Тема урока. Сказочный ларец.
Цели урока.
- Продолжать формировать представления учащихся о единстве пользы и красоты в конструировании традиционных предметов быта.
- Познакомить учащихся с разнообразием, ажурностью и изяществом сундуков, ларцов, выполненных по традиционным канонам.
- Формировать умения по объемному конструированию из бумаги и нескольких упаковочных коробочек.
- Развивать умения выполнять декор из бумаги приемами складывания, прямолинейного гофрирования и декоративной сквозной разделки заготовки (вырезывание).
Оборудование.
- Презентация “Сказочный ларец”
- Готовое изделие-образец.
- Иллюстрации сундуков, ларцов, рисунки интерьера русской избы.
- Пословицы на доске на плакатах:
- Всякое дело мастера боится.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- У учащихся: ножницы, клей, цветная и белая бумага, упаковочные коробочки, “Правила безопасной работы” (на каждой парте).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель и дежурные ученики проверяют готовность к уроку.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Актуализация знаний. Постановка цели и темы урока
.Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)
Четыре братца
Под одной крышей живут,
Одним поясом опоясаны. (Стол)
У бабушки сейф, он давно уж не новый,
К тому же совсем не стальной, а дубовый.
Он скромно стоит у нее в уголочке.
В нем бабушка держит халаты, носочки,
Отрезы на платья, немножечко пряжи,
Пуховый платочек и пенсию даже.
Но только не дверца, а крышка на нем.
Тяжелая очень, с висячим замком. (сундук)
- Вспомните, какие предметы старинного русского быта мы уже материли? (Светец, домик-теремок, кумган)
- Внимательно посмотрите на иллюстрации на доске. Какой предмет быта присутствует в каждой русской избе? (сундук)
- Сегодня мы будем конструировать из упаковочных коробочек красивый сундучок и украшать его декоративным узором.
III. Беседа о традиционных ларцах и сундуках.
Рассказывают ученики.
Слайд 2, 3.
Ученик 1. В старину ларцы да сундуки использовались вместо мебели. Ни одна изба не обходилась без прочных и нарядных сундуков, которые были различных размеров, от больших спальных до маленьких настольных. В них хранили одежду, посуду, украшения, продукты и многое другое. В некоторых сундуках было несколько отделений с потайными ящичками, которые закрывались надёжными замками. [1]
Слайд 4.
Ученик 2. На русском севере наибольшей популярностью пользовались сундучки, похожие на терема, окованные красивыми резными узорами из железа. Отсюда и название пошло – сундучок-теремок.[1]
На доске появляется определение:
Сундучок-теремок – изделие, напоминающее по форме древнерусскую постройку. |
Слайд 5.
Ученик 3. Кузнецы с особым мастерством делали оковку сундука с геометрическим или растительным узором, выполняли угловые накладки и замки. Замки тоже были необычные, некоторые даже музыкальные, а некоторые с секретами и даже с шифрами. [1] Для женских ларцов, в которых хранились украшения, делались крохотные декоративные замочки.
Слайд 6.
Украшали такие ларцы изображениями фантастических растений или животных, символов природы.
IV. Анализ конструкции и декора традиционных изделий мастеров.
V. Обсуждение значения народных пословиц.
Слайд 7.
- Объясните смысл пословиц:
Всякое дело мастера боится. | Глаза страшатся, а руки делают. |
VI. Составление плана работы по конструированию и украшению сундучка.
Слайд 8-9.
Конструирование сундучка
- Подбери коробочку и обклей ее цветной или белой бумагой.
- Из картона сделай крышку, приклей к задней стенке коробочки.
- Сверху приклей коробочку меньшего размера и обклей ее цветной или белой бумагой.
– Как вы думаете, ребята, какого цвета нужно подобрать бумагу для декоративных украшений? (контрастного)
– Вспомните приемы вырезания. Как выполнить из бумаги узор, имитирующий рисунок просечного железа? (сложить лист гармошкой)
– Как вырезать двойной замочек? Ручки для сундучка-ларца? (сложить лист вчетверо)
– Составим план декорирования сундучка-ларца.
Слайд 10-11.
Декорирование сундучка
- Придумай орнамент, напоминающий кованые узоры из металла.
- Сложи лист гармошкой и сделай красивые сквозные прорези.
- Оклей сундучок заготовкой из цветной бумаги со сквозным узором.
- Вырежи фигурный замочек и ручки для сундучка.
См. Приложение 1.
Слайд 12.
Подумайте, ребята, как можно использовать
красивый сундучок в дни празднования Нового
года? (в качестве подарка или упаковки к подарку)
VII. Физкультминутка.
VIII. Повторение правил безопасной работы.
См. Приложение 2.
IX. Работа учащихся в “Творческой мастерской”.
Индивидуальная помощь отдельным ученикам.
X. Подведение итогов работы.
- Чему вы сегодня научились?
- Какие приемы работы с бумагой мы сегодня повторили?
- Кто доволен своей работой?
- Для чего вы предполагаете использовать изготовленные вами сундучки?
- Вот какие нарядные сундучки у нас получились. Лучшие работы будут украшать школьную выставку.
XI. Выставка лучших работ учащихся.
См. Приложение 3.
XII. Уборка рабочего места.
XIII. Использованная литература и интернет-источники:
- Технология. Художественный труд: учеб. для 3 кл. нач. шк. / [ Т. Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова; под ред. Т.Я.Шпикаловой] – М., Просвещение, 2007.
- Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2006.
- Сборник загадок. Пособие для учителя./Сост.М.Т.Карпенко. – М.,Просвещение, 1988.
- http://www.vsezagadki.ru/ загадка про сундук