Причастие - это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.
В.Даль
Цели урока:
- систематизировать знания учащихся по данной теме;
- формировать умения находить причастия и определять их морфологические признаки;
- развивать навыки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- формировать лингвистическое мышление, учебную самостоятельность;
- совершенствовать устную и письменную речь;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать любовь к родному языку.
Слайд №1
- Сегодня мы совершим прогулку по осеннему парку.
- Но для того, чтобы наше путешествие было увлекательным и прошло с пользой, мы должны повторить тему “Причастие”.
- Мы должны доказать, что причастие очень нужная нам и интересная часть речи.
- На какие вопросы при повторении темы мы должны обратить внимание?
Вот сегодня мы и посмотрим, насколько хорошо каждый из вас усвоил эту тему.
Слайд №2
Нас ждёт экскурсионный автобус, который называется “Причастие”, но чтобы войти в него, вам нужно будет ответить на несколько вопросов.
1. Актуализация знаний учащихся по теме “Причастие”.
Прием “Верите ли вы..?”
№ 1 | №2 | №3 | ... | №10 |
№ вопроса | № вопроса | № вопроса | № вопроса | |
Ученик | Да | нет | ||
Учитель |
Я читаю утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “+”, если нет – “-”.
Утверждения (читает учитель):
- Причастие – это служебная часть речи.
- Причастие обозначает признак предмета по действию.
- Причастие образуется от глагола.
- Причастие – неизменяемая часть речи.
- Причастие бывает действительное и страдательное.
- Причастие в предложении является обстоятельством.
- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
- Не с причастиями пишется раздельно, если при причастии есть зависимые слова.
- В кратких страдательных причастиях пишутся 2 буквы -н-.
- Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы -им, -ем-.
2. Проверка.
Оценивание работы по критериям:
0 ошибок – “5”;
1-2 ошибки – “4”;
3-4 ошибки – “3”;
Больше 5 ошибок – “2”.
Назовите номера вопросов, где допустили ошибки? О чем это говорит?
Поднимите руки, кто написал на “5”, “4”, “3”..?
Слайд № 3. Пейзаж.
- Итак, отправляемся в путь. Возьмём с собой знания и нашу “Книгу мудрости”. Мы едем в автобусе. И что же видим из окна? Давайте запишем то, что наблюдаем.. Прекрасный осенний пейзаж.
-
Резная листва осенних берёз омытая грозой
засверкала на солнце.
- Позолоченная последними лучами заходящего солнца листва казалась золотом рассыпанным под ногами.
- Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.
- Какая роль причастий в речи? (Причастия украшают нашу речь, делают предложение красочным, эмоциональным, помогают нарисовать картину словами)
Слайд №4
Нам предстоит сделать остановку и собрать букет из осенних листьев. Но представьте себе, что на листьях находятся слова с орфограммой -н- и -нн- в причастиях. Давайте распределим их по разным букетам. Но перед этим давайте напомним друг другу, как пишется эта орфограмма.
Усыпа(н/нн) ая листьями дорожка, некраше(н/нн)ая скамейка, асфальтирова(н/нн)ое шоссе, работа выполне(н/нн)а, суше(н/нн)ые на зиму грибы, собра(н/нн)ый букет, дорожки парка подмете(н/нн)ы, рассказа(нн/н)ая история, плёте(н/нн)ая корзинка.
3. Вывод.
- Друзья! Вам необходимо пройти лабиринт.
Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу.
Индивидуальная работа
Где н? | Где нн? | Не слитно? | Не раздельно? |
1. Собран(нн)ый урожай. 2. Кошен(нн)ый по росе. 3. Мочён(нн)ое яблоко. 4. Поляна освещен(нн)ая. |
1.Ломан(нн)ые прутья. 2. Книга прочитан(нн)а. 3. Просеян(нн)ая мука. 4. Вязан(нн)ая кофта. |
1. (Не)улетающие синицы. 2. (Не)улетающие осенью птицы. 3. Деревья (не)посажены. 4. Никем(не) замеченные следы. |
1. (Не)доумевающий взгляд. 2. (Не)кошеная садовником трава. 3. (не)кипячёная вода. 4. (Не)навидящий ложь. |
Слайд №5, 6
Всегда в путушествии нужны те, кто обладает хорошей зоркостью. И пока несколько человек проходят лабиринт, мы с вами найдём ошибки.
