Дидактическая цель: способствовать осознанию и осмыслению учащимися блока новой учебной информации по данной теме
Тип урока: изучение нового материала
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения
Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, дидактический раздаточный материал
Цели по содержанию:
- Образовательная: Дать представление об атмосфере как воздушной оболочке Земли; добиться понимания и усвоения понятий «атмосфера», «стратосфера», «тропосфера», «верхние слои атмосферы».
- Развивающая: Продолжить формирование умения характеризовать оболочки Земли по плану;
- Воспитательная: В ходе учебного занятия воспитывать географическую культуру учащихся, развивать интерес к предмету.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
В работе используется презентация (Приложение 1).
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Слайды |
||||||||||||||||||||
1. Оргмомент |
Проверяет готовность класса к уроку, приветствует ребят |
Готовятся к уроку, приветствуют учителя |
- |
||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний |
Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение природных особенностей нашей планеты. Кроме Земли в состав земной группы еще входят Меркурий, Венера, Марс. Давайте вспомним их характеристики по таблице:
Итак, все 4 планеты входят в состав одной группы, но только на Земле есть жизнь. Чем это можно объяснить? Какие у вас будут предположения? Так ли это на самом деле мы узнаем сегодня на уроке при изучении темы «Атмосфера, ее строение и изучение». Открываем тетради, записываем число и тему урока. Ребята, у меня к вам вопрос, что значит изучить оболочку Земли? План:
|
Вспоминают материал по курсу природоведения 5 класса
Делают предположение, что причина – наличие атмосферы
Записывают в тетрадь число и тему урока Отвечают на вопрос – называют пункты плана для характеристики оболочки. |
№1
№2
№3 |
||||||||||||||||||||
3. Целеполагание и мотивация. |
Вот эти пункты плана и будут нашими главными направлениями работы на уроке. И те знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только на последующих уроках географии, но и в повседневной жизни, так как вопрос о погоде нас волнует каждый день. А погода формируется как раз в атмосфере. |
Настраиваются на урок. |
|
||||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала |
Ну, а знакомство с атмосферой мы начнем с краткой исторической справки. О том, когда она появилась и кто первым ввел это понятие в науку, расскажет нам …(опережающее домашнее задание). Из этого рассказа нам есть что записать в тетрадь. А что же такое атмосфера? Над этим вопросом вы ребята должны были поработать в читальном зале библиотеки со словарями, что же у вас получилось? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь) Воздух, как известно, это смесь газов. Из каких газов он состоит, вы изучали на уроках природоведения, давайте вспомним. Все, что вы мне назвали, можно изобразить в виде круговой диаграммы. Перенесите эти данные себе в тетрадь. Рассказ учителя о строении атмосферы по схеме.
Музыкальная пауза: давайте немного отдохнем и представим себе, что вы белое, пушистое облако, которое медленно и плавно плывет по небу (звучит музыка). (Приложение 3) Ребята, давайте вернемся к плану характеристики, что у нас еще осталось не изученным? Чтобы определить значение атмосферы, мы с вами поработаем в группах. Каждая группа получает карточки с текстом, выдержками из статей и т.д – ваша задача – на основе этого сделать вывод о значении атмосферы (время – 5 мин.). Итак, что у вас получилось? Результаты работы перенесем в тетрадь.
А теперь, ребята, давайте вернемся к тому предположению, которое мы выдвинули в начале урока.
К таким выводам люди пришли не сразу, а в ходе длительных изучений атмосферы. (Рассказ учителя об изучении атмосферы с демонстрацией приборов).
Результаты этих наблюдений мы видим с вами часто на экранах наших телевизоров, как прогноз погоды. |
Слушают краткую историческую справку и записывают информацию в тетрадь. Дают определения атмосферы и записывают его в тетрадь. Называют состав атмосферы, записывают данные в тетрадь. Слушают учителя, переносят схему себе в тетрадь.
Называют не изученные пункты плана.
Работают в группах.
Сообщают результаты работы и записывают их в тетрадь. Доказывают, что предположение верное. Слушают учителя, записывают названия приборов в тетрадь. |
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11,12 |
||||||||||||||||||||
5. Закрепление |
Работа в парах за партой (рассказать материал урока друг другу, используя опорный конспект в тетради). |
Работают в парах за партой. |
|
||||||||||||||||||||
6. Рефлексия |
А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте. А чтобы оценить, насколько каждый из вас успешно поработал на уроке, возьмите карточки, которые лежат на ваших столах и поставьте себе на каждый пункт «+» или «-». А теперь я попрошу свернуть вашу карточку в трубочку и отправить мне по воздушному океану привет по бутылочной почте. (перед учениками 2 сосуда с разными смайликами – на одном улыбка, на другом огорчение). Тот, кто считает, что у него все получилось и он доволен своей работой на уроке, отправляет мне привет вот в этом сосуде (смайлик с улыбкой), ну, а тот, кто не смог найти ответы на все вопросы и что-то осталось непонятным, я попрошу отпустить свой привет вот в этот сосуд (смайлик – огорчение). (Приложение 4) |
Оценивают ответы друг друга. Оценивают свою работу на уроке.
Отправляют привет по бутылочной почте. |
№13 |
||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание |
Параграф 35 на пересказ – «3» Стр. 108 (ответить на вопросы) – «4» Решить задачу – «5» (раздаточный материал) (Приложение 2) |
Записывают домашнее задание |
№14 |