Логопедическое занятие для детей подготовительной группы "Времена года. Зима"

Разделы: Логопедия


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • помочь детям непроизвольно запомнить информацию о временах года, порядок их следования;
  • закрепить названия зимних месяцев через использование стихотворных текстов, репродукций пейзажей, фрагментов музыкальных произведений, через собственные рисунки;
  • расширить представление детей о величие, богатстве, красоте русского языка, русской поэзии;
  • совершенствовать навыки планирования речи, развивать умение рассуждать;
  • развивать память;
  • развивать координацию движений, умения соотносить содержание текста с невербальным компонентом (мимикой, жестами, пантомимикой – телодвижениями, прием «рассказывания стихов руками»);

Коррекционно-развивающие:

  • развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;
  • развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, вербальное мышление, творческое воображение;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать волевые усилия.

Коррекционно-воспитательные:

  • совершенствовать навыки инициативности, ответственности.
  • воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.

Оборудование: Презентация «Времена года. Зима».

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед здоровается, предлагает детям занять свои места.

Логопед: Я хочу вам прочитать стихотворение о книге. Послушайте. Подумайте о какой книге идет речь? Что за страницы в этой книге? (Использование самостоятельно изготовленного наглядного пособия – см. фотографии).

Самая чудесная

Самая чудесная
Эта книга в мире.
В ней картинок много,
А страниц – четыре.
Первая – самая
Тихая страница,
Где медведю сладко
В снежном доме спится.
А за ней вторая,
Звонкая страница,
Где висит сосулька
И ручей струится
А за нею – третья
Жаркая страница,
Где сидит на ветке
Солнце будто птица.
А потом – четвертая страница,
Где листок кленовый
В воздухе кружится.
Под ноги ложиться…
Прочитаешь книгу –
Год промчится.

Логопед: Почему первая страница – самая тихая?

– А вторая – самая звонкая?
– Третья – жаркая?
– Как вы понимаете «сидит на ветке Солнце, словно птица»?
– Почему четвертая страница называется грустной?

Дети и логопед рассуждают, отвечают на вопросы.

Логопед: Поговорим с вами об одной из этих страниц. А о какой вы узнаете, выложив название времени года из букв.

Задание – «Слово рассыпалось».

Дети собирают слово из букв. – ЗИМА

Логопед: Правильно, поговорим о зиме.

Логопед: Многие поэты, писатели нашей страны сочиняют рассказы, стихи, песни о зиме. Народ придумывает пословицы и поговорки об этом времени года, люди радуются, когда выпадает первый снег. Ваши ровесники из стран, где никогда не бывает снега, настоящей зимы, спрашивают: «Почему вы любите зиму? Сами говорите, что зимой холодно, но радуетесь ее приходу».

Логопед: Как вы ребята, объясните сверстникам из разных стран, почему наш народ любит зиму? (Включаем в текст воображаемого диалога с ровесником элементы описания природы, убранство новогодней елки, как доказательство красоты этого времени, элементы повествования при объяснении особенностей зимних развлечений.)

Логопед: Давайте, ребята, вспомним стихи о зиме. Вернемся с вами мысленно к приходу зимы.

Стихотворение А. С. Пушкина (из романа «Евгений Онегин») «Рассказываем руками» (показ картин из приложения)

Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Далее логопед читает строки из стихотворения С. Есенина:
        Поет зима – аукает,
        Мохнатый лес баюкает.

Логопед: Так поэты красиво написали о зиме, о ее приходе. Какие слова вы запомнили о зиме, которые отвечают на вопросы: Что сделала зима? Что делает?

Дети:

пришла
рассыпалась
повисла
легла
сравняла
поёт
аукает
баюкает

Логопед: А о морозе какое слово запомнили? Мороз что сделал?

Дети: Блеснул.

Логопед: Что происходит в животном мире?

Беседуем (рассматривание картин и картинок)

Логопед: Первый зимний месяц декабрь заканчивается праздником ёлки, приходом нового года.

(Показ картин из приложения)

Нарядим елку в праздничное платье:
В пестрые гирлянды, в яркие огни,
И стоит, сверкая, елка в пышном зале….

Дети рассказывают о Новогоднем празднике

Логопед: За декабрем шагает январь, второй зимний месяц. Январь. Какой?

(Белый). (Показ картин из приложения)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Логопед: Далее февраль. Как можно сказать о феврале?

(Показ картин из приложения)

Вьюги да метели
Под февраль полетели.

Февраль, уже побольше света
Уже зима слегла в постель
И явно бредит, бредит летом
В снега укутанная ель.

Логопед: Мы с вами беседовали о первой странице в нашей книге, о самой тихой странице – о зиме.

Логопед: Ребята, почему первая страница самая тихая?

Дети: Вся природа спит.

Логопед: Нарисуйте на чистом листе свечой, а затем протонируйте весь листок голубой краской – получится – фантастическая сказочная красивая зима.