Интерактивная лингвистическая интеллектуальная игра из серии "Три И: интеллект, интеграция, информация" "Калейдоскоп слов: от А до Я"

Разделы: Русский язык


В каждом слове бездна пространства,
каждое слово необъятно.
Н.В. Гоголь.

Интерактивная лингвистическая интеллектуальная игра "Калейдоскоп слов: от А до Я" строится по принципу "снежного кома" - одна информация наслаивается на другую: мною отбирается интересный познавательный материал по географии, литературе, истории, астрономии, биологии и т.д.

Серия таких игр позволяют достичь главного результата - осуществление развития ученика в процессе учебной деятельности через его активность, интерес к выполнению познавательных и практических задач, разноплановую мыслительную деятельность.

Ученики работают в группах из пяти человек, они выбирают название команды и решают, какую фигуру из цветных фигур они будут проектировать.

Правила игры просты: участникам предлагаются задания и вопросы, ответы на которые помогает дать знание алфавита. Игра строится по следующему алфавитному принципу: после каждого блока из 5 слов ученики на цветном треугольнике записывают слова и на магнитной доске начинают конструирование фигуры. В алфавите 33 буквы, но слов у нас 30, так как на Ъ, Ы, Ь слова не начинаются, поэтому участникам игры предлагаются 3 блиц-вопроса. За каждый вопрос игры команда получает жетон, оцениваемый 1 баллом. За дополнительные вопросы в игре (отмеченные как бонусные) и блиц-вопросы команда получает особые жетоны, оцениваемые в 2 балла.

Оборудование игры:

  • "Толковый словарь" Ожегова и Н.Шведовой у каждой группы.
  • "Школьный орфографический словарь" у каждого ученика.
  • Наборы из цветных треугольников для проектирования фигуры из слов калейдоскопа, фломастеры.
  • Мультимедийная презентация.

Цели игры:

Обучающие:

  • активизировать ранее усвоенные знания по различным темам учебных предметов (истории, математике, географии, литературе, английскому языку и т.д.),
  • совершенствовать навык работы со справочной литературой (орфографическим и толковым словарями),
  • расширить лексический запас слов учащихся,
  • актуализировать собственный языковой опыт учащихся.

Развивающие:

  • повысить интеллектуальный уровень учащихся,
  • развить интерес к русскому языку и лингвистике,
  • расширить кругозор учащихся.

Воспитательные:

  • продолжать обучать работе в группах.

1 ТУР (разминка)

Проводится для того, чтобы узнать, в какой последовательности будут играть команды.

1. Какая мышка от кошки не прячется? (компьютерная)

2. Что будет с красным платком, если его отпустить на 5 минут в Северное море? (станет мокрым)

3. Электропоезд шел с севера на юг, ветер дул с юга на север; в какую сторону шел дым от поезда? (у электропоезда дыма быть не может)

4. Сын академика разговаривает со своим отцом. При этом академик в разговоре не участвует. Как такое может быть? (академик - мать)

5. Когда барыня становится рабыней? (поменять буквы)

6. Чем отличается малина от калины? (первой буквой)

7. Что в России на первом месте, а во Франции на втором? (буква Р)

2 ТУР (блок слов из 5 слов от А до Д)

Загаданное слово. Задание. Вопрос. Бонусный вопрос.
АЛФАВИТ. Прочитайте стихотворение В.Я Брюсова.

Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июнь
Колыбельной лаской млеет.

В чём заключается необычность стихотворения В.Я. Брюсова? (Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита).  
БРИГАНТИНА.   Как называется лёгкое морское двухмачтовое судно?  
ВОДОПАД. Самое высокое творение природы было обнаружено американским пилотом, когда он занимался разведкой золота. Он летел на своем маленьком самолете и заметил стрелу воды, устремляющуюся с высоты 979 метров. О каком творении природы идёт речь? Назовите стрелу воды как средство художественной выразительности (метафора)
ГЛАГОЛЬ. Вспомним нашу русскую азбуку. 1-ая буквица называлась аз, 2 - буки. 3 -веди, 4 - добро. Как называлась 5-ая буквица?  
ДИНАМИТ. Шведский изобретатель Альфред Нобель заработал на изобретении этого взрывчатого вещества 33 миллиона крон. Нобель говорил о нём так: "Изобретение, созданное во имя человека, направлено против человека" О каком взрывчатом веществе идёт речь? Назовите русских или российских лауреатов Нобелевской премии (И.Бунин, М.Шолохов и т.д.)

