Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17,18 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.
Актуальность программы. Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла. Порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
Цель программы. Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребёнка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Задачи
- Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
- Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
- Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
Предполагаемый результат проекта
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
- Реализация личностно-проффессионального роста педагогов.
- Раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.
Направление и формы взаимодействия семьи и школы.
- Изучение условий семейного воспитания.
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Взаимодействие с родительским комитетом.
- Совместная деятельность родителей и учащихся.
Изучение условий семейного воспитания.
Методы изучения семей
Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащегося, в том числе и отклоняющегося от развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
- Наблюдение.
- Индивидуальные беседы.
- Тестирование.
- Анкетирование.
- Диагностика.
- Деловые игры.
- Анализ детских рассказов и рисунков.
Типы семей.
1-й тип. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений:
В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определённом возрасте, не исключаются.
2-й тип: семьи с нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи, с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции. Что, безусловно, требует внимание педагога.
3-й тип. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено на самотёк. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4-й тип. Внешне благополучные семьи, в которых отсутствуют истинные нравственные ценности. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с этими семьями особенно трудна.
5-й тип. Неблагополучные семьи с аморальным поведением. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, чем лучше родители и педагоги смогут понять, в чём сильные и слабые стороны индивидуального сочетания когнитивных стилей у конкретного ребёнка. Тем более значительную помощь они смогут ему оказать, сообщая знания в наиболее удобном для усвоения, индивидуализированном виде.
Параметры социализации семьи.
Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни.
Демографический параметр определяется структурой семьи.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. Сотрудничество семьи и педагогов.
Реализация системы взаимодействия семьи и школы.
- Тематические собрания по классам.
- Консультативная работа.
- Работа с семьями учащихся, состоящих на внутришкольном контроле.
- Привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек.
Основные формы работы с родителями:
- лекции
- дискуссии
- семейные советы
- круглый стол
- устный журнал
- беседы
- анкетирование
- педагогически направленное наблюдение
- микроисследование
Основные формы работы с учениками.
- Беседа
- Классный час
- Рассказы детей, беседы
- Викторина
- Праздник
- Акция
- Конкурсы рисунков, стихов, сочинений
- Фотовыставка
- Конкурс рисунков
Примерная тематика родительских собраний
1-й класс
- Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
- Распорядок дна первоклассника – залог здоровья.
- Влияние телевидения на нравственное воспитание школьников.
- Эмоции положительные и отрицательные.
2-й класс
- Нравственное воспитание младших школьников в школе и дома.
- Формирование духовности у учащихся через чтение.
- Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию.
- Как по-настоящему любить детей.
3-й класс
- Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребёнка.
- Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.
- Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
- Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
4-й класс
- Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
- Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребёнка.
- Здоровый образ жизни школьников.
- Итоговое собрание “Итоги обучения в начальной школе”.
Примерная тематика работы с младшими школьниками.
1-й класс
- “Что значит быть ответственным”.
- “Папа, мама, я- спортивная семья”.
- “Семейное дерево”
Результат реализации:
- Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.
- Формирование собственного поведения в коллективе, характера.
- Проявление потенциальных возможностей школьников.
- Выявление потенциальных возможностей школьников.
2-й класс
- “Мои семейные обязанности”
- “Здоровая семья”
- “Семейные праздники”
Результат реализации:
- Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Проявление внутренней позиции.
- Формирование навыков внутренней позиции.
- Формирование нравственных понятий.
3-й класс
- “Моя семья – это…”
- “В здоровом теле здоровый дух”
- “Мир вокруг меня. Какой он?”
Результат реализации:
- Формирование нравственных понятий.
- Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.
- Накопление опыта нравственного поведения.
- Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.
4-й класс
- “Что я чувствую, когда нет рядом родных”
- “Папа, мама, я – читающая семья”
- “Когда мы вместе”
Результат реализации:
- Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.
- Формирование у детей ответственности за своё здоровье.
- Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путём организации их практической деятельности.
- Снижение агрессивности в поведении учащихся.
Мониторинг реализации программы. Мониторинг проекта реализуется на основе диагностических методов, наблюдений и других форм работы по изучению личности учащихся, семьи и взаимоотношений.