Интегрированный урок "окружающий мир + математика" по теме "Лес и человек"

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели:

  • Сформировать у учащихся представление леса в жизни человека и природы.
  • Ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.
  • Развивать познавательный интерес, умение решать текстовые задачи.
  • Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: карта природных зон, компьютер, рисунки растений и животных, рисунки растений и животных, занесенных в Красную книгу, рисунок леса, сообщение детей о растениях и животных, рисунки Красной книги Челябинской области и Красной книги РФ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок, урок окружающего мира.
Посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели.

II. Этап проверки домашнего задания

– Подумайте, о какой природной зоне можно так сказать?

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит.
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Нет ничего милее,
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

(Зона лесов.)

– На какие части делятся зона лесов? (Ответы учащихся.)
– Покажите зону лесов на карте. (Ученики, показывают на карте.)
– Расскажите о климатических условиях этой зоны. (Ответы учащихся.)

Блиц-турнир «Я знаю лес»

1. Какой лес называется тайгой? (Хвойный.)
2. Какое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)
3. Когда плачут березы? (Весной, сок течет.)
4. Как называется лес, в котором растут березы, ели? (Смешанный лес.)
5. Сколько лет живет иголка сосны? (1 год.)
6. Из какого дерева делают спички? (Осины.)
7. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)
8. Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (Птицы могут бросить яйца и птенцы внутри яиц погибнут.)
9. У какого дерева в лесу все время дрожат листочки? (Осина.)

III. Подготовка учащихся на работе на основном этапе

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о зоне лесов и поговорим о том, почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен? (Слайд 2.)
– Рассмотрим растительный мир нашей страны на примере Челябинской области.

IV. Усвоения новых знаний

– Прочитайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес».

Нет нечего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода – водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где то бродит леший
С зелённой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

– О каких отношениях говорится в тексте? (Об отношениях между лесом и человек.)
– Чем же является лес для человека? (Лес – это место отдыха человека, потому что человеку нет ничего милее, чем бродить и думать здесь.)
– Когда идете в лес, вы должны хорошо знать правила поведения в лесу. Какие это правила? (Слайд 3.)

Правила поведения в лесу:

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев.
3. Не рви в лесу цветы.
4. Не сбивай грибы, даже не съедобные.
5. Не разоряй гнезда птиц, насекомых и птиц.
6. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву.
7. Не шуми в лесу.
8. Не оставляй в лесу мусор.

– Что значит лес «излечит?» (В лесу много лекарственных растений.)
– Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.

Задача:

В нашей области 1500 видов растений, из них 150 видов лекарственные растения. Какую часть всех растений составляют лекарственные растения? (Ответы детей.)

– Сегодня мы поговорим о некоторых распространенных лекарственных растениях нашей области. (Сообщения детей о лекарственных растениях: ландыш, одуванчик, ромашки.) (Слайды 4-6.)
– Что значит лес «накормит»? (В лесу растут ягоды, орехи, есть чистая вода, т.е. лес – источник воды и пищи.)
– А, как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова растут в лесу, т.е. лес – источник топлива.)
– Посмотрите, вокруг какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стол, стул, стулья, рамы.)

Задача:

200 лет назад из древесины изготавливалось только 5 тыс. наименования предметов, сейчас выпускают 20 тыс. Во сколько раз увеличилось количество изделий из древесины? (20000:5000 = в 4 раза.)

– А, что ждет человека в лесу? Найдите это в стихотворении С. Никулиной «Русский лес». (Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина, на кустиках густых.)
– Что делают в лесу деревья? (Это их дом.)
– В нашей области 2800 га земли покрыто лесом. Растут 1500 видов растений.
– О каких растениях нашей области вы бы хотели рассказать? (Береза.) (Слайд 7)
– Для кого еще лес является домом? (Лес является домом для животных, птиц, насекомых.)
– Кто приготовил сообщение о животных? (Слайд 8-9) (Сообщения учащихся о зайце и лисе)
– Чем является лес для воздуха? (Защитником.)
– Как лес является защитником воздуха? (Выделяет кислород, поглощает углекислый газ.)

Задача:

Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько необходимо для одного человека. Из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижено в 10 раз. Сколько должно быть деревьев вокруг нашей школы, если в ней учится 352 человека? (Если количество воздуха снижено в 10 раз, то деревьев должно быть 10 раз больше.)

