В каждом слове бездна пространства,
каждое слово необъятно.
Н.В. Гоголь.
Интерактивная лингвистическая интеллектуальная игра "Калейдоскоп слов: от А до Я" строится по принципу "снежного кома" - одна информация наслаивается на другую: мною отбирается интересный познавательный материал по географии, литературе, истории, астрономии, биологии и т.д.
Серия таких игр позволяют достичь главного результата - осуществление развития ученика в процессе учебной деятельности через его активность, интерес к выполнению познавательных и практических задач, разноплановую мыслительную деятельность.
Ученики работают в группах из пяти человек, они выбирают название команды и решают, какую фигуру из цветных фигур они будут проектировать.
Правила игры просты: участникам предлагаются задания и вопросы, ответы на которые помогает дать знание алфавита. Игра строится по следующему алфавитному принципу: после каждого блока из 5 слов ученики на цветном треугольнике записывают слова и на магнитной доске начинают конструирование фигуры. В алфавите 33 буквы, но слов у нас 30, так как на Ъ, Ы, Ь слова не начинаются, поэтому участникам игры предлагаются 3 блиц-вопроса. За каждый вопрос игры команда получает жетон, оцениваемый 1 баллом. За дополнительные вопросы в игре (отмеченные как бонусные) и блиц-вопросы команда получает особые жетоны, оцениваемые в 2 балла.
Оборудование игры:
- "Толковый словарь" Ожегова и Н.Шведовой у каждой группы.
- "Школьный орфографический словарь" у каждого ученика.
- Наборы из цветных треугольников для проектирования фигуры из слов калейдоскопа, фломастеры.
- Мультимедийная презентация.
Цели игры:
Обучающие:
- активизировать ранее усвоенные знания по различным темам учебных предметов (истории, математике, географии, литературе, английскому языку и т.д.),
- совершенствовать навык работы со справочной литературой (орфографическим и толковым словарями),
- расширить лексический запас слов учащихся,
- актуализировать собственный языковой опыт учащихся.
Развивающие:
- повысить интеллектуальный уровень учащихся,
- развить интерес к русскому языку и лингвистике,
- расширить кругозор учащихся.
Воспитательные:
- продолжать обучать работе в группах.
1 ТУР (разминка)
Проводится для того, чтобы узнать, в какой последовательности будут играть команды.
1. Какая мышка от кошки не прячется? (компьютерная)
2. Что будет с красным платком, если его отпустить на 5 минут в Северное море? (станет мокрым)
3. Электропоезд шел с севера на юг, ветер дул с юга на север; в какую сторону шел дым от поезда? (у электропоезда дыма быть не может)
4. Сын академика разговаривает со своим отцом. При этом академик в разговоре не участвует. Как такое может быть? (академик - мать)
5. Когда барыня становится рабыней? (поменять буквы)
6. Чем отличается малина от калины? (первой буквой)
7. Что в России на первом месте, а во Франции на втором? (буква Р)
2 ТУР (блок слов из 5 слов от А до Д)
Загаданное слово. | Задание. | Вопрос. | Бонусный вопрос. |
АЛФАВИТ. | Прочитайте стихотворение В.Я Брюсова. Алый
бархат вечереет, |
В чём заключается необычность стихотворения В.Я. Брюсова? (Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита). | |
БРИГАНТИНА. | Как называется лёгкое морское двухмачтовое судно? | ||
ВОДОПАД. | Самое высокое творение природы было обнаружено американским пилотом, когда он занимался разведкой золота. Он летел на своем маленьком самолете и заметил стрелу воды, устремляющуюся с высоты 979 метров. | О каком творении природы идёт речь? | Назовите стрелу воды как средство художественной выразительности (метафора) |
ГЛАГОЛЬ. | Вспомним нашу русскую азбуку. 1-ая буквица называлась аз, 2 - буки. 3 -веди, 4 - добро. | Как называлась 5-ая буквица? | |
ДИНАМИТ. | Шведский изобретатель Альфред Нобель заработал на изобретении этого взрывчатого вещества 33 миллиона крон. Нобель говорил о нём так: "Изобретение, созданное во имя человека, направлено против человека" | О каком взрывчатом веществе идёт речь? | Назовите русских или российских лауреатов Нобелевской премии (И.Бунин, М.Шолохов и т.д.) |
После этого блока вопросов группа проверяет написание слов по орфографическому словарю, вносит исправления и капитан на магнитной доске начинает проектирование строительство фигуры.
