Программные задачи :
- Формировать представления о спичке, как об опасном предмете.
- Развивать у детей умение связывать содержание с продуктивной деятельностью (аппликация “ Спичка” ).
- Воспитывать чувство самосохранения.
Ход занятия
(Звучит отрывок из сказки С.Маршака “ Кошкин дом”).
– Ребята, вы узнали из какой сказки звучит отрывок ? (Кошкин дом.)
– Правильно. А что произошло в этой сказке ? (Загорелся дом, потому что печка была открытой, и из нее выскочил маленький уголек.)
– Вы хотите поиграть в игру “Кошкин дом”? (Да.)
– Кем я буду в нашей игре ? (Кошкой.)
– А вы будете моими гостями. К вашему приходу я приготовила волшебный мешочек. Я буду загадывать вам загадки, а вы должны правильно сказать отгадку и мешочек будет открываться и доставать вам отгадку :
Если стал гореть забор,
Доставай скорей...(топор).Знать обязан каждый житель,
Где лежит...(огнетушитель).Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом,
И пожарным помогаю
Засыпать огонь песком.
(Лопата.)Спешит, гудит – дорогу дай,
Моргает синим глазом,
Примчится вовремя – спасет
Детей и взрослых разом.
(Пожарная машина.)
– Молодцы! Ребята, вы правильно разгадали загадки. А теперь подумайте и скажите, кому нужны эти предметы ? (Пожарному.)
– А, что он будет с ними делать ? (Тушить пожар: лопатой брать песок и кидать на огонь; машина привезет его и т. д.)
– Я предлагаю вам поиграть в игру. Вам надо найти на столе предмет, который является огнеопасным. (На столе лежит тетрадь, вилка, спички, книга.)
– Какой предмет огнеопасный ? (Спички.)
– Правильно, ребята.
– Ребята, наш мешочек просит его открыть. Ребята посмотрите это картинка с вопросительным знаком. Мы должны найти огнеопасный предмет в группе. Тот кто его найдет, не должен громко кричать и брать в руки. Надо подойти и сказать мне тихонько на ушко.
И так 1, 2, 3 опасный предмет найди! (Дети находят спички.)
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери!
Не шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом!
– Ребята, они что-то говорят. Они предлагают нам с ними поиграть.
Хотят, чтобы мы их зажигали, а спички будут гореть, всем будет тепло и весело. Поиграем? (Да.)
– Сама спичка деревянная, головка у нее из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, красиво горит деревянная палочка, огонь яркий.
– Ой, смотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам! Хочет меня обжечь! Я боюсь, огонь жжет мои пальцы! Что мне надо делать ?
Помогите! (Подуть на огонь.)
– Спасите меня, дуйте скорее. (Дети дуют.)
– Спасибо ребятки! Я так испугалась. А если бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? (Загорелся бы ковер, мебель, одежда, занавески, дети и детский сад.)
– Вот, оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Детям спички брать нельзя -это не игрушка!
– А для нужны спички ? (Зажигать газовую плиту, свечу, костер, топить печку.)
(Раздается стук в дверь.)
– Ребята, пришло письмо от Хрюши.
“Здравствуйте дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Я гостил у Степашки, мы читали книжки, рисовали, а потом стало скучно и мы решили придумать новую игру. И нашли! Нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно. Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили ее на пол.
А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице со Степашкой. Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки, ушки, щечки и хвостик. Нас лечат врачи.
Ребята! Не верьте спичкам, они могут наделать беды! Они хитрые, всегда просятся детям в руки, как ягоды и грибы ядовитые”
– Вот видите, ребята, какие Хрюша и Степашка непослушные. А вы сейчас хотите поиграть со спичками? (Нет. Мы знаем, что со спичками играть очень опасно.)
– Ну, и правильно, вы у меня хорошие детки, а хорошие детки придумывают хорошие игры. Я предлагаю вам изготовить аппликацию
“Спички”. Готовые спички мы уберем в коробку, а коробку положим на самый высокий шкаф. Потому что мы хорошо знаем, что спички – не игрушка! И пожара у нас в доме не случится!
– Ну вот, наша сказка “ Кошкин дом” подошла к концу.