Цель проекта: Выявление и развитие профессиональных качеств педагогов, способствующих формированию ключевых компетенций обучающихся.
Задачи проекта:
- Сформировать эффективную модель повышения компетентности учителя для работы в условиях реализации новых образовательных стандартов.
- Разработать и внедрить алгоритм действий педагога по формированию и развитию ключевых компетенций обучающихся
Разработать нормативно-правовое обеспечение учебно-воспитательного процесса, построенного в логике компетентностного подхода.
Актуальность проекта. Внешними факторами, оказывающими влияние на переход школы в логику компетентностного подхода, являются ежегодное ускорение темпов развития общества. Знания (кроме фундаментальных основ наук), которыми снабжает школа нынешних учеников, чем дальше, тем скорее утрачивают свою актуальность. Выпускники школ станут в недалеком будущем свидетелями и, возможно, деятельными участниками появления новых отраслей науки, новых производств и технологий. Ожидаемо появление новых профессий. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Условия перехода школы в логику компетентностного подхода определены в новых федеральных государственных образовательных стандартах.
В настоящее время школа апробирует модель “Основная школа”. Новыми акцентами в деятельности становятся обучение и воспитание учеников подросткового возраста, что требует поиска новых, нетрадиционных методов работы, отхода от классического урока. Использование активных формы обучения и воспитания, проектных и лабораторных видов деятельности должно стать нормой работы каждого педагога. Только в этом случае возможно формирование ключевых компетенций обучающихся.
Итак, в рамках экспериментальной деятельности школы на 2011-2015 годы предполагается осуществить переход школы в логику компетентностного подхода, который ставит во главу угла новую цель образования – формирование способностей и компетенций вместо передачи суммы знаний.
Школа не может сформировать у выпускников уровень компетентности, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях. Поэтому перед ней стоит цель формирования ключевых компетенций обучающихся. “Овладение обучающимися ключевыми компетенциями составляет основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий” (федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования). Известно, что активнее всего решаются актуальные проблемы. Поэтому, одним из путей перехода к компетентностному подходу является создание для обучающихся таких ситуаций, которые бы были им интересны, при разрешении которых они были бы вынуждены искать новые знания.
В режиме эксперимента резко возрастает значимость индивидуального опыта каждого педагога. Дело в том, что по формированию ключевых компетенций учащихся пока нет научно обоснованных и апробированных методик, практически нет учебников, которые были бы направлены на реализацию компетентностного подхода. При подготовке к уроку требуется принципиально иной отбор содержания, включая вопросы и задания. Соответственно, необходим повышенный уровень педагогического творчества.
Одной классно-урочной деятельности недостаточно для формирования ключевых компетенций. В новых условиях внеклассная работа учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку. Возникает необходимость интегрировать урочную и внеурочную деятельность.
Возрастает роль профессиональной ориентации учащихся, которая должна помочь каждому выпускнику в определении индивидуального образовательного маршрута, наиболее удовлетворяющего его способностям и потребностям. Особая роль при компетентностном подходе отводится предпрофильному обучению. Для его организации необходимо эффективное сочетание предметов инвариантной и вариативной частей учебного плана. Современные факультативы и элективные учебные курсы должны быть интегрированными по содержанию, проводиться в иных организационных формах, чем обычный урок. Повышению социальных компетентностей учащихся должны способствовать социальные проекты, социальные пробы, социальные практики.
Итак, выделены следующие проблемы, на решение которых направлен проект:
– обучение педагогов новым методикам проведения компетентностного урока;
– интеграция урочной и внеурочной деятельности для повышения ключевых компетенций учащихся;
– создание современной образовательной среды, отвечающей возрастным особенностям учащихся двух групп – младших школьников и подростков;
– переход к новому качеству профориентационной работы через организацию социальных проб и социальных практик;
– создание нового качества предпрофильной подготовки учащихся через индивидуальные образовательные программы, введение интегрированных факультативов, элективных учебных предметов, модульное обучение;
– максимально возможное удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся через индивидуальные образовательные программы, вариативные сроки обучения.
Для решения этих проблем выделяются следующие основные направления методической работы, которые организационно оформляются в виде работы творческих групп, которые представлены в таблице 1.
