Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаем смотреть по-другому, а наши дети с рождения живут в мире, где телевидение и Интернет стали настолько утилитарны, что дети и не подозревают, что этого когда-то не было, и люди как-то жили без телевизора, компьютера и – страшно сказать! – холодильника и центрального отопления. Многие дети ни разу не видели настоящую печь – не у всех есть дачи, а бабушек в деревне имеют единицы… Когда мы проводим праздники русского земледельческого календаря, мы стремимся вызвать интерес к тому, как жили наши предки, как работали, как отдыхали, какие обычаи и традиции они соблюдали. К сожалению, почти единственным развлечением наших современных детей стал телевизор – родителям, как правило, некогда – работа, работа, – и знакомство детей с родной культурой почти целиком перекладывается на плечи детского сада.
Но глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Проводя праздники в русских традициях, мы – хотя бы частично – можем восстановить связь времен, научить детей любить и ценить свои корни.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Праздники же русского земледельческого календаря как нельзя лучше отвечают принципу «развлекая – поучай», в такой – игровой – форме дети глубже понимают суть праздника, его основу и благодаря этому легче включаются в действо.
Предварительная работа с детьми:
- Знакомство детей с обычаями и традициями зимних посиделок.
- Объяснение незнакомых слов, новых понятий.
- Разучивание частушек, колядок, танцев.
- Разучивание игр, считалок.
- Просмотр фрагментов мультфильмов, фильмов типа «Вечера на хуторе…»
Ход мероприятия
Зал оформлен как деревенская улица – в каждом углу стоит «изба». К каждой
избе – хозяева, принимающие колядовщиков (старшие дети или взрослые). Дети
наряжены в народные костюмы, мехоноша несёт мешок.
Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют (без сопровождения,
построчно, запевает взрослый).
Ведущий:
Пришла коляда
Накануне Рождества.
А дай Бог тому
Кто в этом дому,
Тому рожь густа,
Рожь ужиниста!
Кто даст пирога,
Тому полон двор скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Не дашь пирога –
Корову за рога!
Подашь пирога –
Будет рожь густа,
Будет рожь чиста,
Обмолотиста.
Подходят к первому дому.
На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла-ребенок в
пеленках.
Дети (по очереди).
У Ивана на дворе да три терема.
Сам Иван – господин светлый месяц.
Красно солнышко – его Варварушка.
Часты звездочки – его детушки.
Хозяин.
Здравствуйте, люди добрые,
Вот вам угощение –
Сыр да печенье.
Хозяйка.
Пряники, конфетки
Кушайте, детки!
Мехоноша – девочка с большой кошелкой в руках – принимает дары.
Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.
Ведущая. Пойдем колядовать к дяде Николаю.
Дети идут цепочкой за ведущим и поют.
Пришла коляда
Накануне Рождества.
А дай Бог тому
Кто в этом дому,
Тому рожь густа,
Рожь ужиниста!
Кто даст пирога,
Тому полон двор скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Не дашь пирога –
Корову за рога!
Подашь пирога –
Будет рожь густа,
Будет рожь чиста,
Обмолотиста.
Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.
Колядовщики (говорком).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок – доставайте пятачок!
Никто не отвечает.
Ведущий.
Может, крепко спит дядя Николай?
Давайте ему еще колядку споем.
Овсень, овсень,
Ты гулял по всем,
По заулочкам,
По проулочкам.
Кому песни поем –
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.
Николай.
Кто тут орет,
Спать не дает?
Все. Это мы – колядовщики!
Николай. И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).
Колядующие (хулят говорком)
У скупого мужика (показывает на дом Николая),
Родись рожь хороша –
Колосом пуста,
Соломой густа.
Ведущая. Пойдем к дядьке Мирону колядовать.
Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень».
Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.
Коляда-моляда!
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Выходят хозяин, хозяйка.
Хозяин. Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.
Хозяйка. Сдобные лепешки не лезут в окошко.
Хозяин и хозяйка угощают гостей.
Колядовщики берут все, укладывают в мешок, славят хозяев:
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Вам и плюшек с творогом.
И детишек полный дом.
Хозяин с хозяйкой уходят в дом.
Ведущая. Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться.
Дети подходят к дому тетушки Арины.
Все. Тетушка Арина, пусти погреться!
Арина. Милости прошу, люди добрые, проходите! Будем вечер коротать, песни петь да плясать.
Песня-хоровод «Как на тоненький ледок» (Приложение 3)
Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Мой дружочек, эх хороший
Да росточком очень мал.
Проводил меня до дома,
Я чихнула! Он упал!
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла –
Я не удержалася!
По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал –
Курица обидела!
Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
Мы всегда везде такие –
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.
У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем – молодец!
Арина: Сядьте, отдохните, да загадки мои поразгадывайте!
- Их треплют, катают, а зиму таскают (валенки).
- Скатерть бела весь мир одела (зима, снег).
- Шуба в избе, а рукав на улице (печь и труба).
- Крыльями машет, а улететь не может (мельница).
- Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук). - Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка (капуста).
Ребенок. А давайте капусту завивать!
Игра-песня «Капустка» (Приложение 4)
Девочка.
Что с ногами, не пойму!
Вправо-влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так в кадриль и просятся!
Кадриль (Приложение 5)
После кадрили несколько человек начинают играть в «Ручеек» (начинает одна-две пары, приглашают остальных)
Ребенок. Повеселились, пора и честь знать. До свидания, хозяйка, спасибо за честь и приют!
Под народную музыку выходят из зала.