3 ТУР (блок слов из 5 слов от Е до И)
Загаданное слово. | Задание. | Вопрос. | Бонусный вопрос. |
ЕДИНИЦА. | В математике действительное число, от умножения на которое любое число не меняется | ||
ЁМКОСТЬ. | Назовите одним словом - банка, бутылка, цистерна, контейнер | ||
ЖУРАВЛЬ. | В Японии эта самодельная бумажная
птичка является символом памяти о погибших во
время атомных бомбардировок После атомной бомбардировки Хиросимы больная лейкемией девочка Садако Сасаки в больнице складывала фигурки. По легенде, для исполнения желания их надо было свернуть тысячу. Врач сказал девочке, что, сделав тысячную, она поправится. Садако успела сделать 644... |
Что эта за птица? | Как называется искусство бумажных фигур? (оригами) |
ЗАПИСКА. | Среди альпинистов существует традиция: взошедшие на вершину оставляют там предмет как свидетельство своего достижения. В этом предмете сообщается информация о руководителе и участниках группы, маршруте, дате и времени восхождения. | Какой предмет можно найти на вершине горы? | |
ИЕРОГЛИФ. | Китайцы при исправлении никогда не зачеркивают этот фигурный знак прямыми линиями, только кружком: боятся добавить лишнюю черту, что может привести к путанице. | Как называют фигурный знак в древнеегипетском, китайском и некоторых других языках? |
После этого блока вопросов второй участник группы проверяет написание слов по орфографическому словарю и продолжает строительство фигуры
4 ТУР (блок слов из 5 слов от Е до И)
Загаданное слово. | Задание. | Вопрос. | Бонусный вопрос. |
ЙОГУРТ. | Он может быть охлаждённым, клюквенным, разрекламированным витаминизированным, обезжиренным. | ||
КЕНГУРУ. | У этого самого необычного и интересного животного, животного всё необычно. Задние ноги в несколько раз больше передних. Животное передвигается, делая прыжки до 12 метров в длину и 3 - в высоту, подавая ударами ног о землю сигналы друг другу. Но самое необычное - его детёныши, которые рождаются величиной с грецкий орех. | Что это за необычное животное, название которого с местного языка означает "Я не понимаю"? (Кен- гу-ру) | Кенгуры обитают в самом красивом и удивительном континенте. Назовите родину кенгуру. !Австралия) |
ЛАБИРИНТ. | Как назывались в древности постройки и подземные сооружения с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом? | !Назовите самый известный лабиринт древности. (Минотавра) | |
МАТЕРИК. | Посмотрите на географическую карту и назовите одним словом - Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия | ||
НАТЮРМОРТ. | Посмотрите внимательно на картины. | Что объединяет картины художников? | С какого языка пришло в русский язык слово "натюрморт". (с французского) |
После этого блока вопросов второй участник группы проверяет написание отгаданных слов по орфографическому словарю и продолжает проектирование фигуры.
5 ТУР (блок слов из 5 слов от О до Т)
Загаданное слово. | Задание. | Вопрос. | Бонусный вопрос. |
ОЛИМПИОНИК. | Внимательно посмотрите на слайд и закончите логическую цепочку. Олимпия (юг Греции) - место игр, "олимпийцы" - 12 греческих богов, Олимп (гора на севере Греции) - место обитания греческих богов. | Как в древности назывались победители олимпийских игр? | |
ПИРАНЬЯ. | Эти небольшие рыбы (до 30 сантиметров в длину) - одни из самых прожорливых и опасных. Они нападают на любое существо, оказавшееся на их пути. Стая этих рыб способна за несколько минут обглодать быка или тапира, оставив лишь один голый скелет. | !Назовите популярный фильм, в названии которого упоминается эта рыба. ("Охота на пиранью") | |
РЕБУС. | Как называется загадка, в которой искомое слово изображено комбинацией фигур, букв или знаков? | Каждой команде предлагается разгадать понравившийся из ребусов и получить дополнительный балл. | |
СЕКУНДАНТ. | Вы видите иллюстрацию дуэли, на которой запечатлены не только дуэлянты, но и их посредники. | Как называются свидетели дуэли?