После этого блока вопросов группа проверяет написание слов по орфографическому словарю, вносит исправления и капитан на магнитной доске начинает проектирование строительство фигуры.

3 ТУР (блок слов из 5 слов от Е до И)

Загаданное слово. Задание. Вопрос. Бонусный вопрос.
ЕДИНИЦА.   В математике действительное число, от умножения на которое любое число не меняется  
ЁМКОСТЬ. Назовите одним словом - банка, бутылка, цистерна, контейнер    
ЖУРАВЛЬ. В Японии эта самодельная бумажная птичка является символом памяти о погибших во время атомных бомбардировок

После атомной бомбардировки Хиросимы больная лейкемией девочка Садако Сасаки в больнице складывала фигурки. По легенде, для исполнения желания их надо было свернуть тысячу. Врач сказал девочке, что, сделав тысячную, она поправится. Садако успела сделать 644...

Что эта за птица? Как называется искусство бумажных фигур? (оригами)
ЗАПИСКА. Среди альпинистов существует традиция: взошедшие на вершину оставляют там предмет как свидетельство своего достижения. В этом предмете сообщается информация о руководителе и участниках группы, маршруте, дате и времени восхождения. Какой предмет можно найти на вершине горы?  
ИЕРОГЛИФ. Китайцы при исправлении никогда не зачеркивают этот фигурный знак прямыми линиями, только кружком: боятся добавить лишнюю черту, что может привести к путанице. Как называют фигурный знак в древнеегипетском, китайском и некоторых других языках?  

После этого блока вопросов второй участник группы проверяет написание слов по орфографическому словарю и продолжает строительство фигуры

4 ТУР (блок слов из 5 слов от Е до И)

Загаданное слово. Задание. Вопрос. Бонусный вопрос.
ЙОГУРТ. Он может быть охлаждённым, клюквенным, разрекламированным витаминизированным, обезжиренным.    
КЕНГУРУ. У этого самого необычного и интересного животного, животного всё необычно. Задние ноги в несколько раз больше передних. Животное передвигается, делая прыжки до 12 метров в длину и 3 - в высоту, подавая ударами ног о землю сигналы друг другу. Но самое необычное - его детёныши, которые рождаются величиной с грецкий орех. Что это за необычное животное, название которого с местного языка означает "Я не понимаю"? (Кен- гу-ру) Кенгуры обитают в самом красивом и удивительном континенте. Назовите родину кенгуру. !Австралия)
ЛАБИРИНТ. Как назывались в древности постройки и подземные сооружения с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом?   !Назовите самый известный лабиринт древности. (Минотавра)
МАТЕРИК. Посмотрите на географическую карту и назовите одним словом - Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия    
НАТЮРМОРТ. Посмотрите внимательно на картины. Что объединяет картины художников? С какого языка пришло в русский язык слово "натюрморт". (с французского)

После этого блока вопросов второй участник группы проверяет написание отгаданных слов по орфографическому словарю и продолжает проектирование фигуры.

5 ТУР (блок слов из 5 слов от О до Т)

Загаданное слово. Задание. Вопрос. Бонусный вопрос.
ОЛИМПИОНИК. Внимательно посмотрите на слайд и закончите логическую цепочку. Олимпия (юг Греции) - место игр, "олимпийцы" - 12 греческих богов, Олимп (гора на севере Греции) - место обитания греческих богов. Как в древности назывались победители олимпийских игр?  
ПИРАНЬЯ. Эти небольшие рыбы (до 30 сантиметров в длину) - одни из самых прожорливых и опасных. Они нападают на любое существо, оказавшееся на их пути. Стая этих рыб способна за несколько минут обглодать быка или тапира, оставив лишь один голый скелет.   !Назовите популярный фильм, в названии которого упоминается эта рыба. ("Охота на пиранью")
РЕБУС. Как называется загадка, в которой искомое слово изображено комбинацией фигур, букв или знаков?   Каждой команде предлагается разгадать понравившийся из ребусов и получить дополнительный балл.
СЕКУНДАНТ. Вы видите иллюстрацию дуэли, на которой запечатлены не только дуэлянты, но и их посредники. Как называются свидетели дуэли?

 

Кто из русских поэтов погиб на дуэли? (М.Ю.Лермонтов)
ТАБУН. Много коров - это стадо, много овец - это отара, много тигров - это тайд Как называют много лошадей?  

