Системы управления базами данных. Структура и объекты базы данных

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с понятиями: информационно-поисковая система, база данных, с ее основными элементами и видами;
    • показать практическое применение теоретического материала;
    • дать первоначальные умения по работе с базой данных Microsoft Access.
  • Развивающие:
    • развивать алгоритмическое мышление учащихся, развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации;
    • развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;
    • продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.
  • Воспитательные:
    • воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через демонстрацию практического применения данной темы;
    • воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
    • воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе.

Тип урока: комбинированный урок (урок изучения нового материала, урок-практикум.)

Методы обучения: объяснение нового материала – фронтальная работа. групповая работа.

Оборудование: компьютеры с операционной системой Windows 9.x и установленным пакетом Microsoft Office; мультимедийный проектор, экран.

Раздаточный и демонтстрационный материал:

Программное обеспечение: СУБД Microsoft Access.

План урока:

  1. Организационный момент. (8 мин.).
  2. Изучение нового материала. (32 мин).
  3. Выполнение теста. (5  мин.).
  4. Изучение нового материала. (   мин.).
  5. Работа групп. (      мин.).
  6. Отчет групп. (10 мин)
  7. Подведение итогов урока. (4 мин.)
  8. Домашнее задание. (2 мин.)

Часть 1. ПОНЯТИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Цель: познакомить учащихся с понятием «база данных» и её свойствами.

ХОД УРОКА

I. Подготовка студентов к работе на занятии:

– Приветствие
– Фиксация отсутствующих
– Организация внимания:

Представьте себя в роли директора ИНК. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведение учеников?
А домашний адрес, место работы родителей, состояния здоровья каждого ученика и т. д.?
Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива.

– Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках любого коллектива?

Ответ студентов: В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников.

– С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (сохранять, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – базы данных. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее.
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим тему: «Системы управления базами данных. Структура и объекты базы данных», познакомимся с одной из баз данных – Microsoft Access.

Слайд: Системы управления базами данных. Структура и объекты базы данных.

– Ваша задача сегодня на уроке выслушать и понять теоретический материал, записать все необходимые сведения в тетрадь и выполнить задания, которые будут предложены мною вам.

II. Подготовка студентов к активной деятельности на основном этапе занятия:

– Человек в процессе информационной деятельности собирает и накапливает сведения об окружающем мире.
Рассмотрим информацию вашего журнала. (Рассматривать каждую страницу)
– Какая информация на странице, например русского языка?
Ответ студентов: Нумерация, список группы, даты для оценок, и т.д
– Какая информация на странице, например математики?
Ответ студентов: Нумерация, список группы, даты для оценок, и т.д

Вывод: А что общего между этими страницами? Что одинакового и чем они различаются? Все что вы перечислили можно назвать структурой всех страниц.
Мы будем изучать информацию, представленную определённой структурой и (как в журнале) связанной между собой.

III. Изучение нового материала

И это уже не просто данные, а базы данных. Журнал можно рассматривать как БД в бумажном варианте?

Итак:

Чтобы пользователь легко мог находить нужную информацию, последняя должна быть организована определённым образом. Это касается не только информации, которая хранится в компьютере, но любой информации об объектах реального мира. Приведите примеры:

Ответ студентов:

Все книги в каталоге описаны одинаковым образом: автор, название, издательство, год издания и т. д. Все объявления о продажах размещены по рубрикам и также имеют определенную структуру: краткое описание товара, цена, телефон.

Например, удобно находить нужную книгу в библиотеке, пользуясь каталогом. Не составляет труда отыскать интересующие вас объявления в газете. Такая легкость поиска возможна благодаря тому, что
Вывод: данные в каталоге или в газете имеют структуру, или, другими словами, структурированы.
Структурирование данных — это введение соглашений о способах представления данных.

Пример неструктурированных данных:

Личное дело № 16493. Сергеев Олег Михайлович, дата рождения 6 февраля 1980 г.; Л/д № 16596, Петрова Марина Владимировна, дата рожд. 23 марта 1981 г.; № личн. дела 16658, д.р. 17.04.81, Анохин Андрей Борисович.
Поиск данных в неструктурированном виде организовать довольно сложно.

