Методическое обоснование урока: Основной задачей компонента
“Окружающий мир” в УМК “2100” является формирование основ научного мышления
ребенка в области природы и социума. Кроме этой, решаются также следующие
задачи:
– первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;
– ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том
числе формирование первоначальных экологических понятий и представлений,
образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о
безопасном и правилосообразном поведении);
– формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
– воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Методы работы на уроке: проблемно-поисковый, исследовательский, творческий, модельный, элементы проекта.
Формы работы: групповая, самостоятельная, индивидуальная.
Тип урока:
– по дидактической цели: урок – обобщения и систематизации знаний.
– по содержанию элементов деятельности: интегрированный урок –
исследование.
Цели урока:
Образовательные:
– обобщить знания учащихся по теме “Путешествие по карте страны”; расширить
знания о границах нашей Родины, об основных ландшафтах России;
– закрепить умения детей работать с контурной картой, читать элементарные
картосхемы, показывать на картосхемах основные поверхности суши, водоемы,
обозначать на карте маршруты путешествий.
Развивающие: продолжать развивать географическое мышление, устную речь, умение слушать друг друга, умение кратко и ясно излагать свои мысли, умение формировать и задавать вопросы по прослушанному материалу; активизировать познавательную деятельность учащихся в групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности.
Воспитательные: воспитывать чувство сотрудничества, дружбы и товарищества; любовь к Родине, родному улусу, природе.
Оборудование: физическая, политическая карты России, контурные карты, справочная литература (энциклопедия по географии, атлас мира), маркеры, листы А-3, А-4, степлер, глобусы, клей, раздаточный материал, мультимедийная система.
Ход урока
1. Организационный момент:
– Здравствуйте!
– Сегодняшний наш урок мы начнем с загадки. Вы сразу догадаетесь, о чем мы будем
говорить сегодня на уроке, если будете внимательно слушать.
– Где находятся озера, реки, моря, океаны без воды, леса без деревьев, города
без домов? (На карте.)
– Что такое карта? Что означает это слово? (_____________)
– В толковом словаре слово карта – это уменьшенное изображение земной
поверхности на плоскости.
Приложение. (Слайды 1, 2, 3) – Карты – физическая, политическая, обозначает направления разных транспортов, атлас, глобус, карты-схемы некоторых городов.
– Для чего нам нужна карта? (_____________________ )
– Кто больше всех пользуется картой? (_______________, путешественник)
– Чем отличается путешественник от простого человека? (____________)
– А вы стали бы путешественниками? (Ответы детей.)
– Тогда мы станем сейчас все путешественниками и отправимся в путешествие в
столицу России. Узнаем, много ли мы знаем.
– Назовите столицу России? (Город Москва.)
– Кто-нибудь из вас был в городе Москва? Что вы там делали? С кем ездили?
– Как мы можем добираться до Москвы? (На самолете, поезде, машине.)
– Расстояние от города Якутска до города Москвы составляет 7915 км, временной
пояс 6 часов. Поэтому мы можем добираться на самолете или поезде.
(Слайды 4, 5) – Например, на самолете летим 6 часов, а на поезде едем 5 дней 20 часов 25 минут.
– В нашем путешествии в столицу России Москва есть много препятствий. Человек не может взять да и сразу поехать. Мы должны все обдумать, оценить и только после этого мы отправимся в наше путешествие.
2. Постановка задачи на урок:
– Сейчас разделимся на группы. По вашим наблюдениям к концу урока составим
сборник для начинающих путешественников “Памятка настоящих путешественников”.
– В своих группах выберите путеводителей. (Путеводители берут задания.)
3. Актуализация знаний:
– Внимание! На задания дается 7 минут. После – путеводители будут защищать свои наблюдения.
Группа № 1:
1) Отметьте на контурной карте границу России, города Якутск и Москва.
2) Восстанови текст, вставив подходящие по смыслу слова:
“Мы жители страны – Россия. Наша страна расположена на материке ____________. Россия занимает самую __________ площадь на карте мира. Если рассматривать карту, то можно увидеть, что она окрашена в ____________ цвета. Потому, что на поверхности нашей страны видны __________________________. В зеленый цвет окрашены _________, в желтый ________, в коричневый ___________, а синим ____________”.
Группа № 2:
1) Что можно услышать, увидеть и почувствовать, оказавшись в лесу, пустыне, тундре, горах, степи? Обведи фразу нужным цветом. Рядом с ними запиши номера соответствующих органов чувств (нос – 1, глаза – 2, уши – 3, кожа – 4, язык – 5):
лес | пустыня | тундра | гора | степь | |
Резкий холодный ветер, сбивающий с ног, снежный буран | |||||
Грохот лавин | |||||
Утреннее пение птиц | |||||
Вид бескрайних просторов | |||||
Запах хвои и смолы | |||||
сплошной ковер из цветов | |||||
Запах цветущих трав | |||||
Жар от раскаленного песка | |||||
Осыпающиеся из-под ног камни | |||||
Страх высоты | |||||
Долгая полярная ночь | |||||
Шум листьев над головой | |||||
Мошкара и комары зудят над ухом и кусают | |||||
Вкус ягод | |||||
Сухой горячий ветер | |||||
Хлюпанье воды под ногами |
2) На политической карте сосчитайте количество регионов, которые встречаются на пути с Якутска до Москвы.
3) Перечислите крупные реки.
Группа № 3:
Ваша группа составляет план с с. Верхневилюйск до г. Москвы.
- На самолете (отметь на карте с помощью линейки) – Якутск – Москва
- На поезде (отметь на карте) Якутск – Алдан – Москва.
- Какие три города мы можем посетить по пути на поезде?
- Выберите 5 вещей, которые понадобятся в путешествии на самолете, поезде и приклейте их (деньги, телефон, билеты, принадлежности личной гигиены, еда, книга, паспорт, наушники, газеты, стакан, ноутбук).
Группа № 4:
На самолете | |
Верхневилюйск – Якутск | 13500 руб. |
Якутск – Москва | 25500 руб. |
На поезде | |
Верхневилюйск – Якутск | 1500 руб. (машина) |
Якутск – Алдан | 2100 руб. |
Алдан – Москва | 4950 руб. |
1. Сколько денег мы потратим в путешествии на самолете?
2. Сколько денег мы потратим в путешествии на машине и поезде
3. Какое путешествие дороже: на самолете или на машине и поезде? На сколько?
4) Пазл (политическая карта).
4. Выступления групп.
5. Составление “Памятки настоящего путешественника”.
– Все работы собираются и составляется сборник “Памятка настоящего путешественника”.
6. Самоанализ проектной деятельности.
– Что вам понравилось?
– С какими трудностями встретились?
7. Рефлексия.
– Путеводители оценивают работу группы.