Цели:
- Сформировать у учащихся представление леса в жизни человека и природы.
- Ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.
- Развивать познавательный интерес, умение решать текстовые задачи.
- Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование: карта природных зон, компьютер, рисунки растений и животных, рисунки растений и животных, занесенных в Красную книгу, рисунок леса, сообщение детей о растениях и животных, рисунки Красной книги Челябинской области и Красной книги РФ.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок, урок окружающего мира.
Посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели.
II. Этап проверки домашнего задания
– Подумайте, о какой природной зоне можно так сказать?
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит.
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Нет ничего милее,
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
(Зона лесов.)
– На какие части делятся зона лесов? (Ответы
учащихся.)
– Покажите зону лесов на карте. (Ученики,
показывают на карте.)
– Расскажите о климатических условиях этой зоны.
(Ответы учащихся.)
Блиц-турнир «Я знаю лес»
1. Какой лес называется тайгой? (Хвойный.)
2. Какое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает
иголки.)
3. Когда плачут березы? (Весной, сок течет.)
4. Как называется лес, в котором растут березы,
ели? (Смешанный лес.)
5. Сколько лет живет иголка сосны? (1 год.)
6. Из какого дерева делают спички? (Осины.)
7. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и
березовые.)
8. Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (Птицы
могут бросить яйца и птенцы внутри яиц погибнут.)
9. У какого дерева в лесу все время дрожат
листочки? (Осина.)
III. Подготовка учащихся на работе на основном этапе
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о зоне
лесов и поговорим о том, почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен? (Слайд 2.)
– Рассмотрим растительный мир нашей страны на
примере Челябинской области.
IV. Усвоения новых знаний
– Прочитайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес».
Нет нечего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода – водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где то бродит леший
С зелённой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
– О каких отношениях говорится в тексте? (Об
отношениях между лесом и человек.)
– Чем же является лес для человека? (Лес – это
место отдыха человека, потому что человеку нет
ничего милее, чем бродить и думать здесь.)
– Когда идете в лес, вы должны хорошо знать
правила поведения в лесу. Какие это правила?
(Слайд 3.)
Правила поведения в лесу:
1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев.
3. Не рви в лесу цветы.
4. Не сбивай грибы, даже не съедобные.
5. Не разоряй гнезда птиц, насекомых и птиц.
6. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не
вытаптывать траву.
7. Не шуми в лесу.
8. Не оставляй в лесу мусор.
– Что значит лес «излечит?» (В лесу много
лекарственных растений.)
– Еще в давние времена наш народ пользовался
травами для лечения всяких болезней.
Задача:
В нашей области 1500 видов растений, из них 150 видов лекарственные растения. Какую часть всех растений составляют лекарственные растения? (Ответы детей.)
– Сегодня мы поговорим о некоторых
распространенных лекарственных растениях нашей
области. (Сообщения детей о лекарственных
растениях: ландыш, одуванчик, ромашки.) (Слайды
4-6.)
– Что значит лес «накормит»? (В лесу растут
ягоды, орехи, есть чистая вода, т.е. лес – источник
воды и пищи.)
– А, как лес может обогреть человека? (Человек
дровами обогревает дом, а дрова растут в лесу, т.е.
лес – источник топлива.)
– Посмотрите, вокруг какие вещи из дерева вы
видите? (Шкафы, стол, стул, стулья, рамы.)
Задача:
200 лет назад из древесины изготавливалось только 5 тыс. наименования предметов, сейчас выпускают 20 тыс. Во сколько раз увеличилось количество изделий из древесины? (20000:5000 = в 4 раза.)
– А, что ждет человека в лесу? Найдите это в
стихотворении С. Никулиной «Русский лес». (Нас
ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая
малина, на кустиках густых.)
– Что делают в лесу деревья? (Это их дом.)
– В нашей области 2800 га земли покрыто лесом.
Растут 1500 видов растений.
– О каких растениях нашей области вы бы хотели
рассказать? (Береза.) (Слайд 7)
– Для кого еще лес является домом? (Лес
является домом для животных, птиц, насекомых.)
– Кто приготовил сообщение о животных? (Слайд 8-9)
(Сообщения учащихся о зайце и лисе)
– Чем является лес для воздуха? (Защитником.)
– Как лес является защитником воздуха? (Выделяет
кислород, поглощает углекислый газ.)
Задача:
Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько необходимо для одного человека. Из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижено в 10 раз. Сколько должно быть деревьев вокруг нашей школы, если в ней учится 352 человека? (Если количество воздуха снижено в 10 раз, то деревьев должно быть 10 раз больше.)
– А как лес защищает почву? (Лес защищает от
ветра почву, корни растения не дают почве
разрушаться.)