Пример структурированных данных:

№ личного дела Фамилия Имя Отчество Дата рождения
16493 Сергеев Олег Михайлович 06.02.80
16596 Петрова Марина Владимировна 23.03.81
16658 Анохин Андрей Борисович 17.04.81

Чтобы автоматизировать поиск и систематизировать эти данные, необходимо выработать определенные соглашения о способах представления данных, т.е. дату рождения нужно записывать одинаково для каждого студента, она должна иметь одинаковую длину и определенное место среди другой информации. Это должно быть справедливо и для остальных данных (номер личного дела, фамилия, имя и т.д.).

Устройство базы данных обычно сложнее, чем устройство простого каталога или набора газетных объявлений. Это обусловлено, прежде всего, свойством взаимосвязанности данных в базе. Примером могут служить программы ведения бухгалтерского учета и учета сотрудников в отделе кадров в какой-либо организации. Для двух этих программ необходимы, за небольшим исключением, одни и те же данные: имя, фамилия, стаж работы, год рождения и т.д. Чтобы не дублировать в разных программах одну и ту же информацию, ее отделили от обрабатывающей программы. Таким образом, получилось, что к одним и тем же данным можно обращаться из разных программ и использовать их для различных целей

Запишем: База данных – это совокупность данных, которые обладают свойствами структурированности и взаимосвязанности.

Приведите несколько примеров известных вам баз данных.
Ответ студентов: по специальности.

Например: БД спортивных мероприятий проводимых в г. Ишимбае.
Базы данных конструируются таким образом, чтобы с ними можно было работать в различных программных средах и на различных компьютерах.
– Итак мы с вами изучили понятия:

  • База данных
  • Основные свойства базы данных.

Вопросы:
– Что называется базой данных?
Ответ студентов:
– Перечислите основные свойства базы данных?
Ответ студентов:
– Назовите несколько примеров известных вам баз данных?
Ответ студентов:
– Спасибо. Хорошо.

Часть 2 СУБД

Цель: познакомить учащихся с понятием «система управления базами данных» и её свойствами.

– Чтобы оперировать данными, составляющими базу, необходима отдельная программа – система управления базами данных.
Запишем:
Управляющая программа, предназначенная для хранения, поиска и обработки данных в базе, называется системой управления базами данных (сокращенно СУБД).

Современные СУБД – это программные приложения, которые позволяют решать многообразные задачи.
Как Вы считаете, каким требованиям должны удовлетворять существующие системы?

Ответ студентов:

Запишем: Все существующие современные СУБД удовлетворяют, следующим требованиям:

  • Возможности манипулирования данными.
  • Возможность поиска и формирования запросов.
  • Обеспечение целостности (согласованности) данных.
  • Обеспечение защиты и секретности.

Расшифруем перечисленные требования:
Возможности манипулирования данными (ввод, выбор, вставка, обновление, удаление и др.). Основные операции с данными выполняются под управлением СУБД. Важными показателями при этом являются производительность СУБД, стоимость хранения и использования данных, простота обращения к базе данных и проч.
Возможность поиска и формирования запросов. С помощью запросов пользователь может оперативно получать различного рода информацию, которая хранится в базе данных.
Обеспечение целостности (согласованности) данных. При использовании данных многими пользователями важно обеспечить корректность операций, при которых не может быть нарушена согласованность данных. Нарушение согласованности данных чревато их необратимой потерей.
Обеспечение защиты и секретности. Кроме защиты от не­корректных действий пользователей важно обеспечить защиту данных от несанкционированного доступа и от аппаратных сбоев. Проникновение в базу лиц, не имеющих на это права, может иметь следствием разрушение базы данных. Секретность базы данных позволяет определить круг лиц, имеющих доступ к информации, и порядок доступа.

