Образование единого русского государства. 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цели урока.

Образовательные:

  • Проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы.
  • Показать, что процесс объединения сопровождался созданием централизованной системы управления и закрепощением крестьян.
  • Раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов.
  • Подвести учащихся к пониманию значения образования единого русского государства.
  • Сформировать представления об Иване III как о выдающемся государственном деятеле в русской истории.

Развивающие:

  • Обеспечить опыт реконструкции исторического события (Новгородское вече), принятия решения учениками в заданных исторических условиях.
  • Продолжать работу над развитием умений самостоятельно извлекать из карты информацию о ходе исторических событий.
  • Работать над развитием устной речи;
  • Развивать навыки работы с учебником и дополнительным материалом, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к истории;
  • Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины.
  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Основные понятия урока: централизация, централизованное государство, "государь всея Руси", "Юрьев день".

Преемственные связи.

Внутрипредметные: 6 класс Средние века - Образование централизованных государств в Европе

Средства обучения: презентация "Образование единого русского государства"

 Структура урока

Этапы урока Время реализации
Организационная часть, вступление 3 минуты
Объяснение нового материала, ролевая игра "Новгородское вече" 30 минут
Закрепление 7 минут
Рефлексия 3 минуты
Домашнее задание 2 минуты

План изучения нового материала.

  1. Причины объединения русских земель
  2. Процесс централизации русских земель
  3. Управление новым государством
  4. Значение образования единого русского государства.

Опережающее задание:

Ученики готовят сообщения "Битва на Шелони", "Происхождение российского герба", "Стояние на Угре".

Проведение урока.

Изучение нового материала.

Учащиеся сами формулируют тему урока с опорой на анимированную карту и составляют план изучения темы в форме вопросов.

1. Причины объединения русских земель в единое государство.

Этот пункт плана раскрывается в процессе работы с анимированными картами.

Учащиеся формулируют причины объединения русских земель.

Закрепление: правильные ответы появляются на экране, причины записываются в тетрадь.

Далее учащимся предлагается ответить на вопрос: "Почему объединение стало возможным?", т.е. вспомнить историю возвышения Москвы с опорой на схемы.

2. Как происходило собирание русских земель в единое государство? (Процесс централизации)

Учащиеся выясняют способы присоединения русских земель к Московскому княжеству по анимированным картам.

При изучении вопроса о присоединении Новгорода используется прием ролевой игры "Погружение в историю". Учитель предлагает перенестись в средневековый Новгород (слайд 23). По звону вечевого колокола горожане собираются на площади (слайд 24).

Возможные действующие лица:

Лагерь сторонников присоединения к Москве. Бояре Ф.Д. Хромой-Челядин, И.Б. Тучко-Морозов, посланники Ивана Ш, требовали на вече признания за Иваном Ш титула государя и упразднения новгородского суда Новгородский боярин В.Никифоров втайне поступил на службу к Ивану Ш, присягнул ему, обман раскрылся на вече и боярин был убит. Степан Бородатый, летописец, ставленник Ивана Ш О нем известно, что на прежних вечевых сходках отстаивал тезис, что Новгород - издавна вотчина московских князей. Дьяк новгородского веча Захарий и подвойский (мелкий чиновник) Назар - о них известно, что они ездили в Москву с жалобой на новгородские порядки. Простые люди, сторонники Москвы - жители "славенского конца" города.

Лагерь новгородцев. Архиепископ Феофил - противник унии православной церкви с католической. Выставил в битве на Шелони свой архиепископский полк против Москвы, но его ратники не участвовали в битве, и это повлияло на поражение новгородцев. Сторонник переговоров и почетного мира Новгорода с Иваном Ш..

Марфа Борецкая - глава антимосковской коалиции, владелица вотчин, помыслов, вела торговлю. Ее сын, посадник Дмитрий Борецкий, вел в 1470-71гг переговоры с литовским королем Казимиром об оказании военной помощи Новгороду на условиях сохранения православной веры, вечевых порядков, прав и владений бояр. Королю предполагалось отвести резиденцию в Городище, в окрестностях города. (Король Казимир отправил в Орду гонца с целью подтолкнуто татар к набегу на Русь, но сам уклонился от военных действий против Москвы). Дмитрий возглавил новгородцев в битве при Шелони, был плене и затем казнен.

Князь Гребенка-Шуйский - предводитель новгородцев, присягал на верность городу (целовал крест), призванный возглавить оборону города. Впоследствии перейдет на службу к Ивану Ш.

Бояре новгородские, владельцы вотчин возможные участники вече (впоследствии перейдут на службу к Ивану Ш, но это их не спасет от гибели): посадник Василий Александрович Казимир, Яков Александрович Короб (брат Казимира), Лука Федоров, Михаил Берденев.

Купцы, ведущие торговлю с Ганзейскими городами, знающие о правах и вольностях зарубежных торговых городов.