– А как лес защищает почву? (Лес защищает от ветра почву, корни растения не дают почве разрушаться.)
– Водоемы? (Где растет лес, не льют реки.)
– Составим схему значения леса. (Слайд 10.)

Значение леса:

1. Лес – место отдыха.
2. Лес – аптека. 3. Лес – источник чистой воды и пищи. 4. Лес – источник древесины.
5. Лес – источник топлива. 6. Лес – дом для растений, животных и грибов 7. Лес – защитник воздуха, водоемов, почв.
– Как видите, значение леса велико. Но всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
– Послушайте стихотворение и скажите, о какой экологической проблеме идет речь? (Приложение 1) (Стихотворение об уничтожении леса.)
– Как можно решить эту проблему? (Ответы детей.)
– А в этом стихотворении, о какой проблеме идет речь? (Приложение 1) (О вырубке леса.)
– А какую экологическую проблему раскрывает следующее стихотворение? (Приложение 1) (Пожар леса.)
– Народная пословица гласит: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев». Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костер, хорошо ли он потушен.
– Уничтожение кого раскрывает следующее стихотворение? (Приложение 1) (Уничтожение животных.)
– Какое время года сейчас? (Зима.)
– Какая погода? (Холод, мороз, снег.)
– В связи с этим, какая проблема встала в лесу? (Нехватка корма для диких животных, птиц.)
– Как вы можете помочь? (Делать кормушки, подкармливать птиц.)
– Составим схему экологических проблем леса. (Слайд 11.)

Экологические проблемы леса:

  • Уничтожение цветов.
  • Вырубка леса.
  • Разведение костров в лесу.
  • Разорение гнезд насекомых, птиц.
  • Незаконная охота (браконьерство).
  • Загрязнение лесов банками, стеклами и другим мусором.

– Из-за того, что не всегда люди правильно ведут себя в лесу, страдают растения и животные. Многие растения и животные стали редкими и занесены в «Красную книгу». (Слайд 12.)
– Почему книга называется красной? (Красный свет – сигнал опасности.)
– Послушайте стихотворение «Красная книга»

Охраняется Красной книгой,
Столько разных животных и птиц,
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно,
Красная книга, Красная книга!

– Прочитайте о Красной книге Челябинской области. (Слайд 13.)
– Посмотрим некоторые растения и животные, которые занесены в «Красную книгу» Челябинской области. (Слайды 14-20.)
– Какие заповедные места в нашей области знаете? (Ильменский заповедник, Восточно-Уральский заповедник, музей-заповедник Аркаим, национальный парк Таганай, национальный парк Зюраткуль.) (Слайд 21-26.)

V. Этап закрепления знаний

– Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (Ответы детей)
– А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия? (Ответы детей.)

Работа в парах.

VI. Этап применения новых знаний

– А как вы поняли и запомнили сегодняшний материал, мы проверим, выполнив тест.

Тест:

1. Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.

2. Экологические проблемы лесной зоны связаны…

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;

3. Что такое «Красная книга»?

а) книга, посвященная редким видамживотныхи растений и особо охраняемым природным территориям;
б) книга учета животных;
в) книга «боли».

4. Кто спит под своими ушами?

а) волк;
б) лиса;
в) заяц.

5. Символом России называют…

а) осину;
б) березу;
в) сосну.

6. На территории Аргаяшского, Чебаркульского районов и города Миасса находятся…

а) Ильменский заповедник;
б) Восточно-Уральский заповедник;
в) национальный природный парк «Таганай».

Взаимная проверка: (Ответы на тесты.) (Слайд 27.)

VII. Этап обобщения и систематизации знаний

– В заключение, хочу сказать, чтобы сохранить природу, жить с ней в согласии мы должны научиться понимать ее, бережно относиться к ней с самого детства. В следующих стихотворениях, услышите советы для сохранения леса. (Приложение 2) (Слайды 28-31.)

Сценка «Растения леса» (Приложение 2)

VIII. Этап информатизации о домашнем задании

Познавательное задание: нарисовать эмблемы, связанные с природоохранной тематикой.

IX. Итог урока

– Вот мы и закончили наше путешествие.
– Что сегодня нового узнали на уроке?
– Мы не раз будем говорить о лесе, о значении леса, о правилах поведения в лесу. А пока пожелаем лесу: (Приложение 3)