В настоящее время существует множество СУБД, которые различаются архитектурой, внутренним языком программирования, операционной системой, под управлением которой они работают, а также другими характеристиками. Среди СУБД, которые устанавливаются в небольших организациях и ориентированы на работу с конечными пользователями, наиболее популярны  слайд-Access, FoxPro, Paradox. К более сложным системам относятся слайд распределенные СУБД, которые предназначены для работы с большими базами данных, распределенными на нескольких серверах (серверы могут находиться в различных регионах). Мощными СУБД такого типа являются Oracle, Sybase, Informix.

Ответьте на вопрос:
– Какая из перечисленных БД встречается нам в программном обеспечении?
Ответ студентов:
– Где она находиться? Как её запустить?
Ответ студентов:
– Мы с вами выяснили:
– Что такое СУБД?
Ответ студентов:
– Каким требованиям должны удовлетворять СУБД?
Ответ студентов:

Часть 3. МОДЕЛИ ДАННЫХ

Цель: познакомить учащихся с видами моделей данных, используемых в СУБД.
Реляционная модель данных
Практически все современные СУБД используют реляционную модель данных. В основе этой модели, предложенной известным американским специалистом в области систем баз данных Е. Ф. Коддом в 1970 г., лежит понятие отношения (по-английски relation). Речь идет об отношениях, заключенных в двумерных таблицах.

– Что это за таблицы?
Ответ студентов: (то есть обычных),
– В какой программе мы уже встречались с таблицами?
Кодд показал, что таблицы могут быть использованы для хранения данных об объектах реального мира.
Ответьте пожалуйста из чего состоят двумерные таблицы?
Ответ студентов: Двумерные таблицы состоят из строк, называемых в терминологии баз данных записями, и столбцов, которые именуются полями.

Рассмотрим пример реляционной модели данных. Допустим, нужно составить базу данных о подготовке к походу, в который отправятся студенты ИНК. Назовем эту базу «Поход». В ней, прежде всего, должна быть таблица, отражающая сведения об участниках похода. Эта таблица будет состоять из полей Код участника, Фамилия, Имя, Группа, Адрес, Телефон.

На доске таблица:

«Участники»

Код участника Фамилия Имя Группа Адрес Телефон
1 Арбузов Константин БСК 1-06 ул.Докучаева, 3а, кв. 17 2-44-93
2 Бирюкова Ирина ПН 11-06 ул. Зелёная, 15 3-62-76
3 Вендик Константин БСК 1-06 ул.Песчаная, 3, кв. 43 2-37-12
4 Крамаренко Вячеслав БС-06 пр. Победы, 1, кв. 66 3-53-12
5 Крамаренко Наталья ПН 05 ул.Уральская, 31, кв.2 4-25-98

Назовем эту таблицу «Участники» (такое же имя будет иметь и отношение, представленное данной таблицей). Обратите внимание, что поле Код участника данной таблицы имеет уникальные значения, которые не повторяются ни в одной из записей. Такое поле при включении таблицы в базу данных будет иметь статус ключевого поля. На роль ключевого не годятся ни поле Фамилия (в таблице имеются однофамильцы), ни любое другое поле.
База данных строится на основе не одной, а множества таблиц. Введем в базу данных «Поход» еще одну таблицу – «Снаряжение» (таблица на доске). В нее будут заноситься сведения о снаряжении, которое должны взять с собой участники.

«Снаряжение»

Код снаряжения Код участника Снаряжение
10 1 Палатка
20 2 Котелок
30 2 Веревка
40 4 Топор
50 5 Котелок
60 5 Фонарь
70 4 Нож

Записи в этой таблице составлены из полей Код снаряжения, Код участника и Снаряжение.

– Рассмотрите поля таблицы: что замечаете?
Ответ студентов: Первое поле (Код снаряжения) для каждой записи принимает уникальные значения, в отличие от остальных полей, в которых имеются дублирующие значения: например, повторяются коды участников (2, 4, 5) и снаряжение (котелок) и оно будет являться ключевым полем.
– Каким образом можно использовать информацию приведенных двух таблиц?
Ответ студентов:  Допустим, нас интересует, кто возьмет в поход палатку. Из таблицы «Снаряжение» находим, что палатку, имеющую код 10, должен взять участник с кодом 1. Из таблицы «Участники» видим, что код 1 имеет Арбузов Константин. Таким образом, палатку должен взять участник Арбузов К.
– Эту информацию мы получили благодаря связи таблиц «Участники» и «Снаряжение» через общее поле Код участника. Пожалуйста, ответьте на вопрос:  Что можно назвать реляционной моделью данных?
Ответ студентов:
– Запишем: реляционная модель данных это двумерные таблицы в основе которых лежит понятие отношения.
Каждая реляционная таблица представляет собой двумерный массив и обладает свойствами:

