Цель:
- Дать представление об уравнении. Познакомить с новыми математическими понятиями: “уравнение”, “корень уравнения”.
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, культуры математической речи.
- Воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение, взаимопомощь
Методы обучения:
частично-поисковый, проблемного изложения материала.Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
I. Психологический настрой.
– Дұрыс тұрындар. Сәлематсізбе,балалар. Отырыныз.
– Қазір қандай сабақ?
Математику, друзья,
Не любить ни как нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука, интересная наука –
Это математика!
– И так, у нас урок математики. Но сначала я хочу узнать, какой праздник мы
отмечали12 апреля? (День космонавтики.)
– Почему мы отмечаем этот праздник? (Ответы учащихся.)
– Сегодня я предлагаю вам отправится в космическое путешествие. Ребята, какие
созвездия вы знаете? (Большая медведица, малая медведица, знаки зодиака.)
Слайд 1 – созвездия существующие.
– А мы с вами отправимся в созвездие “Математики”. Во время нашего полета вы за правильные ответы будете получать звезды. В конце урока по количеству звезд подведем итог.
Слайд 2 – ракета в космосе.
– Сели правильно, пристегнули ремни, завели моторы, поехали.
Слайд 3 – созвездие.
II. Актуализация знаний.
– Чтобы время тянулась для нас не очень долго, мы с вами немного посчитаем устно.
1. Ондықпен санап береніз. Посчитайте десятками.
10, 20, 30, 40, 50,60,70,80,90, 100
– қазақша (он, жиырма, отыз,қырық, елу, алпыс,жетпіс, сексен, тоқсан, жұз)
– кері санап береніз (обратный счет)
2. Заполните таблицу. Слайд 4 – таблицы с закрытыми числами.
Слагаемое | 5 | 100 | |
Слагаемое | 20 | ||
Значение суммы | 8 | 40 | 100 |
Уменьшаемое | 80 | 70 | |
Вычитаемое | 50 | 30 | |
Значение разности | 20 | 40 |
3. Задача.
У меня друзей не мало,
Но я всех нарисовала.
Поля полет,
Паша пашет,
Варя варит,
Валя валит,
Света светит,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню –
Нарисую что-нибудь!
Сколько друзей нарисовала девочка? (8)
Физкультминутка.
Біз аяқпен топылдаймыз,
Біз қолмен шапалақтаймыз.
Баспен біз шақаймыз
Одан кейін түсереміз,
Одан кейін ақырын
Орнамызда жүгіреміз
III. Слайд 5 примеры, пустая таблица для вставки чисел.
– Мы подлетаем к неизвестной планете. Название этой планеты мы узнаем,
выполнив задание.
– Вычислит. Расставьте результаты в порядке возрастания. Работу
выполняем в парах.
Правильный ответ.
1 | 8 | 10 | 30 | 50 | 60 | 70 | 80 | 100 |
у | р | а | в | н | е | н | и | е |
Слайд 6 планеты Уравнение.
IV. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют уравнением.
– Қазір дәптерлерінде ашындар, жазамын.
– Посмотрите внимательно на доску? Что можете сказать о записанных выражениях.
(На доске записаны буквенные выражения и равенства.)
d +7
7 – y = 4
x – 2 = 3
8 + x = 10
c – 8
9 – b
Запишите в тетрадь только выражения. Выполняем самостоятельно, с последующей проверкой.
Слайд 7 записаны равенства и выражения в два столбика.
– Обратим внимание на выражение, можем ли мы узнать какое число скрывается за
буквой? (Нет.)
– Посмотрим теперь на буквенные равенства, можем ли мы здесь узнать какие числа
скрываются за буквами. Как? (Найти такое число, чтобы равенство было верным.)
V. Работа по учебнику и в тетрадях на печатной основе.
Откройте учебник на с 183 , прочитайте правило что называется уравнением. Читает сильный ученик.
ПРАВИЛО. Верное равенство с неизвестным числом называется уравнением.
8 + x = 10
7 – y = 4
x – 2 = 3
– Подберите значение х, так чтобы равенство было верным
Запись в тетрадях.
8 + x = 10 Х = 2 |
7 – y = 4 х = 3 |
x – 2 = 3 х =5 |
Это значение неизвестного числа мы будем называть корнем уравнения.
Назовите корни 2 и 3 уравнения.
с. 184 № 3, тапсырманы оқындар прочитайте задание.
1-й пример у доски, 2-й пример с комментированием, 3–4-й пример самостоятельно.
–Что мы называем уравнением? Что мы будем называть корнем уравнения?
Молодцы. Справились с заданием.
Физкультминутка.
Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолет
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше,
Плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
VI. Полетели дальше. к следующей планете, которая носит название “Задача”.
Слайд 8 изображение планеты.
Решение задачи в учебнике с.184.
– О чем говорится в задаче?
– Сколько было школьников?
– Сколько человек копали лунки?
– Что нужно узнать в задаче?
– Какие слова возьмем для краткой записи?
– Прочитайте главный вопрос в задаче?
– Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
– Что нам не известно, часть или целое?
– Как найти часть?
Записывает решение ученик у доски.
– Полный ответ запишите самостоятельно, что нужно для этого сделать?
Проверка написания ответа.
– Время нашего урока подходит к концу, а значит и нам пора возвращаться домой на нашу планету.
VIII. Итог урока.
– Пока мы летим домой, давайте вспомним, что нового мы узнали за время нашего путешествия? Что называется корнем уравнения?
Как его найти?
Вот мы и на нашей планете. Как хорошо дома! Давайте сосчитаем ваши звезды. Выставление оценок.