Роль предметно-развивающей среды в формировании навыков безопасного поведения у детей на дорогах

Разделы: Работа с дошкольниками


Особое внимание ежегодно уделяется результатам статистики, согласно которым, на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому приоритетной проблемой современного общества остаётся предупреждение дорожно-транспортного травматизма. Такое решение требует всеобщего участия  педагогов, родителей и детей.

Задача детского сада по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включает комплексную работу:

  • организацию разных видов детской деятельности в режиме дня детского сада;
  • повышение компетентности родителей средствами партнёрского взаимоотношения. Взрослые должны знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях;
  • использование в педагогической практике современных образовательных технологий, особенно проектного метода;
  • совершенствование предметно-развивающей среды.

Современный детский сад в своей деятельности опирается на Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Решение задач такой образовательной области, как “Безопасность”, по своему содержанию, интегрировано с областями “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Труд”, “Физическая культура”, “Здоровье”. Одна из них сформулирована так: “ Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств”. Реализация задачи планомерно протекает в разных возрастных периодах. Сегодня выдвигаются высокие требования к календарно-тематическому планированию работы. Приложение 1.

В решении задачи по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на улице педагогу поможет пособие Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стёркиной Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М. Просвещение, 2007 г., а также демонстрационный материал и рабочие тетради, обеспечивающие методическое сопровождение данного пособия.

Однако, целостность образовательного процесса завершается в окружающем ребёнка мире – среде, где он воспитывается и развивается. Построение предметно-развивающего пространства согласно возрастным потребностям ребёнка и деятельностного подхода, обеспечит устойчивые навыки и самоконтроль в его поведении.

Младший возраст.

Цель: обучение детей различению проезжей части улицы и тротуара; формирование представления о назначении зелёного и красного сигналов светофора.

Построение среды:

1. Зона сюжетно-ролевых игр должна содержать игровой материал – машины для сюжетно-ролевых игр “Водители и пешеходы”, “Автобус”, коляски, куклы, атрибуты – жезл, рули, светофор (с автоматическим переключением света) комплект дорожных знаков (напольных или нагрудных), напольный деревянный конструктор Поликарпова. Игровые маркеры – “Больница”, “Дом” и др. по интересам детей; элементы костюмов – накидка “Светофор”, каски, фуражка регулировщика и др.

2. Зона подвижных игр – спортивный инвентарь: мячи резиновые (однотонные), кегли, кочки, обручи (плоские, цветные); атрибуты к подвижным играм “Цветные автомобили”, “Машины”, “Воробушки и автомобиль”, “Трамвай”; крупные мягкие модули для игр-тренингов “Паровозики и машины”.

3. Зона тихих игр – персонажи театрализованного уголка: настольный театр игрушки “Уважайте светофор”, “На лесном перекрёстке”; ширма “Улица”, дидактическое панно “Пешеходный переход” (коврограф), полка с дидактическими играми “Светофор”, “Найди пару” (по цвету, форме с сюжетом транспорта), пазл (серия сюжетных картинок “Пешеходный переход”), игровое пособие “Угадай по звуку”; набор раскрасок (предметных) и трафаретов из серии “Транспорт”, иллюстративный материал для рассматривания по темам “Город” (дороги, здания, транспорт, люди), “Деревня” (дороги, дома, транспорт, люди).

Расширение первоначальных детских представлений и накопление новых знаний о правилах безопасности происходит посредством создания игровой ситуации. Закрепление знаний и осознанного отношения к соблюдению правил безопасности осуществляется при организации разных видов деятельности с опорой на игру.

Средний возраст.

Цель: закрепление у детей представлений о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора.

Построение среды:

1. Зона сюжетно-ролевых игр должна содержать игровой материал для моделирования игровых ситуаций в пространстве (“Перекрёсток”) – атрибуты: жезл, рули (предметы – заместители), накидки “Светофор”, “Инспектор полиции”, “Пожарный”; игровые маркеры “Магазин”, “Больница”, “Остановка”, “Стройка”, “Парикмахерская” и др. по инициативе детей; напольный деревянный конструктор Поликарпова, комплект дорожных знаков (напольных или нагрудных); наборы машин (средней величины), включающие специальную технику и виды транспорта; напольное покрытие с сюжетом “Город” (соответствующий размеру машин из наборов).

2. Зона подвижных игр – моделированный перекрёсток (для тренинговых игр), спортивный инвентарь: обручи (плоские, разного цвета и размера), мячи резиновые, скакалки, гимнастические палки; атрибуты для игр “Трамвай”, “Воробушки и автомобиль”, “Светофор”.

