Работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой проводится для соотнесения приоритетов воспитания и поиска совместных решений в полноценном развитии личности современных школьников.
Анализируя трудности, с которыми часто сталкиваются родители и педагоги, а также учитывая их пожелания, психолого-педагогическая служба лицея каждый год выбирает определенную тему для проведения школьной родительской конференции. Девизом родительских конференций стали строки:
“Не осуждай, а огорчайся!
Не огорчайся, а объясняй!
Не объясняй, а покажи!
Не покажи, а сделай вместе!”
Цели конференций:
- Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;
- Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;
- Укрепление связей “родитель – ребенок – школа”;
- Профилактика правонарушений среди детей и подростков
Одна из последних родительских конференций
была посвящена проблеме сохранения здоровья
детей в процессе пользования ПК – «Мой ребенок и
компьютер». Она была предназначена для родителей
учащихся 5-6-х классов.
Вопрос о компьютере «быть или не быть» в
настоящее время у учащихся 4-7-х классов нашего
лицея все чаще уже не ставится – он уже есть, как
показал проведенный нами мониторинг данного
вопроса! Хотелось бы даже отметить, что данная
тема становится уже более актуальной для
родителей учащихся 1-2-х классов. Затрагивая эту
тему, психолого-педагогическая служба лицея
ставила перед собой задачи обсуждения с
родителями следующих вопросов:
- как сделать компьютер наиболее полезным и развивающим для ребенка;
- как уберечь наших детей от компьютерной (в том числе игровой и интернет-зависимостей).
В преддверии этого мероприятия психолого-педагогической службой лицея были подготовлены:
- мониторинг значимости компьютера в жизни учащихся нашего лицея
(анкетирование родителей и учащихся 4-7 классов о количестве времени, проводимого школьниками за компьютером, их предпочтениях в компьютерных играх и возможности выхода в интернет, наличии контроля со стороны взрослых – см. Приложение 1);
- видеофильм, в котором представлены материалы интервью со школьниками;
В нем мы отразили степень поглощенности ребят в компьютерные игры, неумение контролировать свое физическое состояния в период пользования ПК (усталость глаз, напряжение позвоночника, наличие трудностей в самоконтроле при необходимости завершения работы на компьютере и т.д.), незнание развивающих занятий, игр…
- специальный выпуск школьной газеты «Вместе» с рекомендациями родителям по правилам организации безопасной работы на компьютере, советы по осуществлению контроля пребывания ребенка в Интернете (см. Приложение 2.1; Приложение 2.2; Приложение 2.3; Приложение 2.4).
На конференции родителям были представлены следующие сообщения:
Доклад №1. Результаты анкетирования родителей и учащихся 4-7 классов
Прозвучал сравнительный анализ мнений родителей и детей о количестве времени, проводимого школьниками за компьютером, их предпочтениях в компьютерных играх и возможности выхода в интернет, наличии контроля со стороны взрослых. Результаты мониторинга вызвали особый интерес и обсуждение у родителей, так было обнаружено расхождение между теми результатами, которые выдали дети и ответами на эти же вопросы родителей (о количестве времени, проводимом за компьютером, возможностью выхода в Интернет, контролем со стороны взрослых). Чем старше возраст ребенка – тем выше степень расхождения между ответами.
Доклад №2. Общие правила безопасности при работе ребенка на компьютере
В этом докладе было акцентировано внимание родителей на факторах повышенной нагрузки в здоровье ребенка на: зрение; осанку, психику. Родители были ознакомлены с нормативными требованиями и рекомендациями по организации безопасной работы школьников за компьютером.
Доклад №3. Какие бывают компьютерные игры, и какую опасность они в себе могут хранить
Его содержание мы представим подробнее в связи с тем, что в нем отражены основные идеи и рекомендации, которые хотелось нам донести до родителей на этом мероприятии.
Компьютерные игры можно разделить на 2 вида: «Развлекательные» и «Развивающие».
Выделяют следующие виды игр, где основная цель развлечение:
- «Аркада». Основное содержание заключается в том, что различные «мультяшные» герои бегают, прыгают, зарабатывают баллы для перехода на следующий уровень. Это первичный уровень сложности, «детские забавы», к ним чаще всего дети в возрасте 10 лет теряют интерес.
