Компьютер запретить нельзя разрешить!

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой проводится для соотнесения приоритетов воспитания и поиска совместных решений в полноценном развитии личности современных школьников.

Анализируя трудности, с которыми часто сталкиваются родители и педагоги, а также учитывая их пожелания, психолого-педагогическая служба  лицея каждый год выбирает определенную тему для проведения школьной родительской конференции. Девизом родительских конференций стали строки:

“Не осуждай, а огорчайся!
Не огорчайся, а объясняй!
Не объясняй, а покажи!
Не покажи, а сделай вместе!”

Цели конференций:

  • Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;
  • Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;
  • Укрепление связей “родитель – ребенок – школа”;
  • Профилактика правонарушений среди детей и подростков

Одна из последних родительских конференций была посвящена проблеме сохранения здоровья детей в процессе пользования ПК – «Мой ребенок и компьютер». Она была предназначена для родителей учащихся 5-6-х классов.
Вопрос о компьютере «быть или не быть» в настоящее время у учащихся 4-7-х классов нашего лицея все чаще уже не ставится – он уже есть, как показал проведенный нами мониторинг данного вопроса! Хотелось бы даже отметить, что данная тема становится уже более актуальной для родителей учащихся 1-2-х классов. Затрагивая эту тему, психолого-педагогическая служба лицея ставила перед собой задачи обсуждения с родителями следующих вопросов:

  • как сделать компьютер наиболее полезным и развивающим для ребенка;
  • как уберечь наших детей от компьютерной (в том числе игровой и интернет-зависимостей).

В преддверии этого мероприятия  психолого-педагогической службой лицея были подготовлены:

  • мониторинг значимости компьютера в жизни учащихся нашего лицея

(анкетирование родителей и учащихся 4-7 классов о количестве времени, проводимого школьниками за компьютером, их предпочтениях в компьютерных играх и возможности выхода в интернет, наличии контроля со стороны взрослых – см. Приложение 1); 

  • видеофильм, в котором представлены материалы интервью со школьниками;

В нем мы отразили степень поглощенности ребят в компьютерные игры, неумение контролировать свое физическое состояния в период пользования ПК (усталость глаз, напряжение позвоночника, наличие трудностей в самоконтроле при необходимости завершения работы на компьютере и т.д.), незнание развивающих занятий, игр…

На конференции родителям были представлены следующие сообщения:

Доклад №1. Результаты анкетирования родителей и учащихся 4-7 классов

Прозвучал сравнительный анализ мнений родителей и детей о количестве времени, проводимого школьниками за компьютером, их предпочтениях в компьютерных играх и возможности выхода в интернет, наличии контроля со стороны взрослых. Результаты мониторинга вызвали особый интерес и обсуждение у родителей, так было обнаружено расхождение между теми результатами, которые выдали дети и ответами на эти же вопросы родителей (о количестве времени, проводимом за компьютером, возможностью выхода в Интернет,  контролем со стороны взрослых). Чем старше возраст ребенка – тем выше степень расхождения между ответами.

Доклад №2. Общие правила безопасности при работе ребенка на компьютере

В этом докладе было акцентировано внимание родителей на факторах повышенной нагрузки в здоровье ребенка на: зрение; осанку, психику. Родители были ознакомлены с нормативными требованиями и рекомендациями по организации безопасной работы школьников за компьютером.

Доклад №3. Какие бывают компьютерные игры, и какую опасность они в себе могут хранить

Его содержание мы представим подробнее в связи с тем, что в нем отражены основные идеи и рекомендации, которые хотелось нам донести до родителей на этом мероприятии.

Компьютерные игры можно разделить на 2 вида: «Развлекательные» и «Развивающие».