После этого блока вопросов четвёртый участник группы проверяет написание слов по орфографическому словарю и продолжает строительство фигуры

6 ТУР (блок слов из 5 слов от У до Ч)

Загаданное слово. Задание. Вопрос. Бонусный вопрос.
УРАВНЕНИЕ   Математическое равенство с одним неизвестным. Решите уравнение 2х+156= 234
ФАРАОН Вы, конечно же, узнали одно из семи чудес Света - Египетские пирамиды. Кто мог быть погребён в этом большом каменном сооружении? !Назовите ещё одно любое из семи чудес Света. (Висячие сады Сирамиды, Колосс Родосский и т.д.)
ХАЛВА   Как называется кондитерское изделие из растёртых орехов, семян, смешанных с карамельной массой?  
ЦИЛИНДР Назовите одним словом геометрическое тело и головной убор - высокая твёрдая шляпа с небольшими полями    
ЧАЙНВОРД Существуют различные виды кроссвордов - сканворды, филворды и т.д.. Как называется кроссворд, где слова располагаются по цепочке и никогда не пересекаются? Слово word переводится как слово, переведите с английского слово chain (цепочка)

После этого блока вопросов пятый участник группы проверяет написание слов и продолжает строительство фигуры.

СЕРИЯ БЛИЦ-ВОПРОСОВ.

1. Решите пропорцию

ГРАНАТ = ___?____= ПИРОГ

                ? ЛАВРА ?

Решить пропорцию - значит найти в ней недостающие члены, а для этого понять, какие отношения между её членами. Игра развивает гибкость мышления, способствует видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые. Оказывается, что, прибавив или убрав букву а, мы получаем слова, совершенно различные по смыслу.

1) Гранат - южное дерево или плод этого дерева, а также полудрагоценный камень

Граната - разрывной снаряд

2) Лавр - вечно - зелёное южное дерево с пахучими листьями

Лавра - большой монастырь

3) Пирог - печенье с начинкой

Пирога - узкая длинная лодка

2. Продолжи ряд.

2.1.кок, потоп, поп :.

Дети без особого труда видят, что это слова, которые справа налево читаются одинаково, так называемые палиндромы или перевёртыши и продолжают ряд словами из 5-ти букв (казак, шалаш и т.п.)

2.2.Максим Горький (Пешков), Ал. Грин (Гриневский), К. Чуковский (Корнейчуков) :.

Для подсказки: пусть вспомнят урок "Чуккокала" и историю слова "псевдоним", тогда поймут, что это писатели, которые взяли псевдоним.

Для продолжения: Демьян Бедный (Придворов), В.Каверин (Зильбер), Даниил Хармс (Ювачёв), А.Платонов (Климентов) и т.д.

3. Говорящие фамилии.

Известно, что фамилии наших предков нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий: 1) Плотников, 2) Скорняков, 3) Сыромятников, 4) Пономарев, 5) Гончаров.

Чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы?

7 ТУР (блок слов из 5 слов от Ш до Я)

Загаданное слово. Задание. Вопрос. Бонусный вопрос.
ШАХМАТЫ. Выдающийся математик Харольд Харди заметил однажды, что решение проблем этой игры есть не что иное, как математическое упражнение, а сама игра - насвистывание математических мелодий    
ЩЕКОЛДА. Род дверного запора - металлическая пластинка с рычажком.    
ЭКЗАМЕН. "Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году. Я прочёл моё стихотворение, стоя в двух шагах от Державина", - вспоминал А.С.Пушкин. О каком важном событии в жизни лицеиста Пушкина идёт речь? !Какое стихотворение читал А.С.Пушкин на экзамене? ("Воспоминания в Царском Селе")
ЮБИЛЯР. ТОТ, КОМУ 20, 30, 40, 50, 55, 60 и т.д.    
ЯБЛОКО. Шарада-загадка в стихах, в которой слово распадается на несколько частей представляя собой отдельное слова. Вы узнаете последнее слово, разгадав шараду.

Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта.
А целое - известный плод.
Что зреет на исходе лета.

  Как яблоко трижды изменило жизнь людей? (Адамово яблоко, яблоко раздора "Прекраснейшей",

Ньютоново открытие)

После этого последнего блока группам предоставляется возможность закончить проектирование задуманной в начале игры фигуры, а капитанам проверить правильность написания каждого слова на её элементе по орфографическому словарю.

Во время этого подводятся итоги - подсчитываются жетоны за игру - 1 балл, и особых - 2 балла.