Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- помочь детям непроизвольно запомнить информацию о временах года, порядок их следования;
- закрепить названия зимних месяцев через использование стихотворных текстов, репродукций пейзажей, фрагментов музыкальных произведений, через собственные рисунки;
- расширить представление детей о величие, богатстве, красоте русского языка, русской поэзии;
- совершенствовать навыки планирования речи, развивать умение рассуждать;
- развивать память;
- развивать координацию движений, умения соотносить содержание текста с невербальным компонентом (мимикой, жестами, пантомимикой – телодвижениями, прием «рассказывания стихов руками»);
Коррекционно-развивающие:
- развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;
- развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, вербальное мышление, творческое воображение;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать волевые усилия.
Коррекционно-воспитательные:
- совершенствовать навыки инициативности, ответственности.
- воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.
Оборудование: Презентация «Времена года. Зима».
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед здоровается, предлагает детям занять свои места.
Логопед: Я хочу вам прочитать стихотворение о книге. Послушайте. Подумайте о какой книге идет речь? Что за страницы в этой книге? (Использование самостоятельно изготовленного наглядного пособия – см. фотографии).
Самая чудесная
Самая чудесная
Эта книга в мире.
В ней картинок много,
А страниц – четыре.
Первая – самая
Тихая страница,
Где медведю сладко
В снежном доме спится.
А за ней вторая,
Звонкая страница,
Где висит сосулька
И ручей струится
А за нею – третья
Жаркая страница,
Где сидит на ветке
Солнце будто птица.
А потом – четвертая страница,
Где листок кленовый
В воздухе кружится.
Под ноги ложиться…
Прочитаешь книгу –
Год промчится.
Логопед: Почему первая страница – самая тихая?
– А вторая – самая звонкая?
– Третья – жаркая?
– Как вы понимаете «сидит на ветке Солнце, словно птица»?
– Почему четвертая страница называется грустной?
Дети и логопед рассуждают, отвечают на вопросы.
Логопед: Поговорим с вами об одной из этих страниц. А о какой вы узнаете, выложив название времени года из букв.
Задание – «Слово рассыпалось».
Дети собирают слово из букв. – ЗИМА
Логопед: Правильно, поговорим о зиме.
Логопед: Многие поэты, писатели нашей страны сочиняют рассказы, стихи, песни о зиме. Народ придумывает пословицы и поговорки об этом времени года, люди радуются, когда выпадает первый снег. Ваши ровесники из стран, где никогда не бывает снега, настоящей зимы, спрашивают: «Почему вы любите зиму? Сами говорите, что зимой холодно, но радуетесь ее приходу».
Логопед: Как вы ребята, объясните сверстникам из разных стран, почему наш народ любит зиму? (Включаем в текст воображаемого диалога с ровесником элементы описания природы, убранство новогодней елки, как доказательство красоты этого времени, элементы повествования при объяснении особенностей зимних развлечений.)
Логопед: Давайте, ребята, вспомним стихи о зиме. Вернемся с вами мысленно к приходу зимы.
Стихотворение А. С. Пушкина (из романа «Евгений Онегин») «Рассказываем руками» (показ картин из приложения)
Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Далее логопед читает строки из стихотворения С. Есенина:
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает.
Логопед: Так поэты красиво написали о зиме, о ее приходе. Какие слова вы запомнили о зиме, которые отвечают на вопросы: Что сделала зима? Что делает?
Дети:
пришла
рассыпалась
повисла
легла
сравнялапоёт
аукает
баюкает
Логопед: А о морозе какое слово запомнили? Мороз что сделал?
Дети: Блеснул.
Логопед: Что происходит в животном мире?
Беседуем (рассматривание картин и картинок)
Логопед: Первый зимний месяц декабрь заканчивается праздником ёлки, приходом нового года.
(Показ картин из приложения)
Нарядим елку в праздничное платье:
В пестрые гирлянды, в яркие огни,
И стоит, сверкая, елка в пышном зале….
Дети рассказывают о Новогоднем празднике
Логопед: За декабрем шагает январь, второй зимний месяц. Январь. Какой?
(Белый). (Показ картин из приложения)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Логопед: Далее февраль. Как можно сказать о феврале?
(Показ картин из приложения)
Вьюги да метели
Под февраль полетели.Февраль, уже побольше света
Уже зима слегла в постель
И явно бредит, бредит летом
В снега укутанная ель.
Логопед: Мы с вами беседовали о первой странице в нашей книге, о самой тихой странице – о зиме.
Логопед: Ребята, почему первая страница самая тихая?
Дети: Вся природа спит.
Логопед: Нарисуйте на чистом листе свечой, а затем протонируйте весь листок голубой краской – получится – фантастическая сказочная красивая зима.