Тип урока: урок закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цели урока:
– закрепление и обобщение знаний об обособленном определении, закрепление
практического навыка постановки знаков препинания при обособленном определении,
повторение орфографического материала;
– воспитание любви к родному краю, бережного отношения к историческому прошлому;
– развитие творческих способностей учащихся, навыков самоконтроля и
самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, карточки самоконтроля, учебник русского языка (8 кл.) авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.
Эпиграф:
И края в мире нет дороже,
Где довелось родиться нам!
В.Михалев
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и целей урока.
Приложение1. Слайды 1, 2.
Тема сегодняшнего урока “Обособленные определения”
Это урок закрепления полученных знаний. Исходя из типа урока, какие цели и задачи мы поставим сегодня?
– Закрепить навыки постановки знаков препинания при обособленном определении;
– Научиться находить предложения с обособлением.
Вы правильно поставили цели, но, кроме того, мы продолжим говорить об историческом прошлом нашего района, нашего края, которым мы вправе гордиться.
Слайд 3.
Эпиграфом к уроку выбраны строки из стихотворения поэта, нашего земляка В. Михалева.
Запишите число, тему, эпиграф в тетрадь.
2. Самопроверка домашнего задания.
Слайд 4, 5.
1) Вейделевцы свято чтят память земляков, отдавших жизнь за Родину.
2) Память о сражениях минувшей войны, страшной, кровавой, священна для жителей нашего района. (Повеств., невосклиц, прост., двусост., распростр., осложнено одиноч. определ.).
3) В нашем районе работают в различных сферах замечательные люди, прославившие наш край добросовестным трудом.
4) Мы свято чтим традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Морфологический разбор причастия передаваемые.
Передаваемые – причастие.
1. Традиции (какие?) передаваемые.
Н.ф – передаваемый.
2. Пост – страдат., наст. вр., несов. вид,
Непост.: в.п., мн.ч
3. Синт. роль. Традиции (какие?) – передаваемые (определение).
Лексическая работа.
Слайд 6.
– Что такое традиция? (Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из
поколения в поколение обычаи, взгляды, нормы поведения.)
– Какие традиции существуют в нашей школе? В селе? (Встречи с интересными
людьми, помощь детсаду, забота о стариках.)
3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос. Слайд 7.
– Какие случаи обособления представлены в домашней работе ?
(Предложения с:
а) обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом,
стоящим после определяемого слова;
б) определением, выраженным одиночными согласованными определениями, стоящими
после определяемого слова.)
– Вспомните другие случаи обособления:
в) если относятся к личному местоимению;
г) если имеют добавочное обстоятельственное значение.
– Приведите примеры (устно).
4. Закрепление новых знаний и способов деятельности.
Слайд 8. Работа по стилистике.
1. Работа с текстом (текст спроецирован на доску).
Учитель читает текст (предложения пронумерованы).
1. В поселке Вейделевке находится родник Крейдянка. 2. В обустройстве родника приняли участие многие жители поселка. 3. Защитили родник и превратили в открытую, предназначенную для отдыха площадку, в оазис, дарящий силу и энергию. 4. Как и вода, бьющая из расселин, это место манит и притягивает к себе. 5. Здесь можно сидеть часами, размышлять, любуясь окружающей тишиной и спокойствием. 6. Сразу после благоустройства родник был освящен.7. Немного поодаль от родника стоит домик, в котором помещается купель. 8. Каждый год на Крещение сюда приезжают люди, желающие окунуться в освященный источник. 9. Находясь у этого источника, чувствуешь себя чище душой, спокойнее. 10. Необходимо возобновить традицию пить чистую, живую, взятую из родника воду.
Слайд 9.
Работа по стилистике.
Слайд 10.
– О чем текст?
– Какова его основная мысль?
– К какому стилю принадлежит ? Почему?
Слайд 11.
Публицистический. Его задача – воздействие и сообщение.
Характерные черты – логичность, образность, эмоциональность.
Особенности стиля – использование общеупотребительных слов, однородных членов, деепричастных и причастных оборотов.
Слайд 12.
Задание.
- Найдите и запишите номера предложений с обособленными определениями.
- Обратите внимание на последнее предложение. Чем оно осложнено? (Однородными членами.)
- Переделайте это предложение с обособленными определениями. (Необходимо возобновить традицию пить воду, чистую, живую, взятую из родника.)
- Прочитайте эти предложения без определений. Что изменилось? (Текст стал “сухим”, лишился выразительности.)
Слайд 13.
Конструирование предложений.
1) Вейделевский край – благословенная земля, которая досталась нам от предков.
2) Пион тонколистый, который занесен в Красную книгу, является символом нашего края.
– Переделайте устно СПП в синонимичные им простые с обособленными
определениями.
– Какие предложения вам понравились больше? А вы часто употребляете предложения
с обособленными определениями?
Слайд 14.
Выводы.
Обособленные конструкции характерны для книжной речи.
Они делают речь богаче, выразительнее, создают образ, точно выражают мысль.
Обратите внимание, что такие задания встречается в материалах ЕГЭ (А 26).
5. Слайд 15. Творческая работа (материалы 1, 2 и 3 уровней распечатаны).
– Докажите, что вы умеете использовать обособленные определения в письменной речи.
1-й уровень – Составьте связный текст на тему: “Мое село” или “Моя школа”, используя обособленные определения.
2-й уровень – Задание. Озаглавьте текст, перепишите, распространяя обособленными определениями, данными в справке. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Сейчас многие просто не узнают райцентр из-за перемен …………. Пр...красная автотрасса ……………… современные заправочные станции, новый мост через реку Ураева ……………. новая больница. И, конечно же, вел…чественный Покровский храм в центре поселка Вейделевка.
Справка: произошедших в результате текущего благоустройства, окаймленная зелеными газонами и клумбами цветов, сданный в эксплуатацию 5 лет назад.
3-й уровень – Задание. Озаглавьте текст, перепишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните обособленные определения. Сейчас многие просто не узнают райцентр из-за перемен, произошедших в результате текущего бл…гоустройства. Пр…красная автотрасса, окаймле…ая зелеными газонами и клумбами цветов, современные заправочные станции, новый мост через реку Ураева, сда…ый в эксплуатацию 5 лет назад, новая больница. И, конечно же, вел…чественный Покровский храм в центре поселка Вейделевка.
Чтение творческих работ учащихся.
Слайд 16.
6. Рефлексия.
– Какие члены предложения называются обособленными?
– В каком случае обособляются определения?
– Для каких стилей речи характерны обособленные определения?
7. Домашнее задание: Слайд 17.
Выпишите из стихотворений М.Ю. Лермонтова, И.А, Бунина, С.А. Есенина несколько предложений с обособленными определениями.
Объясните графически постановку знаков препинания.