Выделяют следующие виды игр, где основная цель развлечение:

  • «Аркада». Основное содержание заключается в том, что различные «мультяшные» герои бегают, прыгают, зарабатывают баллы для перехода на следующий уровень. Это первичный уровень сложности, «детские забавы», к ним чаще всего дети в возрасте 10 лет теряют интерес.
  • Симуляторы

(Симс, Барби, Петс и др.) В этих играх часто бывают довольно откровенные картинки и подробности, нужны ли они и не полезнее ли все-таки настоящие дочки-матери с возможностью выразить и получить обратно эмоции, переживания со своими сверстниками. К тому в процессе этих игр не развивается фантазия, вырабатывается стереотипность мышления, шаблонность.
(гонки, полеты, катания) довольно часто в них слишком много наглядного разрушения, крушения, агрессивного звукового сопровождения. Именно в этом подвиде игр складывается виртуальная установка, о возможности в любой момент начать все сначала, не нести ответственность за неудачу. Хотя в малых дозах те же гонки полезны для формирования способности «видеть» дорогу и развития навыков вождения. Вместе с тем не стоит забывать, что вождение это навык, а значит отработка реальных действий, которых компьютер не заменит никогда!
(спортивные игры: футбол, баскетбол, бильярд и другие). относительно безобидные развлечения в малых дозах, поскольку могут использоваться в качестве замены реальных игровых видов спорта теми детьми, которые в силу медицинских противопоказаний не могут заниматься в спортивных секциях. Развивают стремление к победе, умение конструктивно воспринимать проигрыш и действовать тактически.

  •  «Экшн» («ходилки», «стрелялки») – основная опасность – вид крови, отождествление себя с героем, от имени которого ребенок действует. Это не выход пара, это наглядный пример агрессивного поведения, разрушения. Накопившееся раздражение может выйти только в реальном мире, ведь стресс и напряжение – это психофизиологическое состояние, которое может снять только реальное действие: физическая нагрузка, либо переход в творческую деятельность (рисование, музыка, стихи). После таких игр агрессия лишь усугубляется, неудовлетворенность растет, и выход агрессии в реальном мире все равно будет, вот только сам себя подросток контролировать будет хуже.

Под эту категорию попадают и некоторые игры, основанные на сказках и фильмах (Гарри Потер, Добрыня и другие). Очень обдуманно и взвешенно надо принимать решение о пользе этих развлечений и их необходимости для развития собственного ребенка.

  • Ролевые игры-стратегии. Имеется, по крайней мере, 3 вида этих игр: 1. Стратегии в реальном времени, управление солдатами, танками, строительство зданий. Основная цель победить врага. 2. Экономическая стратегия – строишь город, галактику, управляешь всем, следишь за порядком. 3. Приключенческая игра. Походовая игра, с разным темпом динамики событий.
  • RPG. Здесь воздействуешь не на других, а на самого героя, совершенствуешь его, выполняя определенные миссии.
  • «Квесты» управление на мышке, герои выполняют задания, до которых надо додуматься. Завязки сюжетов интересные, созданы в основном отечественными производителями на основе  известных фильмов или исторических событий. Таких игр мало.
  • Интерактивное кино. Возможность участвовать в сюжете фильма, быть одним из героев, изменять действие в зависимости от своего желания и предлагаемых вариантов.

Последние виды игр в целом являются информационными для диагностики особенностей мировоззрения вашего ребенка, его устоявшихся ценностей и ориентиров жизни. Хорошо бы понаблюдать, как действует он по отношению к различным героям, группам людей. Исходя из этого, можно делать выводы о степени полезности этих игр для развития ребенка как личности и индивидуальности, т.к. это прямая проекция его настоящих межличностных отношений либо образ будущих.

Игры, где основная цель развитие, формирование определенных навыков, но о них часто забывают, не уделяя им внимания, т.к. для того, чтобы ребенок ими овладел, а значит, они ему понравились, нужны усилия со стороны взрослых:

  • Обучение различным языкам. При наличии хорошего звука и микрофона эти программы являются хорошими репетиторами.
  • Дидактические игры (лото, викторины и т.д.) Современная замена бумажных вариантов настольных игр.
  • Шахматы, головоломки, саперы и т.д. Неоценимые вещи в развитии навыков логического мышления.
  • Рисование (Paint, фотошоп) при возможности контроля за тем, что с помощью этих программ ребенок делает. Это требование в целом можно отнести к любому занятию ребенка за компьютером.

Если вы видите, что увлечение компьютерными играми чрезмерно, то как лучше менять ситуацию?

