Взаимодействие семьи и школы в социализации младшего школьника

Разделы: Внеклассная работа


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17,18 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.

Актуальность программы. Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла. Порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Цель программы. Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребёнка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Задачи

  • Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
  • Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
  • Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Предполагаемый результат проекта

  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
  • Реализация личностно-проффессионального роста педагогов.
  • Раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.

Направление и формы взаимодействия семьи и школы.

  • Изучение условий семейного воспитания.
  • Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Взаимодействие с родительским комитетом.
  • Совместная деятельность родителей и учащихся.

Изучение условий семейного воспитания.

Приложение

Методы изучения семей

Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащегося, в том числе и отклоняющегося от развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

  • Наблюдение.
  • Индивидуальные беседы.
  • Тестирование.
  • Анкетирование.
  • Диагностика.
  • Деловые игры.
  • Анализ детских рассказов и рисунков.

Типы семей.

1-й тип. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений:

В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определённом возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи с нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи, с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции. Что, безусловно, требует внимание педагога.

3-й тип. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено на самотёк. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип. Внешне благополучные семьи, в которых отсутствуют истинные нравственные ценности. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с этими семьями особенно трудна.

5-й тип. Неблагополучные семьи с аморальным поведением. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, чем лучше родители и педагоги смогут понять, в чём сильные и слабые стороны индивидуального сочетания когнитивных стилей у конкретного ребёнка. Тем более значительную помощь они смогут ему оказать, сообщая знания в наиболее удобном для усвоения, индивидуализированном виде.

Параметры социализации семьи.

Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.

Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.

Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни.

Демографический параметр определяется структурой семьи.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. Сотрудничество семьи и педагогов.

Реализация системы взаимодействия семьи и школы.

  • Тематические собрания по классам.
  • Консультативная работа.
  • Работа с семьями учащихся, состоящих на внутришкольном контроле.
  • Привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек.

Основные формы работы с родителями:

  • лекции
  • дискуссии
  • семейные советы
  • круглый стол
  • устный журнал
  • беседы
  • анкетирование
  • педагогически направленное наблюдение
  • микроисследование

Основные формы работы с учениками.

  • Беседа
  • Классный час
  • Рассказы детей, беседы
  • Викторина
  • Праздник
  • Акция
  • Конкурсы рисунков, стихов, сочинений
  • Фотовыставка
  • Конкурс рисунков

Примерная тематика родительских собраний

1-й класс

  • Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
  • Распорядок дна первоклассника – залог здоровья.
  • Влияние телевидения на нравственное воспитание школьников.
  • Эмоции положительные и отрицательные.

2-й класс

  • Нравственное воспитание младших школьников в школе и дома.
  • Формирование духовности у учащихся через чтение.
  • Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию.
  • Как по-настоящему любить детей.

3-й класс

  • Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребёнка.
  • Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.
  • Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
  • Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.

4-й класс

  • Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
  • Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребёнка.
  • Здоровый образ жизни школьников.
  • Итоговое собрание “Итоги обучения в начальной школе”.

Примерная тематика работы с младшими школьниками.

1-й класс

  • “Что значит быть ответственным”.
  • “Папа, мама, я- спортивная семья”.
  • “Семейное дерево”

Результат реализации:

  • Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.
  • Формирование собственного поведения в коллективе, характера.
  • Проявление потенциальных возможностей школьников.
  • Выявление потенциальных возможностей школьников.

2-й класс

  • “Мои семейные обязанности”
  • “Здоровая семья”
  • “Семейные праздники”

Результат реализации:

  • Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • Проявление внутренней позиции.
  • Формирование навыков внутренней позиции.
  • Формирование нравственных понятий.

3-й класс

  • “Моя семья – это…”
  • “В здоровом теле здоровый дух”
  • “Мир вокруг меня. Какой он?”

Результат реализации:

  • Формирование нравственных понятий.
  • Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.
  • Накопление опыта нравственного поведения.
  • Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.

4-й класс

  • “Что я чувствую, когда нет рядом родных”
  • “Папа, мама, я – читающая семья”
  • “Когда мы вместе”

Результат реализации:

  • Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.
  • Формирование у детей ответственности за своё здоровье.
  • Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путём организации их практической деятельности.
  • Снижение агрессивности в поведении учащихся.

Мониторинг реализации программы. Мониторинг проекта реализуется на основе диагностических методов, наблюдений и других форм работы по изучению личности учащихся, семьи и взаимоотношений.