Цели:
- Научить видеть физику в окружающих нас явлениях.
- Добиться формирования умения анализировать физические явления и глубокого понимания их сути.
- 3.Добиться формирования научного мировоззрения путем раскрытия диалектического единства физических явлений и объектов.
Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала.
Вид урока: урок – вопросов и ответов для разных команд.
Метод преподавания: демонстрационный.
Метод учения: исполнительный.
Оборудование: Электрический чайник или самовар, чашки с блюдцами и чайные ложки для всех, чайник для заварки, кувшин (пустой). Используются также печенье и конфеты, сахарный песок.
Ход урока
В начале урока – мое небольшое вступление: “Ребята! Я знаю, вы с удовольствием каждый день пьете чай, но уверен, что немногие задумывались над сопровождающими этот процесс физическими явлениями. Попробуем сделать это вместе”.
Далее зачитываю правила:
Группа учеников, сидящих на одном ряду, называется командой.
На уроке нужно отвечать на вопросы, задаваемые учителем.
Каждый ученик должен стремиться набрать как можно больше баллов, которые даются за правильные ответы на вопросы и дополнения. За каждый верный ответ – 1 балл; за правильное дополнение – тоже 1 балл; за оригинальный ответ – 2 балла.
Команда учеников, набравших к концу урока большее количество баллов, получает оценку “5”; набравшие меньшее количество баллов – “4”, наименьшее – “3”.
Первоочередное право ответа на вопрос имеют те ученики, к которым обратился учитель или ведущий.
За подсказку, разговор и прочие нарушения хода урока вычитается 1 балл.
А теперь – вопросы:
- Перед вами электрический чайник. Как вы думаете, почему, ставя его кипятить, чайник закрывают крышкой?
- Проведу опыт: крышку горячего чайника охлажу. Облив ее холодной водой из кувшина. Затем на три спички аккуратно положу крышку так, чтобы она не прикасалась к чайнику. Через некоторое время предлагаю вам потрогать крышку. Что вы ощутите? Почему? Чем можно заменит спички, чтобы получить такой же эффект?
- Какими будут мои ощущения, если я возьму крышку с горячего металлического чайника за пластмассовую ручку? Как вы их объясните?
- Вода в чайнике уже закипела, из носика вырвалась наружу струя пара… Но ведь пар считается невидимым! Что же мы видим в действительности?
- Разливая чай, я случайно капнул из носика чайника на руку кипяток. Ощущение было почти такое, как если бы мне укололи руку иголкой. Почему?
- Какую температуру имеет кипящая вода в чайнике?
- Всегда ли кипит вода при 100 градусах?
- Каким простым способом можно повысить температуру кипения воды в чайнике?
- В каких кухонных приборах применяется этот способ – увеличение давления над кипящей жидкостью? Для каких целей?
- А что такое кипение?
- Обратите внимание на заварочный чайник. В его крышке сделана небольшая дырочка. Зачем?
- Я прошу налить мне горячий чай в стакан, но предупреждаю, что он толстостенный. Какая опасность поджидает вас и меня? Почему?
- Как надо поступить, наливая кипяток, сто толстостенный стакан не лопнул?
- А для чего у чашек сделаны ручки?
- Некоторые мужчины пьют чай из стаканов, вставленных в металлические подстаканники. Влияет ли подстаканник на качество чая?
- Чтобы подстаканник быстрее охлаждал чай, из какого материала нужно его изготовить?
- Вы, наверное, наблюдали, как старые люди в деревнях пьют чай: наливают его в блюдце и дуют. Держа блюдце на кончиках пальцев. Объясните, почему они так делают.
- А сейчас проделаем следующее. Положите в чашку ложку сахарного песка и налейте заварку; затем осторожно влейте кипяток. Не мешайте чай. Теперь попробуйте его. Почему чай несладкий?
- А теперь… Кто хочет стать экспертом с завязанными глазами? Выразившему желание надеваю на глаза повязку и предлагаю при помощи пальца определить. Из какого материала изготовлены ложки, одинаковые по массе, которые я одновременно опускаю в чашку с кипятком, и обосновать свое заключение.
- Я делаю из ложки лодочку и даю ей возможность плавать на поверхности чая, если положу ее ручку на край чашки. Капаю несколько капель чая в ложечку – она сразу же тонет. Почему?
- Я налью себе в чистый стакан немного кипятка. Пронаблюдайте, что произойдет. Почему?
- Одни любят чай горячий, а другие – теплый. Рассудите двух друзей – любителей первого напитка. Один говорит: я обожаю горячий чай, поэтому, налив жидкость, не спешу класть в него сахар; если его положить через 5 мин, то чай будет горячее, чем в том случае, если сахар положить сразу. Второй возражает: ты не прав, если сахар опустить сразу, объем воды будет больше (она успеет частично испариться), а чем больше воды, тем она медленнее остывает. Кто из них прав?
- До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с ним в комнате до утра?
- Что необходимо сделать, чтобы чай в чашке как можно дольше оставался горячим?
- А сейчас вопрос о печенье. Печенье легко разломить, но невозможно соединить куски. Почему?
Первый этап урока закончен, теперь ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы кроссворда, охватывающего основные темы раздела “Тепловые явления”
Вопросы к кроссворду: (слова только по горизонтали)
- Прибор для измерения температуры
- Вид теплопередачи
- Вид теплопередачи
- Единица количества теплоты
- “Стакан”, позволяющий уменьшать теплообмен между содержимым сосуда и окружающей средой
- Название жидкого топлива
- Ученый, который первым придумал прибор, отмечавший изменение температуры воздуха.
- Сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой.
- Ученый, именем которого названа термодинамическая шкала.
- Газ, который является причиной того, что шерсть, мех, пух и другие пористые тела обладают плохой теплопроводностью.
- Явление перехода жидких молекул в пар.
- Вид теплопередачи.
- Единица температуры.
За каждое правильное отгаданное слово – 1 балл.
Значит по горизонтали может быть max 13 баллов + 1 балл по вертикали, итого 14 баллов.
Если все слова отгаданы правильно, то в выделенных клетках по вертикали получится слово, означающее процесс, при котором внутренняя энергия передается от одного тела к другому !!!
Следующим этапом урока , предлагаю решить задачу :
- Подсчитайте количество теплоты, необходимое для нагревания чайника от комнатной температуры до кипения. Определите стоимость электроэнергии, которую вы затратили на нагревание воды в этом чайнике. (Стоимость 1 кВт/час энергии 1 руб. 47 коп.)
Завершая занятие, говорю: “Наш урок – чаепитие подходит к концу.
Сегодня на уроке, совмещая приятное с полезным, мы применили свои знания к немного необычным, но в то же время самым обычным ситуациям. Будет очень хорошо, если каждый будет чаще задумываться над окружающими явлениями и постарается объяснить их с точки зрения физики.
А теперь подведем итоги, выставим оценки…”.