Основные направления методической работы
Таблица 1
№ |
Направление работы творческой группы. |
Срок её действия |
1 |
Линии решения задач компетентностного характера в предметных программах начальной и основной школы. |
2011-2014 |
2 |
ИКТ и формирование ключевых компетенций |
2012-2014 |
3 |
Образовательное пространство начальной школы как место для реализации ООП. |
2011-2013 |
4 |
Образовательное пространство “Подростковой школы”. |
2011-2013 |
5 |
Модульная и модульно-курсовая организация учебного материала и учебного процесса. |
2012-2014 |
6 |
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном проекте. |
2012-2013 |
7 |
Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ |
2013-2015 |
8 |
Социальные практики и профориентация. |
2011-2013 |
Каждое из направлений не может быть реализовано каким-нибудь одним из методических объединений школы. Каждый из учителей не сможет эффективно работать более чем в 1-2 мастерских. Поэтому возникает необходимость объединения усилий членов разных МО для всестороннего изучения проблемы, практического её решения в образовательном процессе, анализа, трансляции накопленного опыта. Для работы над проектом эффективнее использовать матричную структуру управления, представленную в приложении 1. Она предполагает более оперативное решение задач с использованием новых связей (чаще временных) между участниками образовательного процесса. Матричная структура управления является инновационной для школы. Она позволяет обеспечить эффективную деятельность творческих групп, лабораторий, педмастерских, конкурсов, коллективных педагогических проектов и т.д. Взаимосвязи между участниками образовательного процесса наглядно просматриваются по строкам и столбцам матрицы и с помощью стрелок. Данная структура поможет переводу системы управления на горизонтальную основу (самоуправление, соуправление). Вводится новая структурная единица – Рабочая группа эксперимента, основное назначение которой – объединение усилий и координация работы всех остальных структурных элементов системы. Все управленческие решения возможны только после всестороннего анализа процесса и его результатов. Эту функцию выполняет внутришкольная система оценки качества образования (ВШСОКО), в которую вносятся дополнения.
Ожидаемые результаты:
– повышение качества профессиональной подготовки педагогов;
– повышение качества образования, предоставляемого школой учащимся;
– развитие образовательной среды школы;
Возможные риски эксперимента
- Инерция и сопротивление педагогов выстраиваемым изменениям, связанные с традиционной консервативностью образовательного процесса.
- Недостаточность кадрового потенциала для реализации эксперимента.
- Трудности координации педагогов, занимающихся реализацией эксперимента.
Мероприятия по минимизации рисков
- Применение различных способов мотивации для вовлечения педагогов в инновационный процесс. 2. Обучение педагогов посредством курсовой переподготовки, работа с кадровым резервом, привлечение научных сотрудников. 3. Применение новой управленческой структуры, делегирование части управленческих полномочий предметным МО, временным творческим группам, педлабораториям.
Оценка реализуемости проекта
Критерий: Уровень профессионального мастерства педагогов
Показатели: 1) владение педагогами современными образовательными технологиями, способствующими формированию компетентностей школьников; 2) реализация компетентностного подхода в образовательном процессе; 3) использование возможностей внеурочной деятельности для развития компетентностей учащихся;
Критерий: Уровень образованности школьников, развития у них ключевых компетентностей.
Показатели: 1) наличие способности использовать имеющиеся знания, умения для решения возникающих проблем; 2) развитие способности эффективно действовать и применять необходимые знания и умения не только в учебной ситуации, но и в других сферах деятельности; 3) развитие способности оперативно находить необходимую информацию, перерабатывать её и использовать для решения своих проблем; 4) наличие способности использовать ресурс коммуникации для решения возникающих задач; 5) наличие способности применять исследовательские и проектные умения в рамках школьных предметов.
Оценочно критериальный комплекс (на 2015 год)
Доля оснащенности оборудованием для основной школы достигнет 75%. Доля выпускников, выбирающих дальнейший образовательный маршрут в соответствии с предпрофильной подготовкой, составит не менее 60%. Доля обучающихся, принявших участие в компетентностных олимпиадах, достигнет 25%. Доля цифровых образовательных ресурсов увеличится до 45%. Доля педагогов, прошедших повышение квалификации в новых формах, составит 100%. Доля руководителей, прошедших повышение квалификации по вопросам современного образовательного менеджмента, составит 100%.