  • каждый элемент таблицы – один элемент данных;
  • все столбцы в таблице однородные, т.е. все элементы в столбце имеют одинаковый тип (числовой, символьный и т. д.) и длину;
  • каждый столбец имеет уникальное имя;
  • одинаковых строк в таблице нет;

Иерархическая и сетевая модели данных

При построении баз данных, кроме реляционной модели, иногда прибегают к другим видам моделей: иерархической и сетевой.
Запишем: Иерархическая модель базы данных представляет собой совокупность объектов различного уровня, причём объекты нижнего уровня подчинены объектам верхнего уровня.
Иерархическая структура представляется перевернутым деревом (рисунок на доске). Объекты в этой структуре соединены линиями связи. Заметим, что линии связи отвечают отношению «один ко многим».
– Что это означает?
Ответ студентов: То есть одному объекту верхнего уровня отвечает много объектов нижнего уровня.

 

Другой тип отношений, а именно отношения «многие ко многим», устанавливается в сетевой модели данных.
Запишем: Сетевая модель базы данных, как и иерархическая модель, представляется совокупностью объектов различного уровня, однако схема связей между объектами может быть любой.

– Отметьте разницу между иерархической и сетевой моделью?

Ответ студентов:

– Сейчас Вы сможете проверить как Вами усвоен материал.

IV. Письменная работа.

– Подпишите листочки. Число, группа, Фамилия, Имя. Вариант.

– Вам предлагается ответить на вопросы теста. Оценка каждого вопроса – 1 балл. Исправления не допускаются.

1 Вариант

1. В иерархической базе данных совокупность данных и связей между ними описывается:

  1. сетевой схемой;
  2. таблицей;
  3. древовидной структурой;
  4. совокупностью таблиц.

2. Какие записи в базе данных будут найдены после ввода запроса с условием поиска содержит 5 в поле Винчестер?

  1. 1,3;
  2. 2,4;
  3. 1,5;
  4. 1,2.

3. Система управления базами данных — это:

  1. набор программ, обеспечивающий работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ пользователя к ним;
  2. прикладная программа для обработки текстов и различных документов;
  3. программная система, поддерживающая наполнение и манипулирование данными в файлах баз данных;
  4. оболочка операционной системы, позволяющая более комфортно работать с файлами.

4. В какой последовательности расположатся записи в базе данных после сортировки по возрастанию в поле Память?

  1. 5,1,2,3,4;
  2. 4,3,5,2,1;
  3. 2,5,3,4,1;
  4. 4,1,2,3,5.

5. База данных описывается следующим перечнем записей:

  • Иванов, 1956, 2400;
  • Сидоров, 1957, 5300;
  • Петров, 1956, 3600;
  • Козлов, 1952, 1200;

После сортировки по возрастанию по второму полю записи будут располагаться в порядке:

  1. 4, 3, 1, 2;
  2. 2, 1, 3,4;
  3. 1, 2, 3, 4;
  4. 2, 3, 1, 4.

2 Вариант

1. В какой последовательности расположатся записи в базе данных после сортировки по возрастанию в поле Память?

  1. 5,1,2,3,4;
  2. 4,3,5,2,1;
  3. 2,5,3,4,1;
  4. 4,1,2,3,5.

2. Поля реляционной базы данных:

  1. автоматически нумеруются;
  2. именуются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД;
  3. именуются пользователем произвольно с определенными ограничениями;
  4. нумеруются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД.