"Шильники", простые люди, нанятые Борецкой подбивать на вече народ против Москвы. В основном, жители "Неревского конца". Известно, что они нападали на жителей "Славенского конца", разграбили Славкову улицу, но наказания не понесли,

Ход игры

Игра начинается с созыва по звону колокола веча. Стражники могут "проверять" собравшихся, те в свою очередь "представляются" классу. Затем участники веча поочередно выступают. (Рекомендуемые выступления, возможны вариации).

Боярин Тучко-Морозов, посланник Ивана III:

- Жители Великого Новгорода! Я, боярин Тучко-Морозов, посланник Московского царя, обращаюсь к вам с требованием, чтобы вы признали Ивана III своим государем, и упразднили новгородский суд.

Марфа Борецкая:

- Господин Великий Новгород - всегда был городом вольным. Мы сами решаем - кому подчиняться, с кем торговать, где и когда торговать. А теперь московский князь велит нам забыть нашу свободу, забыть об ограблении новгородских земель, о том, что московский князь отнимает боярские вотчины у новгородцев? Не бывать этому! Только литовский князь Казимир Ягайлович поможет нам умерить жадность москвичей. А если надо - для пользы дела - даже можно принять католическую веру!

Архиепископ Феофил:

- Нам негоже забывать о Новгородской вольнице. И за это надо побороться.

Князь Гребёнка-Шуйский:

- Позволь заметить тебе, святой отец, что твои ратники не особо готовятся к предстоящей битве.

Архиепископ Феофил:

- Московский князь - умный, дальновидный политик. Московское княжество набирает силу. Так стоит ли нам надеяться на помощь литовского князя Казимира Ягайловича, не раз подводившего своих союзников. Уж лучше вступить в переговоры с Иваном III и заключить с ним почётный мир. И как вы можете говорить о принятии католической веры - ведь это означает предать веру отцов, а все знают, какие жестокие и беспощадные католики-рыцари Тевтонского ордена.

Князь Гребёнка-Шуйский:

- И вы согласны святой отец, чтобы Московский князь нарушил наши вечевые порядки и сам вершил суд в Новгороде?

Староста "Славенского конца":

- А что, разве сейчас решения веча справедливы? Давеча лихоимцы с "Неревского конца" напали на Славкову улицу, пожгли и пограбили - а наказания не понесли. Доколе терпеть мы будем произвол лихоимцев? Уж лучше строгий суд московского князя!

Подведение итогов игры. Учитель организует обсуждение результатов "погружения в историю". Игру можно завершить голосованием всех участников о судьбе Новогорода.

Дополнительные материалы.

Марфа Борецкая происходила из рода бояр Лощинских. Вторым ее мужем был новгородский посадник Исаак Андреевич Борецкий. Поэтому боярыня и получила прозвище Марфа-посадница. Считается, что у нее были самые крупные после новгородского владыки и монастырей земельные владения и богатства. Этим и объяснялось ее влияние на политическую жизнь Новгорода. Источники рисуют боярыню властной и жестокой правительницей, непримиримой стяжательницей. Согласно легенде, Марфа, узнав о гибели в Заонежье двух своих сыновей, велела сжечь несколько тамошних деревень для устрашения местного населения. "Злохитриева жена" Марфа уничтожила всех своих политических противников, стремясь к единовластию на новгородских землях. Предполагают, что в ее планы входил брачный союз с литовским князем. На вече в 1471 г. она "вынудила" у собравшихся согласие на отложение Новгорода от Москвы.

По версии Н. М. Карамзина боярыня была казнена в Новгороде. Имеется также версия, что ее постригли в монахини в новгородском монастыре. Исследовательница жизни известных женщин Древней Руси Н. Л. Пушкарева считает, что Борецкая была казнена в тверском селе Млеве в 1503 году. Образ боярыни вдохновлял живописцев (у художника Д. Иванова есть картина "Марфа-посадница у Феодосия Борецкого"), поэтов (К. Рылеев вынашивал замыслы поэмы о защитнице новгородской республики), писателей (Н. М. Карамзин написал о ней повесть, а современный писатель Д. Балашов - роман).

"Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XVI века"

Рассматривая вопрос о присоединении Новгорода, учащиеся строят рассказ по анимированной схеме и иллюстрациям презентации. Заслушивается сообщение ученика "Битва на Шелони".

3. Управление новым государством.

Вопрос изучается по анимированным схемам. Схема государственного устройства заносится в тетрадь.

Стояние на Угре. Сообщение учащегося или работа по анимированной схеме.

Закрепление.

Учащимся предлагается высказать свое мнение по поводу оценки деятельности Ивана III Карамзиным.

Рефлексия.

Учащимся предлагается выступить:

  • Я запомнил(а):
  • Я понял(а):
  • Мне понравилось:

Обсуждение домашнего задания.