- Симуляторы
(Симс, Барби, Петс и др.) В этих играх часто
бывают довольно откровенные картинки и
подробности, нужны ли они и не полезнее ли
все-таки настоящие дочки-матери с возможностью
выразить и получить обратно эмоции, переживания
со своими сверстниками. К тому в процессе этих
игр не развивается фантазия, вырабатывается
стереотипность мышления, шаблонность.
(гонки, полеты, катания) довольно часто в них
слишком много наглядного разрушения, крушения,
агрессивного звукового сопровождения. Именно в
этом подвиде игр складывается виртуальная
установка, о возможности в любой момент начать
все сначала, не нести ответственность за неудачу.
Хотя в малых дозах те же гонки полезны для
формирования способности «видеть» дорогу и
развития навыков вождения. Вместе с тем не стоит
забывать, что вождение это навык, а значит
отработка реальных действий, которых компьютер
не заменит никогда!
(спортивные игры: футбол, баскетбол, бильярд и
другие). относительно безобидные развлечения
в малых дозах, поскольку могут использоваться в
качестве замены реальных игровых видов спорта
теми детьми, которые в силу медицинских
противопоказаний не могут заниматься в
спортивных секциях. Развивают стремление к
победе, умение конструктивно воспринимать
проигрыш и действовать тактически.
- «Экшн» («ходилки», «стрелялки») – основная опасность – вид крови, отождествление себя с героем, от имени которого ребенок действует. Это не выход пара, это наглядный пример агрессивного поведения, разрушения. Накопившееся раздражение может выйти только в реальном мире, ведь стресс и напряжение – это психофизиологическое состояние, которое может снять только реальное действие: физическая нагрузка, либо переход в творческую деятельность (рисование, музыка, стихи). После таких игр агрессия лишь усугубляется, неудовлетворенность растет, и выход агрессии в реальном мире все равно будет, вот только сам себя подросток контролировать будет хуже.
Под эту категорию попадают и некоторые игры, основанные на сказках и фильмах (Гарри Потер, Добрыня и другие). Очень обдуманно и взвешенно надо принимать решение о пользе этих развлечений и их необходимости для развития собственного ребенка.
- Ролевые игры-стратегии. Имеется, по крайней мере, 3 вида этих игр: 1. Стратегии в реальном времени, управление солдатами, танками, строительство зданий. Основная цель победить врага. 2. Экономическая стратегия – строишь город, галактику, управляешь всем, следишь за порядком. 3. Приключенческая игра. Походовая игра, с разным темпом динамики событий.
- RPG. Здесь воздействуешь не на других, а на самого героя, совершенствуешь его, выполняя определенные миссии.
- «Квесты» управление на мышке, герои выполняют задания, до которых надо додуматься. Завязки сюжетов интересные, созданы в основном отечественными производителями на основе известных фильмов или исторических событий. Таких игр мало.
- Интерактивное кино. Возможность участвовать в сюжете фильма, быть одним из героев, изменять действие в зависимости от своего желания и предлагаемых вариантов.
Последние виды игр в целом являются информационными для диагностики особенностей мировоззрения вашего ребенка, его устоявшихся ценностей и ориентиров жизни. Хорошо бы понаблюдать, как действует он по отношению к различным героям, группам людей. Исходя из этого, можно делать выводы о степени полезности этих игр для развития ребенка как личности и индивидуальности, т.к. это прямая проекция его настоящих межличностных отношений либо образ будущих.
Игры, где основная цель развитие, формирование определенных навыков, но о них часто забывают, не уделяя им внимания, т.к. для того, чтобы ребенок ими овладел, а значит, они ему понравились, нужны усилия со стороны взрослых:
- Обучение различным языкам. При наличии хорошего звука и микрофона эти программы являются хорошими репетиторами.
- Дидактические игры (лото, викторины и т.д.) Современная замена бумажных вариантов настольных игр.
- Шахматы, головоломки, саперы и т.д. Неоценимые вещи в развитии навыков логического мышления.
- Рисование (Paint, фотошоп) при возможности контроля за тем, что с помощью этих программ ребенок делает. Это требование в целом можно отнести к любому занятию ребенка за компьютером.
Если вы видите, что увлечение компьютерными играми чрезмерно, то как лучше менять ситуацию?