Во-первых, надо принять простую истину «дети не хотят отрываться от компьютера, они этого чаще всего сделать просто не могут, а это разные вещи. Их нервная система еще не сформирована до конца и процессы переключения между возбуждением и торможением довольно часто западают. В состоянии большой увлеченности даже взрослым тяжело справиться с возникшим очагом возбуждения, а что говорить о детях. Детям неуравновешенным, гиперактивным, эмоционально-возбудимым большинство компьютерных игр категорически запрещены в силу слабости их нервной системы. Во-вторых, надо понять, ЧТО так привлекает вашего ребенка в той или иной игре. Понимая истинную причину легче бороться с ее проявлениями!

Мы как родители должны проявить благоразумие и на детское поведение реагировать по-взрослому: мудро. Окрики, подначивания, обиды или шлепки – это детская реакция. Всеми своими действиями дети бессознательно стараются дать понять, что нам родителям надо воспитывать себя. Часто для того, чтобы решить какую-то проблему с ребенком надо измениться самому. А это, как известно, сделать тяжелее всего. Мы предлагаем вам посмотреть на «компьютерный» вопрос как на полезные уроки, которые дает нам жизнь. Действовать надо творчески и с любовью, чтобы вы, а не новейшие информационные штучки оставались хозяином положения. Чтоб ребенок в том мире не завис, надо, чтобы ваши с ним совместные действия и увлечения, ваше общение с ним были для него важнее и нужнее виртуального!

Что привлекает детей в виртуальном мире?

Это интересно!
Это доступно и просто!

С помощью компьютерной реальности человек пытается чаще всего решить свои проблемы и комплексы. Вот несколько причин, почему дети уходят с головой в компьютер. Здесь он властелин и хозяин. Здесь он все выбирает и решает сам, но что это на самом деле? (попытка вырваться от чрезмерно опеки и недоверия со стороны взрослых или нереализованное тщеславие, стремление к власти и лидерству, а может это бег от ответственности, всегда можно вернуться и начать «как ни в чем ни бывало»?)

Здесь можно реализовать свои желания и мечты (взрослые не привыкли считаться с желаниями детьми, всегда пытаются предотвратить, предостеречь, вводят слишком много запретов (обоснованных, а чаще всего необоснованных) или это опять же нежелание пробовать что-то в действительности, чтобы не нести ответственность за свой провал?

Ребенок уходит в виртуальный мир, потому что здесь он супергерой (родители совместно с ребенком не смогли найти то занятие в жизни реальной, где бы ребенок самореализовывался. Или мудро не поддержать его в ситуациях неудачи или приступа лени, когда он решил «бросить» это занятие).

Посмотрите, каких героев выбирают ваши дети. И это поможет вам понять, что сейчас пытается ваш ребенок узнать о себе, понять, что же его так напрягает.

Посмотрите, что делает подросток в интернете, общается в форумах, в контакте… Почему это происходит? Дети в реальности мало общаются и гуляют. «Чем сидеть в подворотне и пиво пить, пусть дома на глазах» – скажут какие-то родители, но такие родители знают ли, о чем общаются их дети, с кем, как они себя ведут в Сети? А самое главное, что эти дети приучаются к бесконтрольности, безответственности и эмоциональной тупости, ведь компьютер не плачет и не смотрит пронзительно в глаза. Во многом, поэтому наши дети в школе дерутся ногами и жестоко поступают по отношению друг к другу. Компьютерные игры и общение отучает от необходимости принимать и нести ответственность за свое поведение, т.к. здесь очень легко остаться анонимным, нет необходимости эмоционально чувствовать своего собеседника.
В качестве наглядного примера развивающего отношения к компьютеру по окончанию доклада родителям были представлены: мультфильм-презентация, придуманная, нарисованная и озвученная полностью самостоятельно учащейся 6-го класса (Сахарова Ангелина), а также  презентации и рисунки, выполненные учащимися 5-6-х классов лицея.

После этого доклада родители в малых группах поделились друг с другом своими знаниями о развивающих играх и занятиях на компьютере, о тех методах, которые они успешно применяют для контроля времени проводимом за компьютером и переключения ребенка на другие виды деятельности.

Конференция прошла успешно, по результатам опроса родителей она полностью удовлетворила их интерес в этом вопросе (94,2% положительных отзывов).