Решение квадратных уравнений. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели:

  • Образовательные – закрепление и углубление знаний и умений по данной теме путём решения различных упражнений с учётом индивидуальных способностей учащихся.
  • Развивающие – развитие логического мышления, познавательной активности, творческих способностей, внимания, речи и памяти.
  • Воспитательные – воспитание интереса к предмету, умение общаться, умение слушать, побуждение учащихся к само и взаимоконтролю, видеть связь между математикой и окружающим нас миром.

Оборудование к уроку:

  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук;
  • оценочные листы учащихся для самоконтроля знаний;
  • тест.

План урока

  1. Организационный момент. Сообщить тему урока (2 мин).
  2. Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда (7 мин).
  3. Математический диктант (5 мин).
  4. Знакомство с одним из способов решения квадратного уравнения (через свойства коэффициентов) (5 мин).
  5. Выступление учащегося. Применение квадратных уравнений. (3 мин)
  6. Работа в группах (10 мин).
  7. Тест (9 мин).
  8. Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин).
  9. Домашнее задание (2 мин).

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Квадратные уравнения – это фундамент, на котором возвышается величественное здание алгебры. Они находят широкое применение при решении других типов уравнений и являются ступенькой в изучении более сложного материала средней школы, включая 11-й класс. Поэтому каждый из вас должен уметь верно и рационально решать эти уравнения.

II. Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда

На доске спроецирован (Приложение 1, слайд 1). Ребята разгадывают кроссворд, в это время ученик выполняет на доске домашнее задание. После завершения работы учитель зачитывает правильные ответы и показывает таблицу с критериями оценок (слайд 2). Учащиеся сами выставляют себе оценку в контрольный лист. Затем они проверяют домашнее задание, сверяя с доской, задают вопросы, исправляют ошибки (если имеются).

III. Математический диктант

I вариант

  1. Запишите пример квадратного уравнения.
  2. Запишите, чему равен второй коэффициент в уравнении: 2x2+x-3=0.
  3. Сколько корней может иметь неполное квадратное уравнение вида ax2+c=0?
  4. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант положительный?
  5. В каком случае квадратное уравнение имеет два равных корня?
  6. Напишите формулу дискриминанта квадратного уравнения.
  7. Напишите формулу корней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.
  8. Сформулируйте теорему Виета.
  9. Чему равна сумма корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0?
  10. Приведите примеры целого рационального уравнения.

II вариант

  1. Запишите пример неполного квадратного уравнения.
  2. Запишите, чему равен первый коэффициент в уравнении: -x2+4x-7=0.
  3. Сколько корней может иметь неполное квадратное уравнение вида аx2+bx=0?
  4. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант отрицательный.
  5. Напишите формулу корней квадратного уравнения.
  6. В каком случае квадратное уравнение не имеет корней?
  7. Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
  8. Напишите формулу дискриминанта квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.
  9. Чему равно произведение корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0?
  10. Приведите пример дробного рационального уравнения.

После выполнения математического диктанта учитель показывает таблицу правильных ответов и критерии оценок (слайд 3). Работа выполняется в парах. Оценки после взаимопроверки выставляются в контрольный лист.

IV. Знакомство с одним из способов решения квадратного уравнения (через свойства коэффициентов)

Повторяем способы решения квадратных уравнений. Решение квадратных уравнений по формуле корней – это общий способ решения любого квадратного уравнения.

Одному из учащихся класса было дано задание доказать, что если в квадратном уравнении ax?+bx+c=0, a≠0, то при условии:

1) a+b+c=0, x1=1, x2=c/a;
2) a-b+c=0, x1=-1, x2=-c/a;

Учащийся справился с заданием, доказал эти утверждения в классе и показал применение на практике:

Примеры:

а) 345x2-137x-208=0,
    a+b+c=345+(-137)+(-208)=0,
    x1=1, x2=-208/345

Ответ: 1; -208/345.

b) 100x2-83x-183=0,
    a-b-c=100+83-183=0,
    x1=-1, x2=-c/a, x2=1, 83

Ответ: -1; 1,83.

V. Выступление учащегося. Применение квадратных уравнений

Знания, полученные на уроках, мы применяем в жизни. Ребята с удовольствием послушали сообщение своего одноклассника о применении квадратных уравнений в технике, физике, в строительстве.

VI. Работа в группах

Класс делится на группы по усмотрению учителя.

Задание по группам (слайд 4). Свои выступления группа делает на отдельных листах и защищает их у доски. Оценку за выступление даёт класс, а учащиеся записывают ее в контрольный лист.

VII. Тест

I вариант

1. Какое из чисел -2, -1, 3, 5 является корнем уравнения 4x2-11x-3=0?

А) -1.
Б) -2.
В) 3.
Г) 5.

2. Чему равна сумма квадратов корней уравнения x2(x-4)-(x-4)=0?

А) 4.
Б) 18.
В) 16.
Г) 6.

3. При каких значениях параметра р квадратное уравнение 2x2-7x+3p=0 имеет только один корень?

А) Нет таких значений.
Б) 49/12.
В) 49/24.
Г) -49/24.

II вариант

1. Какое из чисел -2, -1, 3, 5, является корнем уравнения 2x2-11x+5=0?

А) -2.
Б) -1.
В) 3.
Г) 5.

2. Чему равна сумма квадратов корней уравнения x2(x+1)-4(x+1)=0?

А) 4.
Б) -1.
В) 5.
Г) 9.

3. При каких значениях параметра р квадратное уравнение 2x2+7x+2p=0 имеет только один корень?

А) Нет таких значений.
Б) 49/32.
В) -49/16.
Г) 49/16.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия (Слайд 5)

IX. Домашнее задание

Домашнее задание – дифференцированное.
Дополнительно. Решите уравнение: x3-x2-4(x-1)?=0.

Контрольный лист учащегося.

  • Домашнее задание_____
  • Самооценка за кроссворд_____
  • Взаимооценка за математический диктант_____
  • Оценка за работу в группе_____
  • Оценка за тест_____
  • Работа по теме – в ходе решения учащиеся за более интересные предложения и дополнения получают оценки.
  • Итоговая оценка _____.