Орфографическая зоркость. “Найди ошибку” (З мин.) (Самопроверка)
Задание не выполненно, желанный гость, освещонное помещение, некрашенный пол, сорванные цветы, строющийся дом, не выполненное учеником задание, решённая задача, плетёная из лозы корзина, тетради не собраны.
Слайд №7
Ребята, смотрите, кто-то оставил записку:
Дорогие друзья! Здравствуйте!
Помогите, я забыл некоторые правила образования причастий.
Искренне благодарю за помощь.
Причастия образуются с помощью суффиксов от глаголов. Замените выделенные слова причастиями.
1. Увидел я кудрявый лес, который дышал осенней прохладой.
2. Ранний солнечный свет, который падал на листву, рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным.
3. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, которые были осыпаны яркой позолотой.
Слайд №8
Вот мы добрались до сказочного места. Здесь можно отдохнуть, а заодно и проверить, кто же из вас самый мудрый. Для вас приготовлены задания на “5”. Это задания ЕГЭ.
Слайд №9
1. В каком примере НЕ пишется слитно?
- (Не) спавший от усталости
- Телеграмма (не) отправлена
- (Не) расчищенные дорожки парка
- Ещё (не) выкрашенные стены
Слайд №10
2. В каком ряду в обоих словах пропущена буква у?
- Шепч...щиеся камыши, они услыш...т шум.
- Тревож...щие новости, родники клокоч...т.
- Щебеч...щих птенцов, ищ...т грибы.
- Скач...щие кони, они удерж...т в руках.
Слайд №11
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За домиком (1) видневшимся (2) сквозь сосновые лапы и кусты ивы, берёзовую и рябиновую листву (3) протекала река (4) окаймлённая густым лесом.
1) 1, 2; 2) 1, 3, 4; 3) 3; 4) 1, 2, 3, 4.
Слайд №12
3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется -нн-.
- Работа выполне...а.
- Песча...ый бархан.
- Дорожная плетё...ая корзина.
- Решё...ая задача.
Слайд №13
4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
- Земля, омытая щедрым дождём, благоухала.
- Перед нами открылось, озарённое солнцем море.
- Лучи ещё не зашедшего солнца скользили по лёгким волнам.
- Трава, скошенная утром, лежала ровными рядами.
4. Дифференцированное задание.
Сильный ученик.
- Используя данный лексический материал, составить текст и озаглавить его. (Молчит уснувший надолго лес. Дремлют покрытые золотом деревья деревья. Прижались к земле кусты, запорошенные инеем. Кругом лежит позолоченная листва).
- Сделать морфологический разбор слов покрытые, позолоченная. (Позолоченная листва, дремлют деревья, уснувший надолго, кругом лежит позолоченная листва, покрытые золотом, прижались к земле кусты, молчит лес, запорошенные инеем).
Средний ученик. Конструирование предложений.
Задание. Образовать причастные обороты, расставить знаки препинания.
А) Мы вошли в лес (осветить) лучами осеннего солнца.
Б) Березы покрыты золотой листвой (сверкать) на солнце.
В) Прекрасны клены (одеть) в багряную листву.
Г) (Шуршать) под ногами листья печально лежат на дорожках.
Слабый ученик. Диктант “Проверь себя”
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Мы вошли в лес освеще(нн/н)ый лучами зимнего со...нца. Ра(з/с)чище(нн/н)ая дорожка вела к морю. Мы часто останавливались пор...жё(нн/н)ые яркой кр..хотой леса.
На землю тихо л...жились падающи... сн...жинки. Деревья покрылись ин...ем сверкающ...м на солнце. Лес наполне(нн/н)ый т...шиной был сказочно красив.
- Подходит к концу наша замечательная прогулка. И закончить её хочется такими словами.
Я благодарен прекрасной русской природе за радость, подаренную мне.
5. Итог урока.
Цели: определить степень участия каждого ученика, дифференцировать домашнее задание. Учить самооценке ученика на уроке.
Оценка знаний, полученных на уроке с помощью рефлексивных карточек.
1. Хорошо знаю тему и могу помочь другим. | Оценка за урок |
2. Нуждаюсь в помощи, так как многого не понимаю. | |
3. Мне нужно самому разобраться в данной теме, я недостаточно работал над ней |
6. Домашнее задание.
1-й уровень. Повторить правила, выполнить упражнение № 151.
2-й уровень. Повторить правила, составить словарный диктант по теме "Правописание причастий".
3-й уровень. Составить вопросы к теоретической игре “Верите ли вы?” и карточку “Знаки препинания при причастном обороте”.