Цели:
- ознакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, литературой, медициной;
- продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты;
- воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Оборудование: картина «Постройка пирамиды», карта, учебник, презентация.
Информация для учителя
Поскольку обучение истории в школе сегодня ориентировано не только на усвоение знаний учащимися, но и на овладение способами их приобретения, то решить эту задачу позволит организация групповой деятельности учащихся. Эта форма работы им хорошо знакома по начальной школе. Но тем не менее учитель должен помнить, что, разбивая класс на группы, оптимальное количество детей в них должно быть от 4 до 6 человек. При первоначальном формировании групп следует учитывать желание школьников (возможен социометрический тест), а также опыт их совместной деятельности в парах (при работе, например, с историческими источниками). В психологии различают следующие типологические группы школьников:
1) ученики, имеющие глубокие и прочные знания, умеют их применять, пояснять, аргументировать, доказывать, обобщать факты;
2) учащиеся имеют хорошие, прочные знания, но не всегда умеют аргументировать, доказывать, обобщать, затрудняются в решении творческой задачи;
3) ученики обладают минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образу или схеме;
4) учащиеся с трудом усваивают факты, понятия, не могут воспроизвести определение, не умеют применять знания без помощи учителя.
В каждой группе выбирается старший (бригадир, консультант), который руководит деятельностью своей группы, наблюдает за ходом работы, а в случае необходимости оказывает ей помощь. Каждый член группы выполняет часть общего задания. После взаимной информации складывается коллективный результат, которым в той или иной степени владеют все члены группы и могут выступать с соответствующим сообщением.
После заслушивания групповых ответов следуют вопросы к выступающему, соответствующие исправления и дополнения. А в заключение – обобщение учителя. В результате обеспечивается усвоение всеми учащимися основного программного материала. В ходе таких занятий возникает атмосфера соревновательности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы. При коллективной форме обучения существенно меняется роль учителя. Он выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы и отдельных учащихся, а в случае необходимости может поработать с одной из групп, подводит итоги коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке. Для экономии времени целесообразнее учащихся посадить по группам на перемене, а не на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний по теме «Религия древних египтян»
Поскольку объем изучаемого материала велик, то в целях экономии времени можно устно заслушать одного ученика (наиболее подготовленного) либо провести тест на 10 минут.
1. Подготовка устного ответа по карточке.
Карточка Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие боги и
религиозные верования существовали у древних египтян?»
Сделай вывод. |
Примерный ответ учащегося
Главным богом у египтян был бог Солнца Ра, так как от него зависела жизнь людей. Все боги у египтян были с головами животных, так как существовал культ животных, преклонение им. Еще египтяне верили в загробную жизнь, отсюда и ритуал захоронения, когда вместе с хозяином клали различные вещи. Государственная власть и религия были тесно связаны между собой.
2. Выполнение теста. (Приложение 1)
III. Переход к изучению новой темы
Поскольку египтяне верили в загробную жизнь, то они клали в гробницу фараона статуэтки, делали золотые маски, расписывали стены пирамид, строили храмы. Все это является ценнейшим источником наших знаний об истории Древнего Египта, культуры этой страны.
– Ознакомимся с культурой Древнего Египта.
IV. Изучение новой темы (работа по группам)
Для работы у каждой группы есть учебник, дополнительная литература и карточка-задание.
1. Условия работы групп (написать на доске).
А) Консультанты получают карточку-задание.
Б) Работа с литературой – 25 минут.
В) Время на обсуждение, составление рассказа – 10 минут.
Г) Выступления групп – 5–7 минут.
2.Заполнение таблицы в тетради всеми учащимися на протяжении всего урока по итогам выступления групп.
Направление культуры | Достижения | Значение для мировой культуры |
1. Архитектура | ||
2. Скульптура и живопись | ||
3. Медицина | ||
4. Письменность | ||
5. Литература |
3. Карточки-задания для всех групп.
Карточка-задание для группы № 1 Архитектура Внимательно изучите литературу, фрагменты исторического документа, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
Подготовьте небольшой рассказ по теме «Как строились пирамиды и храмы в Древнем Египте?» |
Геродот. История
124. … Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, камней из каменоломен в Аравийский горах (через реку камни перевозили на кораблях) … сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы… сооружение же самой пирамиды продолжалось двадцать лет.
125. Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего
мира. |
Вопросы к документу:
– Из чего строили пирамиды?
– Почему говорят, что Хеопс вверг страну в пучину бедствий?
– Как поднимали камни для строительства пирамиды?
– Сравните способ строительства пирамиды, описанный Геродотом, и способ,
описываемый в учебнике.
Постройки в Луксорском храме
…Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, владыка венцов Аменхотеп, властитель Фив, успокоился на работах для отца своего Амона-Ра, владыки престолов Обеих Земель, в Луксоре из камня белого, доброго, крепкой породы, (причем) он (то есть Луксорский храм) расширен и увеличен весьма, к красоте которого добавлен избыток, стены которого из белого золота, пол которого из серебра, все ворота которого обиты, пилон которого близок к выси, а обе мачты которого – среди звезд…
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего
мира. |
Вопросы к документу:
– Для чего строили храмы в Египте?
– Для кого (какого бога) строит храм фараон Аменхотеп?
