Цели:
- Образовательные
Оборудование к уроку:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- оценочные листы учащихся для самоконтроля знаний;
- тест.
План урока
- Организационный момент. Сообщить тему урока (2 мин).
- Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда (7 мин).
- Математический диктант (5 мин).
- Знакомство с одним из способов решения квадратного уравнения (через свойства коэффициентов) (5 мин).
- Выступление учащегося. Применение квадратных уравнений. (3 мин)
- Работа в группах (10 мин).
- Тест (9 мин).
- Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин).
- Домашнее задание (2 мин).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Квадратные уравнения – это фундамент, на котором возвышается величественное здание алгебры. Они находят широкое применение при решении других типов уравнений и являются ступенькой в изучении более сложного материала средней школы, включая 11-й класс. Поэтому каждый из вас должен уметь верно и рационально решать эти уравнения.
II. Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда
На доске спроецирован (Приложение 1, слайд 1). Ребята разгадывают кроссворд, в это время ученик выполняет на доске домашнее задание. После завершения работы учитель зачитывает правильные ответы и показывает таблицу с критериями оценок (слайд 2). Учащиеся сами выставляют себе оценку в контрольный лист. Затем они проверяют домашнее задание, сверяя с доской, задают вопросы, исправляют ошибки (если имеются).
III. Математический диктант
I вариант
- Запишите пример квадратного уравнения.
- Запишите, чему равен второй коэффициент в уравнении: 2x2+x-3=0.
- Сколько корней может иметь неполное квадратное уравнение вида ax2+c=0?
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант положительный?
- В каком случае квадратное уравнение имеет два равных корня?
- Напишите формулу дискриминанта квадратного уравнения.
- Напишите формулу корней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.
- Сформулируйте теорему Виета.
- Чему равна сумма корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0?
- Приведите примеры целого рационального уравнения.
II вариант
- Запишите пример неполного квадратного уравнения.
- Запишите, чему равен первый коэффициент в уравнении: -x2+4x-7=0.
- Сколько корней может иметь неполное квадратное уравнение вида аx2+bx=0?
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант отрицательный.
- Напишите формулу корней квадратного уравнения.
- В каком случае квадратное уравнение не имеет корней?
- Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
- Напишите формулу дискриминанта квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.
- Чему равно произведение корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0?
- Приведите пример дробного рационального уравнения.
После выполнения математического диктанта учитель показывает таблицу правильных ответов и критерии оценок (слайд 3). Работа выполняется в парах. Оценки после взаимопроверки выставляются в контрольный лист.
IV. Знакомство с одним из способов решения квадратного уравнения (через свойства коэффициентов)
Повторяем способы решения квадратных уравнений. Решение квадратных уравнений по формуле корней – это общий способ решения любого квадратного уравнения.
Одному из учащихся класса было дано задание доказать, что если в квадратном уравнении ax?+bx+c=0, a≠0, то при условии:
1) a+b+c=0, x1=1, x2=c/a;
2) a-b+c=0, x1=-1, x2=-c/a;
Учащийся справился с заданием, доказал эти утверждения в классе и показал применение на практике:
Примеры:
а) 345x2-137x-208=0,
a+b+c=345+(-137)+(-208)=0,
x1=1, x2=-208/345
Ответ: 1; -208/345.
b) 100x2-83x-183=0,
a-b-c=100+83-183=0,
x1=-1, x2=-c/a, x2=1, 83
Ответ: -1; 1,83.
V. Выступление учащегося. Применение квадратных уравнений
Знания, полученные на уроках, мы применяем в жизни. Ребята с удовольствием послушали сообщение своего одноклассника о применении квадратных уравнений в технике, физике, в строительстве.
VI. Работа в группах
Класс делится на группы по усмотрению учителя.
Задание по группам (слайд 4). Свои выступления группа делает на отдельных листах и защищает их у доски. Оценку за выступление даёт класс, а учащиеся записывают ее в контрольный лист.
VII. Тест
I вариант
1. Какое из чисел -2, -1, 3, 5 является корнем уравнения 4x2-11x-3=0?
А) -1.
Б) -2.
В) 3.
Г) 5.
2. Чему равна сумма квадратов корней уравнения x2(x-4)-(x-4)=0?
А) 4.
Б) 18.
В) 16.
Г) 6.
3. При каких значениях параметра р квадратное уравнение 2x2-7x+3p=0 имеет только один корень?
А) Нет таких значений.
Б) 49/12.
В) 49/24.
Г) -49/24.
II вариант
1. Какое из чисел -2, -1, 3, 5, является корнем уравнения 2x2-11x+5=0?
А) -2.
Б) -1.
В) 3.
Г) 5.
2. Чему равна сумма квадратов корней уравнения x2(x+1)-4(x+1)=0?
А) 4.
Б) -1.
В) 5.
Г) 9.
3. При каких значениях параметра р квадратное уравнение 2x2+7x+2p=0 имеет только один корень?
А) Нет таких значений.
Б) 49/32.
В) -49/16.
Г) 49/16.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия (Слайд 5)
IX. Домашнее задание
Домашнее задание – дифференцированное.
Дополнительно. Решите уравнение: x3-x2-4(x-1)?=0.
Контрольный лист учащегося.
- Домашнее задание_____
- Самооценка за кроссворд_____
- Взаимооценка за математический диктант_____
- Оценка за работу в группе_____
- Оценка за тест_____
- Работа по теме – в ходе решения учащиеся за более интересные предложения и дополнения получают оценки.
- Итоговая оценка _____.