"Ребенок растет не от хлеба,
а от радости".
(русская народная пословица)
Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники. Организация семейных праздников – одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач:
- преодоление препятствий в общении взрослых и детей;
- развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей;
- приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов.
Для взрослых и детей праздник – это всегда яркое, незабываемое событие.
Досуговое направление в работе с родителями одно из самых привлекательных, востребованных, полезных, но и самых трудных в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:
- увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы;
- посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
В процессе сотрудничества у родителей наших дошколят проявлялись такие качества как творчество, музыкальность, ответственность, солидарность, активность, а дети становились более раскрепощенными, артистичными и коммуникабельными, т.к. чувствовали поддержку не только воспитателя и музыкальных руководителей, но и родителей. Родители и дети стали ближе друг другу. За время сотрудничества родители стали более дружными в своем групповом коллективе, что позволило им с детьми активно отдыхать на природе, ходить в походы и проводить общие чаепития. Мы считаем эту форму взаимодействия с родителями очень своевременной, актуальной и необходимой для всех участников образовательного пространства детского сад: детей, родителей и педагогов. Работая в данном направлении, мы руководствовались рекомендациями по организации семейных праздников к.п.н. Евдокимовой Е.С.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Наш опыт работы по проведению семейных праздников составляет цикл из сценариев по временам года: “Осенняя ярмарка” (Приложение 1), “Колобок в осеннем лесу” (Приложение 1а), “Новогоднее путешествие” (Приложение 2), “8 Марта” (Приложение 3), “ День Нептуна” (Приложение 4), “Путешествие к школьным островам” (Приложение 5).
Будем рады, если наш опыт организации семейных праздников будет вам полезен.