– Чем украшался храм?
Карточка-задание для группы № 2 Скульптура, живопись Внимательно изучите литературу, фрагменты исторического документа, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом): – Учебник Вигасина п. 4 § 10 или Михайловского п. 1 § 14. Подготовьте небольшой рассказ по теме «Какие правила должны были соблюдать египетские художники и скульпторы, изображавшие богов, фараонов, вельмож?» |
Карточка-задание для группы № 3 Медицина Внимательно изучите фрагменты исторического документа, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом). Подготовьте небольшой рассказ по теме «Какие достижения в области медицины существовали у древних египтян?» |
О достижениях древних египтян в области медицины мы знаем благодаря сохранившимся древнеегипетским медицинским трактатам. Например, до нас дошел медицинский папирус Эберса 20,5 м длины. Он содержит до 900 лечебных рекомендаций против различных недугов. Благодаря бальзамированию трупов египтяне могли хорошо изучить строение человеческого организма, процесс кровообращения. В результате появились первые знания в области анатомии. Египетские врачи считались лучшими в тогдашнем мире. При лечении употребляли настои трав, порошки, касторовое масло, различные соли, что свидетельствует о развитии фармакологии.
Из предписания врачу относительно перелома черепа без повреждения мягких тканей головы (из папируса Смита)
Если ты осматриваешь человека с переломом черепа под кожей его головы и нет ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступающую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и что идет (он) и волочит подошву. Ты должен определить ее как травму, нанесенную извне, причем головка сустава его плеча не отделена, а вместе с тем ногти его пальцев скрючены в середину руки, от источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг излечим.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего
мира. |
Вопросы к документу:
– Какие выводы можно сделать на основе этого документа?
Карточка-задание для группы № 4 Письменность Внимательно изучите литературу, фрагменты исторических документов, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
Подготовьте небольшой рассказ по теме «Как развивалась письменность в Древнем Египте?» |
Карточка-задание для группы № 5 Литература Внимательно изучите фрагменты исторических документов, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
Подготовьте небольшой рассказ по теме «Что отражали и кого восхваляли в литературных произведениях древние египтяне?» |
Древние египтяне создали разнообразные произведения художественной литературы (мифы, сказки, повести, песни, поучения и др.). Литература древних египтян была тесно связана с религией.
Восхваление авторов поучений
(текст содержится в одном из папирусов II тыс. до н.э.)
Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими.
Построены были двери и дома, но они разрушились,
Жрецы заупокойных служб исчезли,
Их памятники покрылись грязью,
Гробницы их забыты,
Но имена их произносят, читая эти книги.
Написанные, пока они жили,
И память о том, кто написал их,
Вечна.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 55
Вопрос к документу:
– За что восхваляют авторов поучений?
Сказка о взятии Юпы (XIII в. до н.э.)
Был некогда а Египте полководец Джехути. Он сопровождал фараона Тутмоса III во всех походах, постиг все военные хитрости и получил немало наград. И вот однажды прибыл к фараону гонец и сообщил: «Побежденный правитель города Юпы восстал против твоего величества. Он истребил твоих людей и колесницы». И сказал тогда Джехути: «О, ты, кому вся земля воздает почести! Прикажи дать мне твой великий жезл, войска и колесницы. Я убью побежденного из Юпы и захвачу его город». И дал ему фараон жезл и солдат. Прибыл Джехути к стенам Юпы и обратился к его правителю: «Я, Джехути, полководец Египта. Отваге моей стал завидовать сам фараон, но я спасся от него, увел солдат и унес его великий жезл. С моими воинами готов я служить тебе и отдам тебе жезл фараона». Обрадовался побежденный из Юпы, сел пировать в лагере Джехути, потом сказал: «Хочу увидеть великий жезл фараона, принеси его мне!» Взял Джехути жезл и ударил им в висок побежденного из Юпы. Связал его кожаными ремнями, наложил на него оковы из меди. Приказал Джехути принести двести больших корзин и спрятал в каждой по одному своему воину с оружием. А жителям города объявил: «Вот приказ вашего правителя! Открывайте ворота, чтобы внести добычу! Джехути побежден и сдался». Когда же открыли ворота и внесли в город корзины, выскочили из корзин египетские воины с топорами и кинжалами и захватили Юпу.
Михайловский Ф.А. История Древнего мира. |
Вопросы к документу:
– Какие исторические события отражены в сказке?
– Какую хитрость применил Джехути?
– На сюжет какой древней сказки похож сюжет этой сказки?
V. Закрепление изученного материала
1. Беседа с учащимися
– Что мы выяснили на этом уроке? (Выяснили, что египтяне внесли большой
вклад в развитие культуры народов мира.)
– А что такое культура? (Культура – это достижения людей в разных областях
человеческой жизни.)
Записать определение культуры в тетрадь.
2. Проверка заполнения таблицы учащимися класса, оценка деятельности групп или отдельных учащихся на уроке (можно собрать тетради тех, кто не успел выступить на уроке).
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по теме «Древний Египет»; для этого повторить термины: налог, культура, государство, классы, религия; уметь показывать на карте Египет, Нил, дельту, пороги, столицу, страны, в которые были совершены военные походы фараонов.