Деятельность любой организации не обходится без документации. Составление, использование и хранение документов в соответствии с действующим законодательством обеспечит защиту интересов учреждения, увеличит эффективность управленческого труда.
Грамотно организованное делопроизводство начинается с классификации
документов по назначению и принципам их подготовки и оформления, где нормативную
базу делопроизводства во всех видах учреждений обязательным образом составляют:
– законодательные акты Российской Федерации в сфере документации и информации;
– указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления
Правительства Российской Федерации в сфере делопроизводства;
– нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
(министерств, комитетов, служб, агентств и др.), регламентирующие вопросы
документационного обеспечения;
– технические регламенты и национальные стандарты в области документационного
обеспечения управления;
– общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
– унифицированные системы документации;
– нормативные правовые акты, издаваемые руководством учреждения.
Если организационно-правовая, распорядительная и информационно-справочная документация фиксирует в основном внутреннюю деятельность организации, то ее внешние контакты отражаются в деловой переписке.
Документооборот представляет собой упорядоченное перемещение документов в процессе работы с ними.
Документ, по определению ГОСТ – это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве, а с юридической точки зрения, представляет собой одну из форм права. (Приложение 4)
Важно не только знать, как правильно составить и оформить документ, но и уметь организовать работу с ним.
Во многих случаях документирование является обязательным, предписывается законом и является средством укрепления контроля и законности деятельности учреждения, его подразделений и всех должностных лиц.
Таким образом, в работу с документами в любом учреждении в той или иной степени вовлечены все работники, независимо от того, к какой категории они относятся. Различие заключается только в характере работы с документами.
От технологии организации работы с документами и от качества создаваемых документов зависит не только оперативность и эффективность работы, но и общие показатели результатов деятельности учреждения.
Данные методические рекомендации по делопроизводству предназначены для заведующих структурными подразделениями, методистов учреждений дополнительного образования детей и отделений дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений.
Цель данных методических рекомендаций: информационная помощь по документообороту в деятельности структурного подразделения учреждения дополнительного образования детей.
Задачи:
- Ознакомить с принципами систематизации документооборота в структурных подразделениях УДОД.
- Ознакомить с классификацией упорядочивания дел (папок) по документообороту в структурных подразделениях УДОД.
- Ознакомить с некоторыми методами и приемами документооборота из опыта работы заведующей структурного подразделения УДОД.
При составлении рекомендаций использовались материалы из специализированной литературы, адаптированные и интегрированные по делопроизводству для данных учреждений, исходя из опыта работы заведующей структурного подразделения.
Систематизация документов.
Для четкой организации документационного обеспечения управления в структурном подразделении документы в период их подготовки и в процессе исполнения должны быть систематизированы.
Графический процесс документационного управления можно изобразить следующим образом:
Подавляющее большинство документов, как приходящих в структурное подразделение извне, так и создаваемых в процессе работы, выполняются на бумажных носителях.
Работа по формированию дел (папок) документации состоит из следующих
операций:
– распределение исполненных документов по делам (папкам);
– расположение документов внутри дела (папки);
– оформление обложки дела (папки). (Приложение 1)
Группировка документов в дела (папки).
- В дела (папки) группируются в большинстве случаев документы одного учебного года.
- Целесообразно собрать документы при их незначительном количестве за несколько лет в одно дело (папку), оформляя его как переходящее с соответствующими отметками за все годы накопления документов в деле (папке).
- Документы длительного и краткосрочного хранения целесообразно формировать раздельно.
- В дело (папку) включается только один экземпляр документа.
Последовательность расположения документов в деле (папке).
– От выбранной последовательности расположения документов в деле зависит
оперативность поиска необходимых документов.
– Каждая группа документов отличается составом и ценностью информации, что
обуславливает и специфику формирования их в дела.
– Обычно документы внутри папки располагаются в хронологической
последовательности, начиная от более ранних по датам документов и кончая более
поздними датами.
– В основном целесообразно приказы, распоряжения протоколы и другие документы
располагать по порядковым номерам, но и в этом случае сохраняется
хронологическая последовательность.