3. База данных содержит поля ФАМИЛИЯ, ГОД РОЖДЕНИЯ, ДОХОД. При поиске по условию: ГОД РОЖДЕНИЯ>1958 AND ДОХОД<3500 будут найдены фамилии лиц:

  1. имеющих доход менее 3500 и тех, кто родился в 1958 году и позже;
  2. имеющих доход менее 3500 и старше тех, кто родился в 1958 году;
  3. имеющих доход менее 3500 или тех, кто родился в 1958 году и позже;
  4. имеющих доход менее 3500 и родившихся в 1959 году и позже.

4. В иерархической базе данных совокупность данных и связей между ними описывается:

  1. сетевой схемой;
  2. таблицей;
  3. древовидной структурой;
  4. совокупностью таблиц.

5. Система управления базами данных — это:

  1. набор программ, обеспечивающий работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ пользователя к ним;
  2. прикладная программа для обработки текстов и различных документов;
  3. программная система, поддерживающая наполнение и манипулирование данными в файлах баз данных;
  4. оболочка операционной системы, позволяющая более комфортно работать с файлами.

Поменяйтесь работами с соседом по парте. Проверьте ответы Вашего соседа и выставьте оценку до 5 баллов. Сдайте ваши работы.

Часть 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ. СТРУКТУРА ТАБЛИЦ БАЗЫ ДАННЫХ

Цель: познакомить учащихся с этапами проектирования базы данных, изучить принципы построения структуры таблицы базы данных;

Объяснение

Создание базы данных – достаточно сложный процесс. Сначала нужно составить схему базы данных на бумаге.

1 этап. Определение цели создания базы данных

Прежде всего надо выяснить, для чего предназначается создаваемая база данных, каковы будут ее функции и какую информацию она должна содержать?
К базе данных прибегают, когда приходится описывать сложные объекты, которые характеризуются множеством свойств-атрибутов. Без базы данных также не обойтись, если стоит задача автоматизации ввода данных и вывода интересующей информации. Наконец, база данных нужна, когда необходимо обезопасить процесс ввода и обновления данных, то есть обеспечить целостность информации.
Предположим, вы создаете базу данных о спортивных мероприятиях города Ишимбая среди учебных заведений города и хотите, чтобы в ней содержались какие то данные:
Какие?

Ответ студентов.

  • Участники (Учебные заведения г. Ишимбая).
  • Виды спорта.
  • График мероприятий.
  • Места проведения спорт мероприятий.
  • Результаты спортивного мероприятия;

Допустим, будущая база данных нужна для получения следующей информации:
Какой?

Ответ студентов.

  • Результаты?
  • Участники?

2 этап. Определение таблиц, входящих в базу данных

На следующем этапе создания базы данных необходимо определить основные темы таблиц, а также их структуру. Для базы данных о спортивных мероприятиях города Ишимбая среди учебных заведений города вы можете составить таблицы «Участники», «Виды спорта», «график мероприятий» и, возможно, другие.
Мы и будем в дальнейшем рассматривать как пример создание базы данных для данных о спортивных мероприятиях города Ишимбая среди учебных заведений. В таблице «Учебные заведения» будут храниться сведения о учебных заведениях, в таблице «Виды спорта» – список видов спорта, а в таблице «график мероприятий» – данные о спортивных мероприятиях – когда и где они проведены и т.д..
Итак, запишем какие таблицы мы будем формировать:
Продиктуйте пожалуйста:

Ответ студентов:

  1. Участники (Учебные заведения г. Ишимбая).
  2. Виды спорта.
  3. График мероприятий.
  4. Места проведения спорт мероприятий.
  5. Результаты спортивного мероприятия;

Задание структуры таблиц

Для создания эффективной базы данных важно правильно определить структуру таблиц, то есть?

Ответ студентов:  состав полей.

На этом этапе можете руководствоваться следующими соображениями.
Информация в таблицах не должна дублироваться. Если определенные сведения будут храниться в одном поле одной таблицы, то и изменять их при необходимости придется только в одном месте.
Желательно, чтобы каждая таблица содержала информацию только на одну тему. Например, в базе данных «Спорт» сведения об участниках и о видах спорта хранятся в разных таблицах. Если удалить запись о каком-либо виде спорта, таблица участников при этом не пострадает.
Не рекомендуется включать в таблицу данные, которые получаются в результате вычислений.
Информацию об объекте желательно разбивать на минимальные единицы. Например, данные о мероприятиях лучше указать в отдельных полях:

Запишем: Для создания эффективной базы данных важно правильно определить структуру таблиц –  состав полей. Необходимо руководствоваться следующими соображениями.