|
Кто из русских поэтов погиб на дуэли? (М.Ю.Лермонтов) |
ТАБУН. | Много коров - это стадо, много овец - это отара, много тигров - это тайд | Как называют много лошадей? |
После этого блока вопросов четвёртый участник группы проверяет написание слов по орфографическому словарю и продолжает строительство фигуры
6 ТУР (блок слов из 5 слов от У до Ч)
Загаданное слово. | Задание. | Вопрос. | Бонусный вопрос. |
УРАВНЕНИЕ | Математическое равенство с одним неизвестным. | Решите уравнение 2х+156= 234 | |
ФАРАОН | Вы, конечно же, узнали одно из семи чудес Света - Египетские пирамиды. | Кто мог быть погребён в этом большом каменном сооружении? | !Назовите ещё одно любое из семи чудес Света. (Висячие сады Сирамиды, Колосс Родосский и т.д.) |
ХАЛВА | Как называется кондитерское изделие из растёртых орехов, семян, смешанных с карамельной массой? | ||
ЦИЛИНДР | Назовите одним словом геометрическое тело и головной убор - высокая твёрдая шляпа с небольшими полями | ||
ЧАЙНВОРД | Существуют различные виды кроссвордов - сканворды, филворды и т.д.. | Как называется кроссворд, где слова располагаются по цепочке и никогда не пересекаются? | Слово word переводится как слово, переведите с английского слово chain (цепочка) |
После этого блока вопросов пятый участник группы проверяет написание слов и продолжает строительство фигуры.
СЕРИЯ БЛИЦ-ВОПРОСОВ.
1. Решите пропорцию
ГРАНАТ = ___?____= ПИРОГ
? ЛАВРА ?
Решить пропорцию - значит найти в ней недостающие члены, а для этого понять, какие отношения между её членами. Игра развивает гибкость мышления, способствует видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые. Оказывается, что, прибавив или убрав букву а, мы получаем слова, совершенно различные по смыслу.
1) Гранат - южное дерево или плод этого дерева, а также полудрагоценный камень
Граната - разрывной снаряд
2) Лавр - вечно - зелёное южное дерево с пахучими листьями
Лавра - большой монастырь
3) Пирог - печенье с начинкой
Пирога - узкая длинная лодка
2. Продолжи ряд.
2.1.кок, потоп, поп :.
Дети без особого труда видят, что это слова, которые справа налево читаются одинаково, так называемые палиндромы или перевёртыши и продолжают ряд словами из 5-ти букв (казак, шалаш и т.п.)
2.2.Максим Горький (Пешков), Ал. Грин (Гриневский), К. Чуковский (Корнейчуков) :.
Для подсказки: пусть вспомнят урок "Чуккокала" и историю слова "псевдоним", тогда поймут, что это писатели, которые взяли псевдоним.
Для продолжения: Демьян Бедный (Придворов), В.Каверин (Зильбер), Даниил Хармс (Ювачёв), А.Платонов (Климентов) и т.д.
3. Говорящие фамилии.
Известно, что фамилии наших предков нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий: 1) Плотников, 2) Скорняков, 3) Сыромятников, 4) Пономарев, 5) Гончаров.
Чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы?
7 ТУР (блок слов из 5 слов от Ш до Я)
Загаданное слово. | Задание. | Вопрос. | Бонусный вопрос. |
ШАХМАТЫ. | Выдающийся математик Харольд Харди заметил однажды, что решение проблем этой игры есть не что иное, как математическое упражнение, а сама игра - насвистывание математических мелодий | ||
ЩЕКОЛДА. | Род дверного запора - металлическая пластинка с рычажком. | ||
ЭКЗАМЕН. | "Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году. Я прочёл моё стихотворение, стоя в двух шагах от Державина", - вспоминал А.С.Пушкин. | О каком важном событии в жизни лицеиста Пушкина идёт речь? | !Какое стихотворение читал А.С.Пушкин на экзамене? ("Воспоминания в Царском Селе") |
ЮБИЛЯР. | ТОТ, КОМУ 20, 30, 40, 50, 55, 60 и т.д. | ||
ЯБЛОКО. | Шарада-загадка в стихах, в которой слово
распадается на несколько частей представляя
собой отдельное слова. Вы узнаете последнее
слово, разгадав шараду.
|
Как яблоко трижды изменило жизнь людей?
(Адамово яблоко, яблоко раздора
"Прекраснейшей", Ньютоново открытие) |
После этого последнего блока группам предоставляется возможность закончить проектирование задуманной в начале игры фигуры, а капитанам проверить правильность написания каждого слова на её элементе по орфографическому словарю.
Во время этого подводятся итоги - подсчитываются жетоны за игру - 1 балл, и особых - 2 балла.