1. Методическое обоснование темы урока
1.1. Ступень общего образования: ступень основного общего образования
1.2. Курс истории: История Татарстана (национально-региональный компонент в курсе истории Отечества).
1.3. Уровень исторического образования: первый концентр.
1.4. Класс: 8
2. Развернутая целевая установка урока
2.1. Обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока.
Цель: познакомить учащихся с промыслами и ремеслами родного края после отмены крепостного права.
Задачи:
- Выяснить какими промыслами и ремеслами занимались жители Елабужского уезда Вятской губернии;
- Развитие аналитических навыков (сравнение и обобщение);
- Воспитание интереса к истории родного края.
Подготовка к уроку
Разработка компьютерной презентации.
Ожидаемые результаты: Понимание значения несправедливо забытых промыслов и ремесел, существовавших в Елабужском уезде.
Основные понятия и термины: Ремесло, промысел, веялка, шлея, извоз, шадрик, шлея, бондарь, кочадык.
Оборудование: Иллюстрации, представленные в компьютерной презентации.
Ход урока
I. Организационный момент
Настрой учащихся на работу.
II. Создание проблемной ситуации.
- Внимательно прочитайте название темы урока. О чем будет идти речь во время занятия?
Во время ответа учащихся важно обратить их внимание на термины промыслы, ремесла. ( слайды № 2 и 3)
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя:
Славен Елабужский край своей историей и традициями, многими достижениями прежних поколений могут гордиться наши земляки сегодня. Но есть в памяти народной страницы, которые несправедливо забыты. К ним относятся старые промыслы и ремесла.
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.
В 70-х годах XIX века в Елабужском уезде стало развиваться новое ремесло- изготовление веялок. (слайд №4)
Запись в тетради:
Веялка- машина, которой веют зерно, т.е. очищают его от мякины и сора. (слайд № 5)
Сначала оно появилось в селах Грахове и в нашем селе Лекарево, куда по рассказам здешних жителей было привезено из Мензелинского уезда Уфимской губернии.
Крестьяне, видя незамысловатость устройства этого орудия и оценив всю его полезность, стали делать веялки как для собственных нужд, так и для продажи.
Веялки стали быстро распространяться по уезду, и в течении непродолжительного времени производство их заняло значительное число рук.
В 1888 году производством веялок в Елабужском уезде занималось 137 человек. Наиболее был развит промысел в Лекареве, Сентяке, Каменной, Верхнем и Нижнем Кокшанах, Грахове, Мурзихе и Яковлеве. Распространением веялок занимались местные откупщики, которые везли их на продажу в соседние уезды.В началеXX в. Елабужский уезд был лидером по производству веялок в Вятской губернии.
Закрепление:
Что такое веялка? Где наиболее развит был промысел веялок?
На особом месте среди елабужских промыслов стоял шлейный, имевший здесь давние традиции, со времен существования Булгарского государства.
Запись в тетрадь:
Шлея- часть сбруи, ремень, прикрепленный двумя концами к хомуту и проходящий по бокам к спине лошади. (слад № 6)
Сырьем для приготовления шлей служили лен и конопля, а шлеи с хомутами делались из мочала- лубяной части коры молодой липы, разделанной на узкие полоски. Шлеи имели изящные художественные украшения, часто оформлялись металлическими бляхами.. данный промысел особенно был популярен среди татарского населения узда.
После окончания полевых работ крестьяне объединялись и занимались извозом.
Запись в тетради:
Извоз-обмен товарами (льняное семя, рожь, овес, лен (кудель и холсты), шерсть) с другими уездами.(слайд № 7)
Наличие леса позволило заниматься добычей шадрика.
Запись в тетради:
Шадрик- зола применяемая в красильно-набойном промысле.
Использование его в ручном производстве тканей было в нашем крае широко известно. На рубеже XIX-XX вв. жжением шадрика в уезде занималось примерно 700 человек.
К сожалению, широкое развитие этого промысла привело к уничтожению огромного количества качественной древесины.
Закрепление:
Каким промыслам способствовало наличие в крае качественной древесины? Какие изделия изготавливали из древесины?
Перечень промыслов и ремесел для такого маленького города, как Елабуга, был чрезвычайно высок и разнообразен.
Для бытовых нужд использовали деревянные бочки, корыта, ведра, ушаты- все это изделия бондарного ремесла. (слайд № 11)
Быт крестьянина невозможно представить без изделий из дерева. Деревянная посуда, скамейки, лавки, маслобойки, лаговицы, корыта, пестери, бураки и многое другое изготавливалось для нужд крестьянина.
Использовалась и береста. Какое разнообразие изделий! (слайд № 12) Туесок – своеобразная сумка в которой в поле брали скудный обед, пестерь для хранения мелких предметов или куриных яиц, вазы, лукошки (слайд №13).
Как вы думаете, а что служило обувью для крестьян? В чем они ходили практически круглый год? (ответы учащихся). Трудно представить крестьянина без такой обуви, как лапти.
Повседневная, праздничная и дорожная обувь – все это лапти. При крайней бедности – незаменимая обувь, хотя плести их приходилось непрерывно. Береста и лыко – липовое, вязовое, ракитовое- вот материал для производства лаптей. (слайды 14-15).
Ребята, скажите, а из какого материала была соткана одежда? Почти в каждом доме можно было увидеть ткацкий станок на котором из льна ткали холсты ( для пошива рубашек, сарафанов, юбок), полотенца, скатерти, кушаки и др. (слайд № 16-17).
Промыслом изделий для хранения молока, приготовления пищи в русской печке являлось гончарное производство. Гончары изготавливали глиняные кринки, горшки, тарелки и другие предметы. (слайд №18-19).
Вывод : сегодня мы познакомились далеко не с полным перечнем промыслов и ремесел, существовавших в нашем крае в пореформенный период, т.е. конца XIX-начала XX веков. Славен елабужский край был пряничным делом. Елабугу называли даже городом пряников. В Елабуге делали также знаменитый хлебный уксус, который служил своеобразной «визитной карточкой» города. Был в почете и монастырский мед, крупным производителем которого был Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь. Пользовался успехом у населения и квас. Местные мастера изготовляли его нескольких сортов.
Закрепление:
- О каких промыслах и ремеслах, существовавшие в крае, вы узнали на уроке?
- Почему основным материалом для бытовых нужд крестьянина, было дерево?
- Какие ремесленные изделия вы запомнили?
Ремесленник всегда был в почете. Ремеслу обучали с раннего возраста и передавали его по наследству. У мужчин и женщин были свои промыслы и занятия. Каждая девушка старалась как можно больше приготовить свадебных даров. Чтобы зарекомендовать себя рукодельницей, а не прослыть «нерубой» как в селе называли тех, кто не умел ни прясть, ни шить, ни вышивать. Таких девушек избегали даже самые бедные женихи. Народная мудрость имеет немало пословиц и поговорок, посвященных ремеслу. Познакомимся с ними. (слайд № 20)
Домашнее задание:
- Нарисовать домашнюю утварь крестьянской семьи (можно использовать материал школьного краеведческого музея).
- Из источников СМИ найти материал, рассказывающий о промыслах и ремеслах родного края.