  • Информация в таблицах не должна дублироваться.
  • Желательно, чтобы каждая таблица содержала информацию только на одну тему.

– Какие данные будем описывать в таблицах?

Ответ студентов:

Таблица                                                                                Имя поля
Участники (Учебные заведения г. Ишимбая).                  Участники
Виды спорта.                                                                       Вид спорта.
График мероприятий.                                                         Номер, дата, вид спорта, участники,  место проведения.
Места проведения спорт мероприятий.                           Место проведения спорт мероприятия.
Результаты спортивного мероприятия;                            Дата, вид спорта, занятое место, участник.

Запишем это.

Задание ключа и определение связей между таблицами

Для того чтобы связать данные различных таблиц, каждая таблица должна содержать ключевое поле (оно содержит порядковые номера каждой конкретной информации). Значение этого поля позволит однозначно выбрать нужную запись в таблице, а также корректно установить связи между таблицами.

Итак, мы с вами теперь можем ответить на вопросы:

– Из каких этапов складывается проектирование базы данных?

Ответ студентов: Определение таблиц, входящих в базу данных,

– Зачем  перед  созданием  базы данных  нужно  определить структуру таблиц?

Ответ студентов: Для создания эффективной базы данных важно правильно определить структуру таблиц т.е.состав полей.

– Какими принципами нужно руководствоваться при создании таблиц?

Ответ студентов: Информация в таблицах не должна дублироваться. Желательно, чтобы каждая таблица содержала информацию только на одну тему.

Вопросы есть? Теперь Вы знаете, как структурировать данные. Проверим это работая командами. Сейчас мы с Вами выполним самостоятельную работу.
Разбиваемся в команды по 2 парты. Поворачивайтесь  друг к другу. Всего 4 варианта
У Вас на партах задачи на создание структуры таблицы.

V. Групповая работа 4 варианта

Создание и редактирование структуры таблицы базы данных

Вариант 1

  1. Создать структуру таблицы базы данных «Ученик», содержащую следующие поля: фамилия, имя, школа, класс, дата рождения, вес.
  2. Определить первичный ключ таблицы.
  3. Задать тип данных.

Создание и редактирование структуры таблицы базы данных

Вариант 2

  1. Создать структуру таблицы базы данных «Библиотека»,содержащую следующие поля: инвентарный номер, автор, название, издательство, количество страниц, номер библиотеки.
  2. Определить первичный ключ таблицы.
  3. Задать тип данных.

Создание и редактирование структуры таблицы базы данных

Вариант 3

  1. Создать структуру таблицы базы данных «Расписание уроков», содержащую следующие поля: день недели, номер урока, время начала урока, время окончания урока, название урока, фамилия учителя.
  2. Определить первичный ключ таблицы.
  3. Задать тип данных.

Создание и редактирование структуры таблицы базы данных

Вариант 4

  1. Создать структуру таблицы базы данных «Компьютеры»,содержащую следующие поля: номер компьютера, тип процессора, объем оперативной памяти, объем жесткого диска, размер монитора, наличие устройства CD-ROM.
  2. Определить первичный ключ таблицы.
  3. Задать тип данных.

VI. Анализ работы:

1 группа защищает около стенда (компьютера). Другая группа с этим же вариантом и вся группа предлагают свои версии правильного выполнения задания.
Разбираем структуру таблицы, первичный ключ, тип данных (Приложение 2)..
Хорошо.

Часть 5 ОБЪЕКТЫ БАЗЫ ДАННЫХ

– Итак мы разобрались со структурированием таблиц. И мы можем начать работать над созданием БД.
– Что необходимо сделать?

Ответ студентов:

Пожалуйста
2. Запуск   Microsoft Access и создание файла базы данных.