– Водоемы? (Где растет лес, не льют реки.)
– Составим схему значения леса. (Слайд 10.)
Значение леса:
1. Лес – место отдыха.
2. Лес – аптека. 3. Лес – источник чистой воды и
пищи. 4. Лес – источник древесины.
5. Лес – источник топлива. 6. Лес – дом для
растений, животных и грибов 7. Лес – защитник
воздуха, водоемов, почв.
– Как видите, значение леса велико. Но всегда ли
человек справедлив по отношению к лесу? Не по его
ли вине возникают экологические проблемы леса?
– Послушайте стихотворение и скажите, о какой
экологической проблеме идет речь? (Приложение
1) (Стихотворение об уничтожении
леса.)
– Как можно решить эту проблему? (Ответы детей.)
– А в этом стихотворении, о какой проблеме идет
речь? (Приложение 1) (О
вырубке леса.)
– А какую экологическую проблему раскрывает
следующее стихотворение? (Приложение
1) (Пожар леса.)
– Народная пословица гласит: «Из одного дерева
можно сделать миллион спичек, одной спичкой
можно сжечь миллион деревьев». Нельзя разжигать
костров в лесу в пожароопасное время, необходимо
тщательно проверить перед уходом с места, где
горел костер, хорошо ли он потушен.
– Уничтожение кого раскрывает следующее
стихотворение? (Приложение 1)
(Уничтожение животных.)
– Какое время года сейчас? (Зима.)
– Какая погода? (Холод, мороз, снег.)
– В связи с этим, какая проблема встала в лесу? (Нехватка
корма для диких животных, птиц.)
– Как вы можете помочь? (Делать кормушки,
подкармливать птиц.)
– Составим схему экологических проблем леса.
(Слайд 11.)
Экологические проблемы леса:
- Уничтожение цветов.
- Вырубка леса.
- Разведение костров в лесу.
- Разорение гнезд насекомых, птиц.
- Незаконная охота (браконьерство).
- Загрязнение лесов банками, стеклами и другим мусором.
– Из-за того, что не всегда люди правильно ведут
себя в лесу, страдают растения и животные. Многие
растения и животные стали редкими и занесены в
«Красную книгу». (Слайд 12.)
– Почему книга называется красной? (Красный
свет – сигнал опасности.)
– Послушайте стихотворение «Красная книга»
Охраняется Красной книгой,
Столько разных животных и птиц,
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно,
Красная книга, Красная книга!
– Прочитайте о Красной книге Челябинской
области. (Слайд 13.)
– Посмотрим некоторые растения и животные,
которые занесены в «Красную книгу» Челябинской
области. (Слайды 14-20.)
– Какие заповедные места в нашей области знаете?
(Ильменский заповедник, Восточно-Уральский
заповедник, музей-заповедник Аркаим,
национальный парк Таганай, национальный парк
Зюраткуль.) (Слайд 21-26.)
V. Этап закрепления знаний
– Как вы думаете, почему некоторые люди не
выполняют правил поведения в лесу? (Ответы
детей)
– А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые
отражали бы опасные для леса действия человека.
Какие это действия? (Ответы детей.)
Работа в парах.
VI. Этап применения новых знаний
– А как вы поняли и запомнили сегодняшний материал, мы проверим, выполнив тест.
Тест:
1. Самую большую территорию занимают…
а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.
2. Экологические проблемы лесной зоны связаны…
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
3. Что такое «Красная книга»?
а) книга, посвященная редким видамживотныхи растений и особо охраняемым природным территориям;
б) книга учета животных;
в) книга «боли».
4. Кто спит под своими ушами?
а) волк;
б) лиса;
в) заяц.
5. Символом России называют…
а) осину;
б) березу;
в) сосну.
6. На территории Аргаяшского, Чебаркульского районов и города Миасса находятся…
а) Ильменский заповедник;
б) Восточно-Уральский заповедник;
в) национальный природный парк «Таганай».
Взаимная проверка: (Ответы на тесты.) (Слайд 27.)
VII. Этап обобщения и систематизации знаний
– В заключение, хочу сказать, чтобы сохранить природу, жить с ней в согласии мы должны научиться понимать ее, бережно относиться к ней с самого детства. В следующих стихотворениях, услышите советы для сохранения леса. (Приложение 2) (Слайды 28-31.)
Сценка «Растения леса» (Приложение 2)
VIII. Этап информатизации о домашнем задании
Познавательное задание: нарисовать эмблемы, связанные с природоохранной тематикой.
IX. Итог урока
– Вот мы и закончили наше путешествие.
– Что сегодня нового узнали на уроке?
– Мы не раз будем говорить о лесе, о значении
леса, о правилах поведения в лесу. А пока пожелаем
лесу: (Приложение 3)