, типичный не столько для системы образования, сколько для сферы обслуживания, к которой нас практически приравняли, а в этой сфере, как известно, «клиент всегда прав» (с этим связано такое выявление рейтинга преподавателей среди студентов, при котором студенты даже не выпускных, а часто 1-х – 2-х курсов оценивают содержание и методику работы преподавателя, практически ничего или почти ничего еще не зная ни о первом, ни о второй).
Еще одной из причин, вызывающих негативные явления в низкой мотивации учения и дисциплинированности студентов, является, на наш взгляд, не всегда обоснованная аргументация, с помощью которой мы пытаемся удержать студентов в стенах колледжа.
Что мы обычно знаем о мотивационно-потребностной сфере своих студентов? То, насколько заинтересован тот или иной студент в изучении нашего предмета и в получении высокого итогового балла по предмету. Наши призывы студентов к учебе часто основаны на нашей собственной системе ценностей: «Важно получить знания, иметь хорошее образование, заниматься самообразованием и стать достойными специалистами», – говорим мы им. Но наша эгоцентричность, проявляющаяся в приписывании студентам нашей ценностной иерархии, мешает нам понять, что их ценности отличны от наших хотя бы в силу разницы в возрасте. Именно она создает между нами дополнительные коммуникативные барьеры, нарушает взаимопонимание. При этом студенты, имеющие большой стаж обучения в школе, а затем – в колледже, изучили наши ценностные системы, выливающиеся в лозунги и призывы, лучше, чем мы – их мотивы поведения, определяемые их системой ценностей, и часто либо имитируют согласие с нами, либо же открыто выражают свой протест.
В связи с этим мы решили провести небольшое исследование, выяснив, какова реальная система ценностей не современной молодежи в целом, а именно той ее части, с которой мы постоянно работаем.
Наше мини-исследование не претендует ни на сверхточность, ни на всеохватность полученных результатов, так как в обследовании принимала участие лишь часть студентов, обучающихся по специальностям «Дошкольное образование» и «Педагогика дополнительного образования» как на дневном (64 студента в возрасте от 16 до 21 года), так и на заочном отделениях (36 студентов в возрасте от 24 до 48 лет; средний возраст – 32 года). Им были даны анонимные открытые анкеты с вопросами, направленными на выявление ценностей, наиболее важных для современного человека вообще, ценностей, лежащих в основе мотивации поведения самих студентов, определяющих их жизненные цели. При этом мы стремились выделить наиболее частотные ценности, без ранжирования их по степени значимости. Это те ценности, которые приходили в голову студентам без какой-либо подготовки, спонтанно (именно поэтому мы не использовали многочисленные готовые психологические методики для изучения этого вопроса). Нам интересно было также установить сходство и различия в системе ценностей студентов разного возраста: до 21-ти года, от 21 года и далее. Интересно было также проследить, существует ли преемственность в ценностях и традициях людей разных поколений.
При обработке результатов опроса мы опирались на следующую классификацию ценностей: все ценности традиционно были разбиты на две большие группы: ценности материальные и ценности духовные. При этом в материальные мы включили природные ценности, к которым можно отнести природные ресурсы планеты и здоровье человека, а также культурные ценности, связанные с материальным благосостоянием: прежде всего, деньги, жилье, обеспеченность необходимыми предметами быта. Духовные ценности мы условно разделили на интеллектуальные (достижения науки, знание, образование, интеллектуальные качества человека), нравственные (включающие в себя моральные установки и моральные качества личности), социально-групповые (к ним относятся семья, дети, друзья, возможность и способность к публичной самореализации, карьере) и религиозные (вера).
Все вопросы анкеты, данной студентам, можно разделить на четыре группы:
1) группа вопросов была направлена на выявление
ценностей, актуальных, по мнению студентов, для
современного общества в целом; к этой группе
вопросов можно отнести и предложение студентам
нарисовать образ «героя нашего времени»;
2) вопросы, направленные на выявление личностных
ценностей самих студентов;
3) вопросы, связанные с определением целевого
компонента мотивационно-потребностной сферы
студентов;
4) вопросы, выясняющие, существует ли связь между
студентами разных поколений.
Результаты обработки заполненных студентами анкет в чем-то были предсказуемы, но, тем не менее, показали, что мы знаем их недостаточно хорошо.