Работа с базой данных начинается с запуска СУБД. Чтобы запустить Access 97/2000, нажмите кнопку Пуск на панели задач и выберите в Главном меню команду Программы – Microsoft Access. В ответ появится диалоговое окно Microsoft Access.

В этом диалоге стандартно есть возможность Открыть базу данных, который отвечает открытию существующей базы данных. Однако если вы создаете свою базу, щелкните по переключателю Новая база данных и затем нажмите кнопку ОК.

В последующем стандартном диалоге вам нужно ввести имя файла для новой базы данных (Спорт) и указать папку, в которой этот файл будет находиться («Ваша папка»).

 Файлу базы данных будет присвоено расширение .mdb. После задания имени и положения файла щелкните по кнопке Создать, и на экране появится окно базы данных.

Окно новой базы данных будет пустым. В это окно вам предстоит поместить объекты будущей базы данных.

– Что же может являться объектом базы данных?

Ответ студентов:

Расшифруем:

Таблицы. Это основная категория объектов в реляционной СУБД, поскольку вся информация хранится в базе данных в виде таблиц. Каждая таблица состоит из записей (строк) и из полей (столбцов). Работа с таблицей выполняется в двух основных режимах: в режиме конструктора и в режиме таблицы.

Запросы. Объекты этого типа служат для получения данных из одной или нескольких таблиц. Отбор нужных сведений произво­дится на основе формулируемых критериев. Фактически с помо­щью запросов создаются новые таблицы, в которых используются данные из уже существующих таблиц.

Формы. Этот тип объектов используется в основном для удобного ввода данных. Форма представляет собой как бы бланк, который следует заполнить. Заполнение такого бланка под силу пользо­вателю даже невысокой квалификации. Достоинством форм является и то, что они предотвращают непосредственное внесение изменений в таблицы.

Отчеты. Эти объекты предназначены для отображения данных в виде, удобном для просмотра. На основе отчета может быть создан документ, который будет распечатан или включен в документ другого приложения.

Ответьте пожалуйста на вопросы:

– Как запустить Microsoft Access?
– Что собой представляет окно базы данных?
– Как создать файл базы данных?
– Какие объекты базы данных предусмотрены в Access?

Часть 6. ТИПЫ ДАННЫХ

При формировании БД Вам будет предложено выбрать режим создания таблицы. В Access предусмотрено несколько таких режимов, которые выбираются из списка:

Слайд

Создание таблицы в режиме конструктора

  • с помощью мастера
  • путём ввода данных.

Конструктор – режим для задания структуры таблицы, то есть имен полей и типов данных;

Мастер таблиц – создание таблицы с помощью программы мастера;

Режим таблицы – применяется для заполнения и редактирования полей таблицы;

Рассмотрим режим Конструктора, в котором создание таблицы выглядит более понятным. Хотя более сервисным является режим Мастер таблиц.
В окне базы данных на вкладке Таблицы нажать кнопку Создать. Далее в диалоге Новая таблица выделите в списке позицию Конструктор и щелкните кнопку ОК, в результате чего появится окно конструктора.
В этом окне нужно определить состав таблицы, заполнив для каждого поля таблицы три колонки: Имя поля, Тип данных и Описание. В первой колонке задается имя поля будущей таблицы, во второй указывается его тип, а в третьей вводится информация о назначении поля. Количество записей в окне конструктора должно совпадать с количеством полей в создаваемой таблице.
Если для первой и третьей колонки определения понятны, то, что представляет собой вторая колонка?
Тип данных определяется для каждого поля (столбца) типом вводимых в него данных. (Приложение 2)
Если в дальнейшем придется изменить определение поля, например, задать другой тип данных, эти действия можно выполнить в режиме конструктора. В Access предусмотрены несколько типов данных, сейчас мы рассмотрим следующие:

Текстовый – предназначен для ввода текста длиной до 255 символов. Этот тип данных устанавливается по умолчанию;

Числовой – для ввода числовых данных, под которые отводится 1, 2 или 4 байта;

Дата/время – предназначен для ввода даты и времени, для ко­торых предусмотрено 8 байт;