3. Зона тихих игр – ширма “Город”, персонажи театра би-ба-бо “Светофор и колобок”, настольный театр игрушки “Светофор и лесные звери”; раскраски и трафареты на тему “Транспорт”, альбомы с иллюстративным материалом, настенное магнитное панно “Перекрёсток”, полка с дидактическими играми “Светофор”, “Найди пару” (по цвету, форме и величине), “Собери автомобиль”, игры-пазлы; настольный конструктор для создания макета “Мой двор”.

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны самостоятельно изменять сюжет игр, усложнять игры правилами, а игровой материал трансформировать. Грамотное построение игрового пространства способствует развитию способностей детей и формированию осознанного поведения дошкольников.

Старший дошкольный возраст.

Цель: формирование у детей представлений о том, что пешеходы ходят только по тротуару, улицы переходят в специальных местах, сообразуясь с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках.

Построение среды:

1. Зона сюжетно-ролевых игр конструктивно меняется. На смену крупным и средним машинам приходят маленькие машинки для настольных игр. Сюжеты разворачиваются на уменьшенной плоскости – стол, ленточный подоконник, платформа, подиум. Для сопровождения игр размещаются наборы маленьких человечков – носители детских образов (сказочные герои, профессии людей и др.). Игровые маркеры моделируются детьми в любом пространстве: “Поликлиника: регистратура, травмпунк”, “Магазин” (автозапчасти), “Мастерская по авторемонту”, “Автозаправочная станция”, “Пожарная станция”, “Путешествие за город” и др. по интересам детей. Для развития конструктивных способностей полезно иметь в группе конструкторы с различными видами соединений и бросовый материал. Игры с игрушками, сделанные своими руками из серии “Вторая жизнь предмета” приносят и удовольствие, и новые познания об окружающем. Набор дорожных знаков для настольных игр – неотъемлемая часть игр с правилами на макете “Наш район”, “Дорога из дома в детский сад”.

2. Зона подвижных игр – спортивный инвентарь: мячи разного размера, скакалки, гимнастические палки, обручи. Машины среднего размера используются с дистанционным управлением для соревновательных игр. Атрибуты для игр “Светофор”, “Мы юные автомобилисты”, набор напольных дорожных знаков.

3. Зона тихих игр – дидактические настольно-печатные игры “Летит, плывёт, едет” (ознакомление с разными видами транспорта), “Дорожные знаки”, “Дорожная азбука”, “За рулём”; в книжном уголке размещается тематическая выставка “Юный пешеход Москвы” с раскрасками и иллюстративным материалом, фотоальбомы, собранные детьми и родителями, книги с произведениями разных жанров на тему “Мы учим правила дорожного движения”, а также иллюстрированные детские книжки-самоделки “Для пешехода есть пешеходный переход”, “Светофор”, “Знаки предупреждающие”. Дети с увлечением продолжают играть в театрализованном уголке: организовывают театр -драматизацию “Приключение Незнайки на дороге”, “Путешествие лесных зверей со Светофором” (наличие элементов костюма образа и атрибутов действия). В старшем возрасте дети начинают увлекаться коллекционированием. Интерактивная выставка “Мы едем, едем, едем” и украсит пространство помещения и обогатит содержанием игры детей. Экспозиция может быть направлена на историю возникновения транспорта или дорожных знаков.

Большое значение в работе с детьми старшей и подготовительной групп играет организация экскурсий, где дети овладевают практическими навыками пешеходов, где используется такой приём, как обращение   внимания на правильное или неправильное поведение других пешеходов. В таком возрасте также эффективными являются практические игры-тренинги на площадке “Автогородок”. Такая площадка организовывается перед зданием детского сада. Приложение 2.

Решение о принятии положения об Автогородке на территории детского сада и плане его использования принимается на педагогическом совете. Схема площадки располагается на магнитном стенде, где дорожные знаки дети устанавливают самостоятельно. Тренинги проводятся подгруппами по 8–10 человек. Кроме разметки площадки для игр приобретаются электромобили, велосипеды (трёхколёсные), самокаты, которые размещаются на парковке. Территория площадки используется также и для проведения досугов с родителями и выпускниками детского сада “Посвящение в пешеходы”, “Дорожная азбука”.

Такая работа детского сада заставляет родителей серьёзно взглянуть на приобретение их детьми прочных знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения через интеграцию разнообразных видов деятельности (игровой, познавательной, продуктивной) должна повысить  устойчивый интерес детей к изучению правил дорожного движения и способствовать формированию полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице. Приложение 3, Приложение 4.