Во-первых, надо принять простую истину «дети не хотят отрываться от компьютера, они этого чаще всего сделать просто не могут, а это разные вещи. Их нервная система еще не сформирована до конца и процессы переключения между возбуждением и торможением довольно часто западают. В состоянии большой увлеченности даже взрослым тяжело справиться с возникшим очагом возбуждения, а что говорить о детях. Детям неуравновешенным, гиперактивным, эмоционально-возбудимым большинство компьютерных игр категорически запрещены в силу слабости их нервной системы. Во-вторых, надо понять, ЧТО так привлекает вашего ребенка в той или иной игре. Понимая истинную причину легче бороться с ее проявлениями!
Мы как родители должны проявить благоразумие и на детское поведение реагировать по-взрослому: мудро. Окрики, подначивания, обиды или шлепки – это детская реакция. Всеми своими действиями дети бессознательно стараются дать понять, что нам родителям надо воспитывать себя. Часто для того, чтобы решить какую-то проблему с ребенком надо измениться самому. А это, как известно, сделать тяжелее всего. Мы предлагаем вам посмотреть на «компьютерный» вопрос как на полезные уроки, которые дает нам жизнь. Действовать надо творчески и с любовью, чтобы вы, а не новейшие информационные штучки оставались хозяином положения. Чтоб ребенок в том мире не завис, надо, чтобы ваши с ним совместные действия и увлечения, ваше общение с ним были для него важнее и нужнее виртуального!
Что привлекает детей в виртуальном мире?
Это интересно!
Это доступно и просто!
С помощью компьютерной реальности человек пытается чаще всего решить свои проблемы и комплексы. Вот несколько причин, почему дети уходят с головой в компьютер. Здесь он властелин и хозяин. Здесь он все выбирает и решает сам, но что это на самом деле? (попытка вырваться от чрезмерно опеки и недоверия со стороны взрослых или нереализованное тщеславие, стремление к власти и лидерству, а может это бег от ответственности, всегда можно вернуться и начать «как ни в чем ни бывало»?)
Здесь можно реализовать свои желания и мечты (взрослые не привыкли считаться с желаниями детьми, всегда пытаются предотвратить, предостеречь, вводят слишком много запретов (обоснованных, а чаще всего необоснованных) или это опять же нежелание пробовать что-то в действительности, чтобы не нести ответственность за свой провал?
Ребенок уходит в виртуальный мир, потому что здесь он супергерой (родители совместно с ребенком не смогли найти то занятие в жизни реальной, где бы ребенок самореализовывался. Или мудро не поддержать его в ситуациях неудачи или приступа лени, когда он решил «бросить» это занятие).
Посмотрите, каких героев выбирают ваши дети. И это поможет вам понять, что сейчас пытается ваш ребенок узнать о себе, понять, что же его так напрягает.
Посмотрите, что делает подросток в интернете,
общается в форумах, в контакте… Почему это
происходит? Дети в реальности мало общаются и
гуляют. «Чем сидеть в подворотне и пиво пить,
пусть дома на глазах» – скажут какие-то родители,
но такие родители знают ли, о чем общаются их
дети, с кем, как они себя ведут в Сети? А самое
главное, что эти дети приучаются к
бесконтрольности, безответственности и
эмоциональной тупости, ведь компьютер не плачет
и не смотрит пронзительно в глаза. Во многом,
поэтому наши дети в школе дерутся ногами и
жестоко поступают по отношению друг к другу.
Компьютерные игры и общение отучает от
необходимости принимать и нести ответственность
за свое поведение, т.к. здесь очень легко остаться
анонимным, нет необходимости эмоционально
чувствовать своего собеседника.
В качестве наглядного примера развивающего
отношения к компьютеру по окончанию доклада
родителям были представлены:
мультфильм-презентация, придуманная,
нарисованная и озвученная полностью
самостоятельно учащейся 6-го класса (Сахарова
Ангелина), а также презентации и рисунки,
выполненные учащимися 5-6-х классов лицея.
После этого доклада родители в малых группах поделились друг с другом своими знаниями о развивающих играх и занятиях на компьютере, о тех методах, которые они успешно применяют для контроля времени проводимом за компьютером и переключения ребенка на другие виды деятельности.
Конференция прошла успешно, по результатам опроса родителей она полностью удовлетворила их интерес в этом вопросе (94,2% положительных отзывов).