– В алфавитной последовательности могут быть сгруппированы различные опросные
листы, анкеты, диагностические материалы (по фамилиям педагогов, учащихся,
названию месяца, названию мероприятия и пр.).
Оформление обложки дела (папки).
На обложку каждого дела (папки) структурного подразделения, следует вынести следующие сведения (Приложение 1):
– полное наименование организации;
– наименование структурного подразделения;
– индекс или “№” дела (папки) по номенклатуре дел (папок);
– заголовок дела;
– дата или крайняя дата первого и последнего по датам документов дела (папки)
(обычно прописывается карандашом);
– количество листов в деле;
– срок хранения дела;
– учебный год.
Часть элементов описания дела (папки) обозначается на обложке при заведении дела, количество листов, крайние даты выносятся на обложку после завершения учебного года.
Индекс дела (папки) проставляется в соответствии с номенклатурой дел. Индекс является адресом хранения дела и его поисковым признаком.
Оформление заголовков папок облегчается при наличии правильно составленных номенклатур дел (папок) структурного подразделения. (Приложение 2)
Примерный перечень наименований дел (папок), создаваемых в структурном подразделении учреждения дополнительного образования детей.
Систематизация дел (папок) документов в структурном подразделении можно классифицировать по следующим разделам:
I. Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию дополнительного образования детей, как правило, в них входят:
– Межведомственные программы развития системы дополнительного образования
детей.
– Конституция Российской
Федерации. Основной закон Российского государства.
– Закон Российской
Федерации “Об образовании”.
– Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
регулирующие образовательную и воспитательную деятельность в системе
образования: доктрины, стратегии развития, концепции и пр.
– Устав
Санкт-Петербурга.
–
Законы Санкт-Петербурга о социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга.
– Законы
Санкт-Петербурга по профилактике правонарушений несовершеннолетних и молодежи,
а также
об основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга.
– Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1990 г.)
– Концепции:
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
- Концепция “Воспитание петербуржца XXI века” в системе образования Санкт-Петербурга.
- Концепция развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга.
– Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования
детей.
– Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях.
– Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей.
– Вопросы реализации дополнительных образовательных программ в УДОД
(законодательная база).
– Распорядительные документы Комитета по образованию об упорядочении
деятельности образовательных учреждений по развитию дополнительного образования
детей на базе учреждений общего начального профессионального образования в
Санкт-Петербурге.
Таким образом, “Папка № 1”, может быть большая папка, разделенная рубрикатором или несколько папок, которые могут нумероваться 01.01, 01.02, 01.03 и т.д. по количеству документов. Из-за временных сроков в указанной выше документации, папка постоянно пополняется новыми необходимыми нормативно-правовыми документами.
II. Организационно-правовые документы, составляют правовую основу деятельности учреждения дополнительного образования детей, в них входят:
– Устав ДДТ.
– Положения о структурном подразделении.
– Должностные инструкции.
– Правила внутреннего трудового распорядка.
– Программа структурного подразделения на 5 лет.
– Дополнительные образовательные программы структурного подразделения.
– Охрана труда. Инструкции по соблюдению техники безопасности, правил пожарной
безопасности, санитарно-гигиенических требований.
Таким образом:
- Папка № 02.01. Устав ДДТ.
- Папка № 02.02. Положения о структурном подразделении.
- Папка № 02.03. Должностные инструкции.
- Папка № 02.04. Правила внутреннего трудового распорядка.
- Папка № 02.05. Программа структурного подразделения на 5 лет.
- Папка № 02.06. Дополнительные образовательные программы структурного подразделения.
- Папка № 02.07. Охрана труда.
III. Организационно-распорядительные документы.
Документы, которые регулируют и координируют деятельность и содержат управленческие решения, обязательные для выполнения внутри учреждения, в них входят:
– Приказы директора ДДТ.
– Выписки из приказов.
– Распоряжения директора ДДТ.
– Приказы, письма, указания отдела образования района.
– Положения о соревнованиях, выставках конкурсах, фестивалях, смотрах и др.
Таким образом:
- Папка № 03.01. Приказы.
- Папка № 03.02. Распоряжения.