Денежный – используется для работы с денежными величинами. Этот тип данных занимает 8 байт и предполагает до 15 символов в целой части числа и 4 – в дробной. Использование денеж­ного типа предотвращает ошибки округлений во время вычислений;

Счетчик — этот тип предназначен для ввода числа, которое автоматически увеличивается на единицу при добавлении в таблицу новой записи. Данные этого типа занимают 4 байта;

Во второй колонке из раскрывающегося списка задайте тип Счетчик. Задание типа Счетчик позволит при добавлении записи в таблицу автоматически изменять на единицу значение данного поля. Таким образом, повторяющихся значений в поле не будет. Нажмите клавишу Enter.
В создаваемой таблице удобно иметь так называемое ключевое поле, которое содержит числа, однозначно определяющие ту или иную запись таблицы. Вспомните пример классного журнала. В нем роль ключевого поля может играть порядковый номер записи (но можно назначить как ключевое поле фамилию ученика).
Если нужно удалить какую-нибудь строку в таблице, щелкните мышью по этой строке в окне конструктора, а затем выполните ко­манду меню ПравкаУдалить строки. Для вставки новой строки нужно активизировать поле ниже вставляемой строки и выполнить команду меню Вставка Строки.

Сохранение таблицы

Итак, структура таблицы задана, и вы можете закрыть окно конструктора таблицы щелчком по кнопке закрытия окна. Если таблица новая и прежде не сохранялась, появится запрос о том, следует ли сохранять структуру таблицы. После щелчка по кнопке Да откроется диалог Сохранение с предложением ввести имя таблицы. Вводимое имя может содержать любые символы, кроме точки, восклицательного знака и угловых скобок. Затем щелкните по кнопке ОК. В результате в окне базы данных появится пиктограмма созданной нами таблицы.
По окончании работы закроем базу данных.

– Перечислите режимы, предназначенные в Access для работы с таблицами.
– Как вызывается режим конструктора таблиц?
– Опишите операции задания структуры таблицы с помощью конструктора.
– Какие типы данных предусмотрены в Microsoft Access?
– В чем состоит особенность поля типа Счетчик?
– Как и зачем вводится в таблицу ключевое поле?
– Перечислите основные свойства базы данных.
– Что такое СУБД?
– Зачем  перед  созданием  базы  данных  нужно  определить структуру таблиц?
– Как запустить Microsoft Access?
– Какие типы данных предусмотрены в Microsoft Access?

VII. Подведение итогов урока

На протяжении всего занятия мы разрабатывали Базу Данных «Спорт». Цели создать эту базу за урок у нас не было. И сейчас мы посмотрим, как может выглядеть готовая база данных «Спорт». Разработать и создать реальные базы вы сможете на следующих занятиях и выполняя СРС студентов. Откроем готовую базу данных «Спорт», и рассмотрим её.Сохраните таблицы и базу данных.

Рефлексия:

– Как часто я отвечал(а) правильно про себя, когда отвечали одноклассники?
– Что я выполнил(а) (сколько пунктов теста)?
– В чем испытывала затруднения?
– Справедливо ли мы выставили оценку за групповое задание?
– Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?

Учитель. Действительно, ребята, базы данных вы разработали, следовательно, цель урока достигнута. Тема  «Системы управления базами данных. Структура и объекты базы данных» вами усвоена. С чем я вас поздравляю и благодарю за прекрасную работу.

VIII. Домашнее задание.  Дома необходимо выучить все основные определения понятий и найти, где еще применяются базы данных. Придумать свою базу данных. Записать в тетради по две задачи, для решения которых можно использовать созданные сегодня структуры таблиц баз данных

Литература:

  1. Э.В. Фуфаев, Л.И. Фуфаева. Пакеты прикладных программ.
  2. Информатика в школе: Приложение к журналу “Информатика и образование”. № 2 – 2003. – М.: Образование и Информатика, 2003. – 160 с.
  3. Е.В. Михеева. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности.
  4. Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. Информационные технологии.
  5. Малышев С.А. Самоучитель VBA. Как это делается в Word, Excel, Access. – СПб.: Наука и техника, 2001. – 496 стр. с ил.