Задачи урока: в области знаний — учащиеся получат представление о значении участия граждан страны в выборах в органы власти, о полномочиях представительной власти, об активной и пассивной формах избирательного права;
в области умений — учащиеся развивают умения анализировать полученную информацию, оценивать последствия решений и действий гражданина, соотносить содержание полномочий органов власти с примерами социальной действительности;
в области ценностей — учащиеся задумаются об ответственности граждан за последствия участия или неучастия в выборах в органы власти.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация “Выборы: избирать и избираться”.
Ход урока
I. Орг. момент.
Сообщение темы занятия (СЛАЙД 1)
- Что такое выборы?
- Как вы понимаете избирать и избираться?
Обсуждение стихотворения: (СЛАЙД 2)
- Как вы понимаете это стихотворение?
Ты творец своей судьбы,
Строишь сам её ты с детства,
Выбор твой, уже учти
Есть решающее средство!
Просмотр видеоролика. (СЛАЙД 3)
Обсуждение видеоролика.
- О чем задумались дети в фильме?
- О чем задумались родители?
Дети задумались о том, что став взрослыми, они тоже будут избирать представителей власти, а может быть, и избираться в органы власти.
Родители задумались о том, что они сами могли бы участвовать в выборах и представлять власть, что их собственные решения могли бы изменить жизнь граждан к лучшему. Вопросы детей заставили их задуматься, правильно ли то, что они не воспользовались этим правом, и осознать, насколько важно принять участие в новых выборах.
- Во сколько лет можно избирать?
- Сколько должно исполниться лет, чтобы вас выбрали?
Одним из основных прав граждан Российской Федерации является право участвовать в управлении делами государства.
Конституция РФ закрепила положение, в соответствии с которым все российские граждане имеют право избирать и быть и избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Решение задачи (инсценировка) (СЛАЙД 4)
Второе воскресенье марта. Наступил день Выборов. Ивановы хотели было отправиться на избирательный участок, но рано утром им позвонили Петровы и пригласили на шашлыки.
- Погода действительно, отличная. Да и детям лучше на свежем воздухе, ведь две недели просидели дома: болели, — сказала мама.
- Да, но голосование продлится всего 1 день, а если поехать с Петровыми на шашлыки, значит, пропустить голосование, — отвечал папа.
Ответить нужно было быстро, и, посоветовавшись, Ивановы решили…
Обсуждение инсценировки. (СЛАЙД 5)
- Предположите, каково было решение Ивановых?
а) В результате выборов в
Государственную Думу пришел депутат, который
предложил повысить цены на проезд в городском
транспорте в 10 раз.
б) Новый мэр города добился строительства пяти
новых детских садов.
в) Новый глава поселка распорядился открыть
детский развлекательный центр.
г) Новый состав депутатов Государственной Думы
внес законопроект о введении платы за обучение в
университетах.
д) Новый Президент подписал новый закон о
повышении пенсии.
е) Новый мэр города распорядился сделать
платными парки отдыха.
ж) Новый глава поселка организовал постройку
бесплатного жилья для нуждающихся.
з) К власти пришел Президент, который предложил
поднять коммунальные платежи на 200%.
и) Депутаты Законодательного Собрания
Красноярского края помогли обеспечить
учебниками всех учащихся бесплатно.
- Предположите, почему неучастие в выборах приводит граждан к проблемам?
участвуя в выборах, граждане выбирают того кандидата, который защищает именно их интересы, а при отказе от участия в выборах к власти может прийти кандидат, который проводит противоположную интересам граждан политику, и повлиять на его решения и действия после прихода к власти будет довольно трудно.
Работа в парах
- Кого выбирают избиратели? (СЛАЙД 6)
- Вам предстоит сейчас правильно соотнести представителя власти и его полномочия (СЛАЙД 7)
Президент России — на 6 лет | Подписывает федеральные законы. Является верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ. Руководит внешней политикой Российской Федерации. Награждает высшими наградами и званиями. |
Депутаты Государственной Думы — на 5 лет | Принимают федеральные законы. Назначают и освобождают от должности председателя Центрального банка России. |
Депутаты Законодательного собрания края — на 5 лет | Принимают решение о назначении
предложенного Президентом губернатора. Утверждают по представлению Правительства края краевые целевые программы. Вносят на рассмотрение проекты краевых законов и поправки к ним. |
Глава местного самоуправления — на 5 лет | Назначает и освобождает от должности
руководителей учреждений и предприятий. Предупреждает и ликвидирует чрезвычайные ситуации, возникшие на его территории. Руководит деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения. Разрешает проведение митингов, демонстраций. |
Депутаты представительного органа муниципального образования — на 2–5 лет | Заслушивают отчет главы местного
самоуправления. Принимают местный бюджет. Принимают устав муниципального образования; Выносят решение о присвоении наград, премий и почётных званий на местном уровне. |
То есть:
- Органы местного самоуправления регулируют вопросы управления на местах (в городах или селах).
- Законодательное Собрание Красноярского края представляет права и интересы жителей целого региона.
- Государственная Дума РФ принимает законы на федеральном уровне.
- Президент РФ подписывает и обнародует принятые Думой законы и является гарантом конституционных прав и свобод граждан страны.
Сегодня у нас в гостях депутат районного Совета депутатов Брамман Екатерина Викторовна.
- Екатерина Викторовна, скажите, почему нужно участвовать в выборах?
- Что будет, если выборы не состоятся?
- Кого могут лишить избирательного права?
- Что необходимо гражданину, чтобы выдвигать свою кандидатуру на выборах?
Какими личностными качествами должен обладать депутат?
- Как избиратель должен подготовиться к выборам?
- Почему Вы решили избираться?
Итак, каждый гражданин может не только избирать, но и избираться, быть кем-либо из выборных представителей власти.
Сейчас я предлагаю каждому представить себя в роли избирателя или избираемого и закончить предложения: (СЛАЙД 8)
- Неучастие в выборах граждан приводит к проблемам страны тем, что_________________________________
- Как избиратель, я бы предложил кандидату на должность ____________________ принять решения: ________________________
- Если бы я избирался, я бы хотел стать ____________________, потому что_________________________
- Как избиратель, я бы голосовал за человека, который_____________
- Чтобы за меня проголосовали избиратели, я бы__________________
- Когда наступит день выборов, то я скажу своим родителям__________________
(СЛАЙД 9)
Используемая литература:
- СD-диск. Методические рекомендации по проведению Четвертого уставного урока. Избирать и избираться! –Красноярск, 2011.
- Методические рекомендации по проведению Четвертого уставного урока. Избирать и избираться! –Красноярск, 2011.
- Володина С.И. и др.. Основы правовых знаний. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2004г.
- Хорошенкова А.В.. Основы права. – Волгоград: Издательство “Панорама”, 2006г.