Задачи:
1. Обобщить знания детей о простом и сложном предложениях.
2. Упражнять в распознавании простых и сложных предложений, использовать их в устной и письменной речи.
3. Развивать творческое мышление учащихся.
4. Воспитывать интерес к родному языку через языковые средства.
Оборудование: Презентация, карточки для самостоятельной работы/
Детям: Словари, сигнальные карточки, набор цифр 1, 2, 3, 4.
Ход урока
I. Организационный момент. 3 мин.
Долгожданный дан звонок, начинается урок. Друг на друга посмотрите, на места свои садитесь.
II. Подготовка учащихся к сознательному усвоению материала.
1. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с простыми и сложными предложениями. Мы должны повторить всё, что знаем уже об этих предложениях, уметь составлять схемы, расставлять знаки препинания, конструировать простые и сложные предложения. 2 мин.
- Начнём мы нашу работу со знакомства с новым словарным словом. 5 мин.
- Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, и вы узнаете это слово.
- Это слово? (Серебро)
- Запишите его. Прокомментируйте. Образуйте от этого слова прилагательное. (Серебряный) Правописание этого слова мы будем изучать в 6 классе, но вы должны запомнить, что в этом слове пишется одна -н-. - Кто знает, что означает слово? (Металл). А серебряный, предмет, сделанный из серебра. - Теперь давайте посмотрим значение этого слова в словаре. Как вы думаете, какой словарь нам поможет определить значение слова? (Работа с толковым словарем). Стр. 307.
Давайте прочтём словарную статью.
Серебряный, сделанный из серебра. Серебряная ложка.
В каком значении употребляется это слово. (В прямом)
- Но есть у этого слова и другое значение. Какое? (Переносное). Но об этом мы поговорим попозже.
- А сейчас мы проведём теоретическую разминку.
Но я буду говорить только часть правила, а вторую часть доскажете вы. 5 мин.
А в это время несколько человек поработают самостоятельно. Для них приготовлены индивидуальные карточки.
- Простыми называются предложения, которые ...
- Предложение, в котором две или более основ, называются ...
- Простые предложения в составе сложного связаны между собой ...
- Бессоюзными называются ...
- Предложения, связанные союзами, называются …
- Сложносочинёнными называются предложения …
- Сложноподчинёнными называются предложения …
В этой схеме (Приложение 1) обобщён весь материал, который мы сейчас повторили.
Чего на этой схеме не хватает. Чтобы вы сюда добавили. (Средства связи)
Материал для наблюдения. 8 мин.
Ребята, посмотрите, чем отличаются эти предложения, а что у них общего.
Зимним утром лесная поляна покрылась серебром.
Зимним утром лесная поляна покрылась серебром и от серебристого цвета засверкали ёлочки. Сделать синтаксический разбор сложного предложения. (Характеристика и схема, подчеркнуть грамматическую основу)
1 предложение простое, 2 сложное, союзное, сложносочинённое. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
Посмотрите, есть ли в этих предложениях наше новое слово. В каком значении оно употребляется? Каким словом его можно заменить? (Снегом). Найдите однокоренное слово к слову серебро. Сделайте его морфемный разбор (серебристого), дополните ряд однокоренных слов другими словами. (Серебряный, серебрится, посеребрил, высеребрить, серебристый )
А теперь составьте своё предложение с любым из этих слов.
Дети записывают свои предложения на доске 1 ученик (На траве сверкала и серебрилась роса)
Задание. Докажите, почему в этом предложении запятая перед союзом -и- не ставится. 2 ученик. (По синему небу плыли серебристые облака)
Задание. Добавьте к простому предложению вторую часть таким образом, чтобы запятая перед союзом И стояла. Что это за предложение? (ССП). И в лучах солнца снег блестел и искрился.
Усложняем нашу работу! 5 мин.
Перед вами предложения, вы рисуете только схемы.
Четыре человека составляют схемы.
- Луна посеребрила верхушки елей и осветила всё вокруг.
- Покрыла землю белым ковром снежная зима
- Вот солнце в облаках мигает, и иней в серебре сверкает.
- Над полем плыл серебряный звон колоколов.
- Давайте сделаем вывод: какие предложения простые, какие сложные. (Правило)
А теперь немножко отдохнем.
Физминутка - 3 мин.