Как выяснилось, существуют заметные различия между ценностями, которые студенты считают актуальными для современного мира, и теми, которые определяют их личностную аксиологическую систему. Если в первой группе ценностей на ведущее место выходят материальные ценности, связанные с материальным благополучием (их выделили 73% опрошенных студентов, из них – 77% студентов в возрасте до 21 года и 69% более старших студентов), то во второй группе по частотности они занимают лишь четвертое место (36% студентов, из них 35% студентов до 21 года и 37% студентов 21-35 лет), а на первое выходят социально-групповые ценности (93%), такие, как семья, дружба, общение с друзьями (их выделили 30% опрошенных: 26% – до 21 года и 33% студентов старшего возраста), построение карьеры (17%: 4,5% младших и 41% старших студентов), а также возможность творческой самореализации, саморазвития, в том числе и профессионального (35%: соответственно 28% и 41% студентов разного возраста).
Материальные ценности как основу своей личной ценностной системы выбрали 27% студентов (соответственно 23% и 30%), и они переместились на четвертое место. Но что особенно интересно, при постановке личностных целей (третья группа вопросов) материальные ценности выходят на второе место (их выделили 36% опрошенных: 35% и 37%). Социально-групповые ценности в личностных целях по частотности занимают второе место (83%: 67% и 99% студентов разного возраста).
Интересно перераспределяются при ответе на вопрос о жизненных целях студентов нравственно-волевые ценности: они имеют разную частотность при определении актуальных для общества ценностей (43% опрошенных: 25,7% младшего и 76,5% старшего возраста); личностных ценностей (35%: 26% и 44%) и личностных целей (7,5%: 12% и 3%).
Особенно важно для нас было выяснить, как распределяются интеллектуальные ценности, включающие в себя получение достойного образования: актуальными для современного общества их считают 26,7% студентов (37,7% и 17,7%), в систему личностных ценностей они входят у 8% студентов (9% и 6,9%), а в целевой компонент мотивационной сферы – у 14,3% (19,9 и 9,5%). Среди них ценность получения образования признает 8-9% всех опрошенных, а высшее образование хотят получить 13% студентов (19,7% студентов в возрасте до 21 года и 5,9% студентов более старшего возраста).
Здоровье в системе ценностей наших студентов стоит на предпоследнем, пятом месте (9% студентов: 7% и 21,7%). Естественно, большее место эта ценность занимает у студентов старшего возраста.
На последнее место попали религиозные ценности, вера – 5,3% (7,6% и 2,9%).
Более подробно можно познакомиться с распределением ценностей наших студентов с помощью приложения в виде рисунков-гистограмм Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6.
Т.о., личностная система ценностей студентов отличается от их жизненных целей, которые ориентированы прежде всего на их представления о том, что ценится в современном обществе более всего. Тревогу вызывает низкий статус знаний, образования и нравственных ценностей в глазах будущих педагогов, которые будут воспитывать наших детей и внуков.
Небезынтересен и образ «героя нашего времени», нарисованный нашими респондентами. Разброс ответов на этот вопрос был наиболее широким. Один и тот же вопрос разные студенты поняли по-разному: для одних героем нашего времени является некий нравственный идеал, к которому стоит стремиться, для других – реальный человек, способный пробиться вверх в любых условиях, не считаясь с окружающими людьми, их чувствами и интересами. Поэтому мы попытались создать два портрета такого героя.
Тем не менее, наши студенты отмечают некоторые черты, общие для обоих героев: ум как качество героя нашего времени отметили 11 студентов; мудрость, отсутствие страха перед преодолением сложностей – 11 из всех опрошенных; образованность – 6 студентов; способность к усвоению информации – 3студента; здоровье – 3 студента; веру в себя – 2 студента, успешность во всем – 2 студента; стрессоустойчивость, целеустремленность, понимание цены жизни, способность выдерживать современный ритм жизни, умение отдыхать, расслабляться, красота – по одному студенту.
Образ первый: это человек добрый и
отзывчивый – 8 студентов; честный, совестливый –
7 студентов; заботливый и любящий муж и отец – 11
из всех опрошенных; надежный и щедрый, гуманный,
понимающий, уважающий мнение других,
романтичный, патриот – 4 студента; обладающий
силой воли, бобогобоязненный – по одному
студенту.
Образ второй: себялюбивый – 7 студентов;
сильный – 5 студентов; лживый и лицемерный – 4
студента; хитрый и жадный – 2 их опрошенных,
обладающий гордыней – 2 студента;
безответственный.
15 человек ответили, что «таких людей сейчас нет», затруднились с ответом на данный вопрос 7 человек. Двое студентов назвали реальных людей: это В. Путин и В. Высоцкий, никак не прокомментировав эти ответы.
Таким образом, представление студентов о том, каким является герой нашего времени оказалось двойственным, причем, как у студентов в возрасте до 21 года, так и у студентов более старшего возраста.
Если говорить о преемственности ценностей и традиций у студентов разных поколений, то нам удалось выявить следующее.