- Папка № 03.03. Положения о соревнованиях, выставках конкурсах, фестивалях, смотрах и др.
IV. Справочно-аналитические или оперативные документы.
Документы, на основе которых составляется анализ деятельности, в них входят:
– Перспективный план работы на год
– Календарный план работы на год.
– Планы работы на каникулярное время в течение года.
– Учебно-производственный план.
– Педагогическая нагрузка.
– Расписание занятий.
– Сведения об учащихся (заявления).
– Анализ учебных групп.
– Анализ посещения занятий.
– Работа с родителями. Протоколы родительских собраний.
– Сведения об итогах участия в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, выставках.
– Портфолио мероприятий (внешние, внутренние).
– Отчеты.
Следовательно:
- Папка № 04.01. Планирование (перспективный план, план работы на каникулы, календарные планы).
- Папка № 04.02. Учебно-производственный план.
- Папка № 04.03. Расписание занятий.
- Папка № 04.04. Сведения об обучающихся (заявления от родителей).
- Папка № 04.05. Анализ и оценка (анализ занятий, анализ учебных групп).
- Папка № 04.06. Учет и контроль (копии табеля учета рабочего времени, учет дополнительной работы, индивидуальные листы педагога, повышение квалификации, аттестация сотрудников “экран аттестации”).
- Папка № 04.07. Результативность (копии дипломов, грамот, отчеты об участии в соревнованиях, фестивалях, выставках).
- Папка № 04.08. Протоколы родительских собраний.
V. Информационно-справочные документы.
Документы, играющие служебную роль по отношению к организационно-правовым документам учреждения: протоколы, акты, справки, сводки, докладные записки, переписка, предложения и др.:
- Папка № 05.01. Протоколы совещаний структурного подразделения. (Приложение 3)
- Папка № 05.02. Служебная переписка.
- Папка № 05.03. Письма.
- Папка № 05.04. Справки. Справочные материалы о ГОУ, об УДОД и пр.
- Папка № 05.06. Бланки документации, используемые в работе.
VI. Финансово-хозяйственные документы.
– Инвентаризация по структурному подразделению.
– Копии счетов.
– Учет материально-технического оснащения учебного
процесса.
– Справочные материалы.
Как вариант:
- Папка № 06.01. Финансово-хозяйственная деятельность.
VI. Информационно-методическая и творческая документация.
– Годовой и календарные планы методической деятельности.
– Портфолио педагогов, методиста.
– Тематические и методические каталоги:
- информационное, консультативно-обучающее методическое обеспечение;
- аналитическо-диагностическое, прогностическое, методическое обеспечение;
- программно-проектированное (исследовательское) методическое обеспечение;
- портфолио мероприятий;
- материалы собственной издательской деятельности;
- внедрение педагогического опыта педагогов дополнительного образования;
- видео и фотоматериалы.
VIII. В некоторых структурных подразделениях могут быть документы, регулирующие взаимоотношения организаций. В этом разделе представлены папки, содержащие договора о сотрудничестве с различными образовательными, культурными, муниципальными учреждениями.
Список использованной литературы
- Буйловва Л.Н. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы/ Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с.
- ГОСТ Р51141 – 98 “Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”. – М.: Изд-во стандартов, 2003.
- ГОСТ Р6.30 – 2003. “Унифицированные системы документов. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов”. – М.: Изд-во стандартов, 2003.
- Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
- Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности/Худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: 2004. – 304 с.
- Киселева Т.И., Воробьева Н.И., Павлюк Л.В. Справочник по делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере. – М., СПб.: “Изд. Дом Герда”, 2004 г.
- Кузнецова Н.А., Яковлева Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Под общ. Ред. Н.К. Беспятовой. – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 96 с.
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.07.2004 г. № 291-р “Об упорядочении деятельности образовательных учреждений по развитию дополнительного образования детей на базе учреждений общего начального профессионального образования в Санкт-Петербурге”.
- Сборники нормативно-правовых и методических материалов по вопросам воспитания и дополнительного образования 2006, 2007, 2008 учебный год в журналах “Вестник образования”, “Внешкольник”.