Игра “Определи предложение по структуре” (показывают руками стоя, если предложение простое, вы поднимаете красную карточку, сложное - зеленую. А в это время три ученика будут наблюдать и посмотрят, кто не справился с заданием, кому нужна помощь.
Учитель читает.
- Наступили осенние дни, и по небу поплыли серебристые облака.
- Около дома утопали в серебре тополя.
- На серебряном блюде лежали яблоки и издавали прекрасный аромат.
- Месяц посеребрит, а красно солнышко позолотит.
- Серебряный голос соловья звучал в ночи.
8 мин. Теперь когда вы отдохнули, я предлагаю вам поработать самостоятельно.
Самостоятельная работа
(На отдельных листах)
Учитель. Выберите 2-3 схемы и составьте связный текст на тему “Зимний лес”.
Не забывайте про наши новые слова серебро, серебряный. И, конечно же, без чего не бывает зима. Без снега.
- Чтобы вам было легче, вспомните, что может делать снег? (Кружиться, серебриться, падать, искриться и т.д.)
- Красивой нашу речь делают имена прилагательные. Давайте вспомним, какой может быть снег? (Пушистый, колючий, белый, мокрый и т.д.). Итак, приступайте к работе. На “5” вы составляете 5 предложений. На “4” четыре, на “3” три. Но если ваши предложения будут разными по структуре, то оценка может быть выше.
Представьте, что и на уроке русского языка можно работать с числами.
Расшифруй запись. Под цифрами спрятаны буквы. Запишите их. Кто угадал, какое это слово.
14 16 13 16 5 6 24
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
|
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
|
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
|
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
|
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
- Вы, действительно, молодцы!
- Перед тем, как подвести итог, запишем домашнее задание.
Объяснить!
- Давайте подведем итог.
- Каким же был для вас урок?
- Урок полезен, все понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Ещё придется потрудиться.
- Да, трудно всё-таки учиться.
У нас ещё осталось время, предлагаю поиграть.
Игра “Корректор”. Посмотрите, в синтаксической характеристике предложений и в расстановке знаков препинания допущены ошибки, Кто их исправит?
Аргументируйте свой ответ.
1. Замерзли реки, воздух застыл. (Сложное, сложносочиненное, распространённое)
2. Выпал снег и покрыл землю пушистым ковром. (Побудит... простое с однородными сказуемыми, распростран.)
3. Белки готовят на зиму разнообразный корм, орехи, шишки, грибы.
4. Зима поскорей приходи к нам в гости со своими подарками. (Повеств, простое, распростр, неосложнённое).
Домашнее задание. Дифференцированное задание.
Перед вами задания разные по сложности, вы выбираете себе задание сами.
Зелёная карточка – 3,
синяя – 4,
красная – 5.
Каждое задание разного уровня сложности.
Задание на 3:
Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы:
1. Волны звуч...ли со...нце с...яло море смеял...сь. 2. Снова ударил гром и с шумом и ветром нач...лся ливень. 3. Солнце еще не вст...вал... а жаворонки уже зв...нели высоко-высоко. 4. С...ды почти осыпались но на ябл...нях еще в...сели розовые листья.
Задание на 4:
Конструирование предложений:
Найти для каждой части предложения в первой колонке самую близкую к ней по смыслу другую часть из второй колонки; соединить их союзом:
- Сверкнула молния,
- Снова ударил гром,
- Улыбнулось из-за тучи солнышко,
- Взлетел навстречу солнышку жаворонок,
II... загорелась на небе над рекой семицветная радуга
... вслед за тем послышался резкий удар грома ... полилась на землю его песня.
... начался теплый ливень.
Задание на 5:
Составить небольшой текст на тему “Зимний лес”, используя слова: лес заснул, сверкают на солнце, деревья в серебре, сказочная картина. (Простые и сложные предложения)
Литература
- Ладыженская Т.А. и др. Учебник. Русский язык. 5 класс. М. “Просвещение”, 2011.
- Карасёва И.В. Методическое пособие для преподавателей. Русский язык. М.: “Просвещение”, 2010.
- Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку. Издательство “ЭКЗАМЕН”, Москва, 2010.
- Маршевская Л.В. и др. Творческие задачи по русскому языку. Изд. “КАРО”, Санкт-Петербург, 2006.
- Е.М.Мордес. Искать, пробовать, обучать… (Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-11 классы) “Учитель-АСТ”, Волгоград, 2007.
- Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ “Найди ошибку”. Издание 4-е. Изд. “ Грамотей”, 2008.