Для 28% опрошенных студентов актуальными оказались такие традиции, как празднование Нового года, Дня Победы. Такую популярность среди молодежи именно этих праздников можно объяснить вниманием к ним государства, СМИ, а так же заинтересованностью и включенностью в эти праздники каждого опрошенного. Эти праздники знакомы, понятны, о них говорят, их любят.
На второе месте вышли народно-религиозные праздники. Такие праздники, как Пасха, Рождество, Масленица являются актуальными как для молодежи, так и для людей старшего поколения; их отметили 22% опрошенных. Следует отметить, что эти праздники понимаются, в первую очередь, как народные. Формулировку «религиозные праздники» использовали только 2 человека старше 21 года. Мы думаем, что такая популярность этих праздников объясняется их многовековой историей, а также такой особенностью русской ментальности, как соборность, стремление к единению, пробуждаемой традициями их празднования; немалое значение в этом имеет их символичность и зрелищность.
Третье место по популярности занимают государственные праздники: 23 февраля, 8 марта. Так решили 16% опрошенных. Не менее значимыми оказались праздники, посвященные истории города для 11% опрошенных. Такие праздники как День Матери, Алые паруса, День Св. Валентина упоминались редко (1-2 упоминание). Оставить «все, как есть», пожелали 22% опрошенных. Затруднились с ответом на вопрос об актуальных традициях 2 человека в возрасте до 21 года.
Ответы на вопрос о неактуальных традициях также были связаны в основном с указанием различных праздников. Интересно, что разные респонденты отнесли одни и те же праздники к разным категориям: празднование одного и того же праздника разными студентами относилось и к популярным, и к непопулярным традициям. Неактуальными для 11% опрошенных оказались в основном государственные праздники 23 февраля, 8 марта, День Конституции, 4 ноября. Затруднились с ответом 8 % опрошенных, столько же ответили, что им «ничего не нравится».
На вопрос о том, что можно перенять у старшего поколения 25% опрошенных ответили, что это, прежде всего, опыт ошибок и успехов, 14% считают, что наиболее ценными качествами этих людей являются выносливость, терпение, патриотизм; 9% студентов отметили среди достоинств представителей старшего поколения образованность, мудрость, жизнелюбие и оптимизм, 8% – чувство ответственности, дисциплинированность, любовь к чтению и духовным ценностям. Только один студент считает, что у старшего поколения другие ценности и перенимать их нет смысла.
Таким образом, интересно то, что существенных различий в выделении актуальных ни неактуальных традиций у студентов разных возрастных групп практически нет, за исключением праздника 23 февраля, который неактуален для девушек в возрасте от 16 до 21 года. По их мнению, современные молодые люди центрированы на себе, на своем внешнем виде, они далеки от мужественности и джентльменства, не хотят служить в армии. Поразило нас то, что ни одна из существующих традиций не нравится в основном людям старшего поколения.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что преемственность между поколениями существует: 22% опрошенных нами студентов предлагают оставить и развивать все существующие традиции. Очень ценно то, что среди наиболее достойных качеств людей старшего поколения студенты выделяют патриотизм, тем более, что это качество не встречается в ответах на вопрос о ценностях современного человека.
Итак, на какие же особенности мотивационно-потребностной сферы наших студентов мы можем опираться при работе с ними? Во-первых, на социально-групповые ценности. Наш колледж готовит не только специалистов в области общественного образования, но и грамотных родителей, знающих психофизиологические особенности детей, просто психологически грамотных людей, понимающих законы общения и умеющих строить этот процесс. Такое умение необходимо любому специалисту, работающему в сфере человек – человек.
К сожалению, материальная заинтересованность студентов вряд ли будет удовлетворена посредством получения педагогического образования, но, возможно, необходимо ввести в практику педагогического колледжа учебные предметы, готовящие студентов к самостоятельной финансовой деятельности в области образования?
Проблема обесценивания нравственных ценностей, как показало исследование, также достаточно велика. Именно в этой группе ценностей различия в ответах студентов разных поколений наиболее велики и составляют более 50%. В основном нравственные ценности выделяют люди старшего поколения (только 25,7 % студентов в возрасте до 21 года ценят в человеке нравственные качества; на это важно обратить особое внимание в воспитании молодого поколения).
Важно не только развивать прижившиеся в колледже традиции, объединяющие студентов, создающие у них чувство гордости за колледж, страну в целом, но и знакомить их с национальными традициями, о которых, как показало проведенное исследование, студенты знают крайне мало. Возможно, следует более активно привлекать их к созданию новых традиций или новых форм отражения традиций, уже существующих.
Таким образом, следует признать, что современные студенты имеют свое мнение о том, каков современный мир и каким ему следует быть, поэтому разумно принимать их, как органическую часть всего общества, которая постоянно сталкивается не только с проблемой выбора ценностей, традиций, целей и способов их достижений, но и с их развитием, трансформацией.